Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей

Продолжая тему, поднятую в рамках заочного круглого стола «Инклюзивное и коррекционное обучение в школе» в предыдущем номере «АО», предлагаем вашему вниманию мнение И.В.Ткаченко, руководителя проекта «Модель подготовки педагогов к внедрению системы инклюзивного образования детей с ОВЗ».

Просмотров: 49

Материал опубликован в журнале №106 от 26.10.2018.

ТКАЧЕНКО Ирина Валериевна 

профессор кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета, доктор психологических наук.

Продолжая тему, поднятую в предыдущем номере «АО» [1], предлагаем вашему вниманию мнение Ирины ТКАЧЕНКО, руководителя проекта «Модель подготовки педагогов к внедрению системы инклюзивного образования детей с ОВЗ» (2012).

 

– Модернизация педагогического образования – это непрерывный процесс, который включает решение вопросов по обучению и воспитанию детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Однозначного ответа на вопрос, что лучше – коррекционные школы или инклюзивное образование, – нет, и я думаю, долго еще не будет. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно привести в равновесие три составляющих: дети с инвалидностью и ОВЗ и их возможности; педагог и его трудовые функции и умения; сам процесс обучения с учетом внешних условий.

Учителя коррекционных школ обязаны иметь два высших образования: педагогическое и специальное (дефектологическое). При этом желательно, чтобы педагог-дефектолог имел специализацию и как врач, зависящую от категории детей, которых обучает.

Многое сделано в российском образовании для улучшения качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, но не все можно реализовать как по объективным причинам, так и по причине неготовности отдельных людей к реализации инклюзивного образования.

Давайте проанализируем, как менялась программа обучения особенных детей на протяжении последних сорока лет, на примере обучения глухих и слабослышащих.

При подготовке будущего педагога общеобразовательной школы в основные образовательные программы включены дисциплины «Специальная психология» и «Коррекционная педагогика» объемом 72 часа. А для учителей проводятся курсы повышения квалификации по работе с учащимися с инвалидностью и ОВЗ (иногда даже дистанционные) объемом до 144 часов. Достаточно ли этого, чтобы понимать особого ребенка?

До 2002-2003 годов дети с нарушением слуха должны были усвоить программу основного общего образования за тринадцать лет (с 0 по 12 класс). Учебники разрабатывались с учетом срока обучения и особенностей детей с инвалидностью и ОВЗ. В коррекционных школах для детей с нарушением слуха создавались отдельные классы для обучающихся с умственной отсталостью. Это позволяло применять адаптированные программы для каждой категории детей.

В настоящее время учащиеся коррекционных школ для детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и другие категории) обучаются по учебникам массовых средних школ. Разница заключается лишь в том, что времени на усвоение программы основного общего образования дается учащимся коррекционной школы на один год больше (10 лет), а при инклюзивном – сроки усвоения программы для всех детей одинаковы. На программу среднего (полного) образования им выделяется два года, как и ученику массовой школы. Хорошо это для детей или плохо, могут ответить сами дети и объективные показатели их успеваемости. А анализ мест их трудоустройства поможет сделать вывод о необходимости изучения сложных материалов, которые не все здоровые дети могут усвоить, или стоит уделить внимание развитию тех функций и умений, которые будут им жизненно необходимы.

Конечно, такой темп обучения выдержит не каждый обучающийся с инвалидностью и ОВЗ, а это значит, что среди них будут также неуспевающие, педагогически запущенные дети, которым необходим индивидуальный подход. Плюс обучения в коррекционной школе в том, что дети понимают друг друга и им легче адаптироваться к школе и обучению в целом.

При инклюзивном образовании ребенку с инвалидностью и ОВЗ приходится находиться среди различных категорий детей, и это усложняет процесс адаптации к школе. При этом необходимо отметить, что для ребенка должна быть написана адаптированная программа. Но все эти трудности могут обернуться большим преимуществом, так как ребенок научится жить в модели общества с разными категориями людей. Это позволит ему переступить психологические барьеры, возникающие после окончания школы, и облегчит социальную адаптацию.

Классик гуманной педагогики В.А. Сухомлинский:

– От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы.

 

По данным исследования* С.В. Алехиной, М.А. Алексеевой и Е.Л. Агафоновой, проведенного среди учителей в 11 общеобразовательных школах Москвы:

74,4% – либо совсем не знакомы с основными положениями и принципами инклюзивного образования, либо недостаточно информированы в этом вопросе;

51% – не готовы применять специальные подходы в своей повседневной практике;

38% – запрашивают дополнительное обучение;

64% – используют разные формы организации учебного процесса (диалог, моделирование, минигрупповая работа);

86% – предпочитают, чтобы вопросы задавались после объяснения учебного материала (устоявшаяся форма ведения урока);

19% вовлекают родителей в обучение ребенка.

 

* Информация приведена в докладе «Доказательная база инклюзии» (bit.ly/ao105I2), С. 46-47.

На государственном уровне сделано много для улучшения условий обучения детей с инвалидностью и ОВЗ, но школы все равно материально не свободны, и большинство из них не может себе позволить введение дополнительных ставок тьюторов, сурдопереводчиков, педагогов-психологов и других специалистов, которые необходимы при наличии в школе детей с ограниченными возможностями. А значит, основная нагрузка ложится на учителя. Необходимо отметить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» учитывает это. Но как все выглядит на практике?! Учителя коррекционных школ обязаны иметь два высших образования: педагогическое и специальное (дефектологическое). При этом желательно, чтобы педагог-дефектолог имел специализацию и как врач, зависящую от категории детей, которых обучает.

Что же педагог общеобразовательной школы? Как происходит приобретение им необходимых компетенций для работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ? Один из вариантов – когда при подготовке будущего педагога в основные образовательные программы включены дисциплины «Специальная психология» и «Коррекционная педагогика» объемом 72 часа. А для учителей проводятся курсы повышения квалификации по работе с учащимися с инвалидностью и ОВЗ (иногда даже дистанционные) объемом до 144 часов. Достаточно ли этого, чтобы понимать особого ребенка? Чтобы построить процесс обучения в соответствии с его нозологией? И при этом не забыть, что в классе есть еще 15-20 человек, которые также нуждаются во внимании педагога.

На мой взгляд, очень своевременно создан ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но обучать детей в соответствии с данным стандартом смогут только педагоги, обладающие соответствующими компетенциями.

Поэтому, считаю, коррекционные школы должны существовать наряду с инклюзией, и вопрос, где лучше обучаться ребенку с ОВЗ, должен решаться индивидуально и комплексно. Это и будет его адаптированная индивидуальная траектория развития. Главное, чтобы выбранная траектория делала детей счастливыми и устойчивыми к различным негативным воздействиям. Как сказал классик гуманной педагогики В.А. Сухомлинский: «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

 

P.S. Вступить в дискуссию можно, прислав свои варианты ответов по адресу: sindeeva@akvobr.ru. В теме письма просьба указывать рубрику «Заочный круглый стол».

Часть I: Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России

[1] С.А. Минюрова, М.Л. Кусова, А.В. Абрамова, М.В. Филатова Инклюзивное и коррекционное обучение в школе // «Аккредитация в образовании». – 2018. – № 5(105). – С. 63-65.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: актуально, ао-106, коррекционное образование, армавирский государственный педагогический университет, инклюзивное образование

Похожие материалы:
Инклюзия не просто включение
Болонский процесс и проблемы 2015 года
«Профориентации детей с особенностями здоровья должно уделяться самое пристальное внимание»
Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
Влияние кризиса на систему образования России
Инклюзивное образование должно защитить интересы людей
Проблемы реализации инклюзивного образования
Заседание Российского Союза ректоров в АлтГУ
Международный инклюзивный форум в Баку
Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#103Научные проекты привлекают в Поволжский институт управления дополнительное финансирование
#97Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж – Региональный координационный центр WSR
#106Практико-ориентированное обучение в Якутском индустриально-педагогическом колледже
#97ТГУ – лидер глобального образовательного пространства
#95Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний