Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовки

На примере Центрально-Черноземного Воронежского электронного технического института (ЦЧ ВЭТИ) интересно рассмотреть формирование современной электронно-дистанционной образовательной среды,а также особенности функционирования в ней систем ДПО, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и профессионального образования.

Просмотров: 178

ПОДОПРИХИН
Николай Михайлович 

ректор Центрально-Черноземного Воронежского электронного технического института, кандидат экономических наук, доцент.

На примере Центрально-Черноземного Воронежского электронного технического института (ЦЧ ВЭТИ) интересно рассмотреть формирование современной электронно-дистанционной образовательной среды,
а также особенности функционирования в ней систем ДПО, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и профессионального образования.

Масштабный проект

Современная электронная инфор­мационно-образовательная среда (ЭИОС) – это, прежде всего, обес­печение информационной откры­тости в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в сфере образования, организация образовательной деятельности и обеспечение доступа обучающихся и научно-педагогических работников к информационно-образовательным ресурсам. В настоящее время в сис­теме ЭИОС института реализуется около 20 курсов.

На базе ЭИОС развивается система онлайн-обучения (СОО), позволяя вовлечь в процесс обучения большее количество слушателей и сделать его более доступным как с точки зрения стоимости обучения, так и с точки зрения территориальной удаленности преподавателей и слушателей.

Среди основных преимуществ СОО ЦЧ ВЭТИ можно отметить следую­щие:

• возможность выбора слушателем удобного места и времени для обуче­ния;

• возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в очном режиме в силу определенных причин (нет возможности прерывать работу, географическая удаленность от учеб­ного заведения, болезнь и прочее);

• сокращение расходов на обуче­ние – нет необходимости совершать дальние поездки для частных лиц, для организаций – направлять сотрудни­ков в командировки.

Безусловно, при реализации та­кого масштабного проекта, как циф­ровизация образовательной среды института, невозможно обойти сто­роной и ряд проблем. Одна из них – формирование адекватного аппа­рата управления онлайн-обучением в вузе. Эта задача активно реша­ется посредством определения по­рядка организации и обеспечения образовательной деятельности по программам ДПО с использованием электронно-дистанционных образо­вательных технологий.

Перспективными целями внедрения электронного обучения в институте являются:

– формирование информационно- коммуникационной культуры обучаю­щихся и преподавателей;

– расширение возможностей обу­чающихся (слушателей) для освоения образовательных программ;

– повышение качества образования через интеграцию классических форм обучения с технологиями электрон­ного обучения;

– повышение преподавательской активности через формирование электронной информационно-образо­вательной среды;

– повышение доступности образова­ния независимо от места нахождения обучающихся.

Функционирование ЭДОС института осуществляется в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности федеральных законов «Об информации, инфор­мационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года, № 149 и «О персональных данных» от 27 июля 2006 года, № 152.

ЭДОС рассматривается как совокуп­ность электронных информационных ресурсов и образовательных ресур­сов, информационных и телекомму­никационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающая освоение обучаю­щимися образовательных программ или их частей, а также взаимодействие обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным, админист­ративно-хозяйственным персоналом и между собой.

Электронное обучение (ЭО) пред­ставляет собой поддерживаемое и стимулируемое посредством исполь­зования информационных и комму­никационных технологий обучение с применением содержащейся в базах данных информации и обеспечиваю­щих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуни­кационных сетей, осуществляющих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участ­ников образовательного процесса.

Комплексный подход

Системы управления процессом электронного обучения поддерживают различные модели организации учеб­ного процесса: обучение в академи­ческих группах, модульное обучение, индивидуальные траектории обучения.

Электронная информационно-обра­зовательная среда института состоит из следующих элементов:

• официальный сайт ЦЧ ВЭТИ;

• образовательные программы;

• среда электронного обучения ИОС MOODLE;

• программы учебных дисциплин;

• данные результатов промежуточ­ной аттестации обучающихся;

• электронные портфолио студентов;

• балльно-рейтинговая система оце­нивания результатов обучения;

• электронные библиотечные ре­сурсы фундаментальной библиотеки института;

• электронно-библиотечная система;

• сервис для размещения выпуск­ных квалификационных работ;

• система проведения веб-конфе­ренций.

Интегрированная образовательная среда электронного обучения ИОС MOODLE как часть ЭДОС института фиксирует ход образовательного про­цесса и отражение результатов про­межуточной аттестации студентов, информационно-методическую подде­ржку проведения всех форм учебных занятий и процедуру оценивания теку­щей успеваемости.

Основное программное обеспече­ние ЭДОС института позволяет ис­пользовать для обеспечения синхрон­ного и асинхронного взаимодействия преподавателя и студента общедо­ступные интернет-сервисы: такие как twitter, vk, facebook, google, youtube.

Научно-методическое обеспечение электронного обучения включает:

• инструкции для преподавателей и обучающихся по работе в системах электронного (дистанционного) обуче­ния со специализированным програм­мным обеспечением, размещённые в ИОС MOODLE;

• методические материалы по разработке учебно-методического комплекса дисциплины, созданию учебно-методической литературы, электронных образовательных ресур­сов и мультимедиа курса;

• методические рекомендации по разработке электронного учебного курса в системе электронного обуче­ния, чему посвящён отдельный сетевой курс для преподавателей ЦЧ ВЭТИ;

• регламент регистрации и проведе­ния технолого-методической экспер­тизы электронных учебных курсов;

• методические и научные матери­алы в области педагогики, дидактики и психологии образования примени­тельно к использованию дистанци­онных образовательных технологий, представленные на сервере электрон­ной библиотеки института.

Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения ДОТ включает:

• внешние нормативно-правовые документы;

• положение об ЭДОС института как внутренний (локальный) нормативно- правовой документ;

• документы, регламентирующие авторские, имущественные и иные права на учебно-методические комп­лексы, а также другие средства и про­дукты, используемые в учебном про­цессе электронного обучения.

Развитие ЭО и использования ДОТ в институте обеспечивается, при под­держке ректората, реализацией до­полнительных профессиональных программ по ИКТ.

Электронный УМК должен обеспечи­вать в соответствии с программой дис­циплины (учебного курса) организацию самостоятельной работы обучающе­гося, включая обучение и контроль зна­ний (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию), тренинг путем предоставления необхо­димых (основных) учебных материалов, специально разработанных (методи­чески и дидактически проработанных) для реализации электронного обучения.

Структура е-УМК включает обяза­тельные пять разделов: установка, те­ория, практикум, руководство, тесты. В качестве возможного наполнения разделов используются:

• установка – анонс курса, про­грамма дисциплины, перечень форми­руемых компетенций;

зентации РowerРoint, литература, дополнительные информационные источники (ссылки и сам материал), глоссарий по курсу, а также содержа­тельные блок-схемы курса, его струк­тура;

• практикум – семинары, описание опытов, а также организованные фо­румы, вебинары;

• руководство – технологическая карта, руководство, силлабус, описа­ние БРС оценки трудозатрат студен­тов по курсу, объявления;

• тесты – контрольные вопросы, задания для проверки, тесты в фор­мате MOODLE и предпочтительно в SCORM.

Электронный УМК может быть при необходимости дополнен справоч­ными изданиями и словарями, пери­одическими отраслевыми и обще­ственно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочных систем, электронных сло­варей и сетевых ресурсов.

Методические требования к матери­алам, размещённым в ИОС, отражают принципы наполнения контента: интер­активность, гиперссылки, интернет- ссылки, наглядность, мультимедий­ность (графика, фото, видеовставки), закладки, поиск, фиксированные за­кладки, прочее.

Для электронной поддержки обра­зовательного процесса могут быть ис­пользованы два вида е-УМК, отличаю­щиеся способом доступа к ним:

• сетевые – доступны потенциально неограниченному кругу пользовате­лей через телекоммуникационные сети, включая интернет, и через сер­веры, обслуживаемые специализиро­ванными подразделениями института;

• локальные – предназначены для ло­кального использования и выпускаются в виде определенного количества иден­тичных экземпляров (тиража) на пере­носимых машиночитаемых носителях: например, CD, DVD, карты памяти.

Наличие е-УМК дисциплины явля­ется обязательным для всех образо­вательных программ, использующих электронное обучение и дистанцион­ные образовательные технологии в учебном процессе. Все разработанные в институте или отобранные внешние учебно-методические материалы про­ходят обязательную экспертизу УМС. При этом оценивается соответствие требованиям ФГОС и локальным нор­мативным актам.

Индивидуальная траектория

Личный профиль обучающегося рас­крывает портфолио – набор докумен­тов, включающий как официальные результаты обучения, так и отражение интересов, неформальных достиже­ний, успехов в актуальных сферах, способствующих росту конкурентных преимуществ для трудоустройства или получения новых заказов на работу.

Содержание портфолио регули­руется автором, который по своему усмотрению может предоставлять до­ступ к нему другим пользователям в различных профилях, таких как:

• учебный – открыт коллективному пользователю ИС «Слушатель» и иным зарегистрированным пользова­телям в сети, которым автор предоста­вил такие права;

• профессиональный – открыт кол­лективному пользователю ИС «Рабо­тадатель»;

• личный – права на просмотр опре­деляются автором отдельно для каж­дого потенциального пользователя из списка зарегистрированных в сис­теме;

• произвольный (название даёт ав­тор), составляемый автором под за­требованную тематику и открываемый для конкретных пользователей, имею­щих регистрацию в сети.

Коллективный пользователь «Слу­шатель» создаётся администратором сети с правами курирования размеще­ния продуктов учебной деятельности обучающихся в сети.

Коллективный пользователь «Ра­ботодатель» создаётся администра­тором сети, его право на просмотр профессионального профиля портфо­лио передаётся руководством универ­ситета по единому логину и паролю официальным заказчикам на выпускников по мере поступления внешних запросов.

Доступ к созданному портфолио мо­жет быть предоставлен персонально, группам пользователей, коллектив­ному пользователю: например «Слу­шателю», «Работодателю», всем за­регистрированным пользователями сети MOODLE, – а также открыт «вне­шнему пользователю» (в интернете) – по усмотрению автора.

Обязательные разделы портфолио защищены от стирания и сохраняются на весь период обучения. Наполне­ние и сохранность личных разделов портфолио регулируются автором. По окончании института записи портфо­лио удаляются.

Контроль над качеством и количеством открытых портфолио, а также наполнение его обязательных частей осуществляют тьюторы от руководите­лей образовательных программ (РОП), назначенные приказом ректора.

Персональную разъяснительную работу о необходимости и возмож­ностях, открываемых электронным портфолио, равно как и методическую помощь обучающимся, осуществляют РОП.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об обра­зовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., № 273.

2. Приказ Минобрнауки РФ «Об ут­верждении порядка применения орга­низациями, осуществляющими образо­вательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образователь­ных технологий при реализации обра­зовательных программ» от 09.01 2014 г., № 2.

3. Приказ Минобрнауки РФ «Об ут­верждении порядка организации и осуществления образовательной де­ятельности по дополнительным про­фессиональным программам» от 1.07.2013 г., № 499.

4. Письмо заместителя руководителя Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: воронежская область, информационные технологии, дополнительное профессиональное образование, ао-106

Похожие материалы:
Угольная отрасль Кузбасса: кадры решают всё
Стажировочная площадка как источник лучшего опыта и инноваций
САФУ развивает систему дополнительного профобразования
Академия экспорта открылась на базе Университета управления «ТИСБИ»
В Москве состоялась конференция «Цифровая трансформация образования»
Краснодарский региональный институт агробизнеса
«РСК Торнадо ЮУрГУ» – крупнейший в Европе университетский энергоэффективный суперкомпьютер
Пути эффективного развития сферы ДПО в России
Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
Торгово-промышленная палата совместно с вузами разработает рейтинг для предприятий

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#108Ректор ТУСУРа Александр Шелупанов рассказал о цифровизации в образовании
#98Развитие сетевого взаимодействия в школе
#106Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
#110Дайджест № 110 «Аккредитация в образовании»
#95Выпускники СГУГиТ востребованы на всех континентах
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний