Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовкиНа примере Центрально-Черноземного Воронежского электронного технического института (ЦЧ ВЭТИ) интересно рассмотреть формирование современной электронно-дистанционной образовательной среды,а также особенности функционирования в ней систем ДПО, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и профессионального образования. Просмотров: 331
На примере Центрально-Черноземного Воронежского электронного технического института (ЦЧ ВЭТИ) интересно рассмотреть формирование современной электронно-дистанционной образовательной среды, Масштабный проект Современная электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – это, прежде всего, обеспечение информационной открытости в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в сфере образования, организация образовательной деятельности и обеспечение доступа обучающихся и научно-педагогических работников к информационно-образовательным ресурсам. В настоящее время в системе ЭИОС института реализуется около 20 курсов. На базе ЭИОС развивается система онлайн-обучения (СОО), позволяя вовлечь в процесс обучения большее количество слушателей и сделать его более доступным как с точки зрения стоимости обучения, так и с точки зрения территориальной удаленности преподавателей и слушателей. Среди основных преимуществ СОО ЦЧ ВЭТИ можно отметить следующие: • возможность выбора слушателем удобного места и времени для обучения; • возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в очном режиме в силу определенных причин (нет возможности прерывать работу, географическая удаленность от учебного заведения, болезнь и прочее); • сокращение расходов на обучение – нет необходимости совершать дальние поездки для частных лиц, для организаций – направлять сотрудников в командировки. Безусловно, при реализации такого масштабного проекта, как цифровизация образовательной среды института, невозможно обойти стороной и ряд проблем. Одна из них – формирование адекватного аппарата управления онлайн-обучением в вузе. Эта задача активно решается посредством определения порядка организации и обеспечения образовательной деятельности по программам ДПО с использованием электронно-дистанционных образовательных технологий. Перспективными целями внедрения электронного обучения в институте являются: – формирование информационно- коммуникационной культуры обучающихся и преподавателей; – расширение возможностей обучающихся (слушателей) для освоения образовательных программ; – повышение качества образования через интеграцию классических форм обучения с технологиями электронного обучения; – повышение преподавательской активности через формирование электронной информационно-образовательной среды; – повышение доступности образования независимо от места нахождения обучающихся. Функционирование ЭДОС института осуществляется в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года, № 149 и «О персональных данных» от 27 июля 2006 года, № 152. ЭДОС рассматривается как совокупность электронных информационных ресурсов и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ или их частей, а также взаимодействие обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным, административно-хозяйственным персоналом и между собой. Электронное обучение (ЭО) представляет собой поддерживаемое и стимулируемое посредством использования информационных и коммуникационных технологий обучение с применением содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, осуществляющих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Комплексный подход Системы управления процессом электронного обучения поддерживают различные модели организации учебного процесса: обучение в академических группах, модульное обучение, индивидуальные траектории обучения. Электронная информационно-образовательная среда института состоит из следующих элементов: • официальный сайт ЦЧ ВЭТИ; • образовательные программы; • среда электронного обучения ИОС MOODLE; • программы учебных дисциплин; • данные результатов промежуточной аттестации обучающихся; • электронные портфолио студентов; • балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения; • электронные библиотечные ресурсы фундаментальной библиотеки института; • электронно-библиотечная система; • сервис для размещения выпускных квалификационных работ; • система проведения веб-конференций. Интегрированная образовательная среда электронного обучения ИОС MOODLE как часть ЭДОС института фиксирует ход образовательного процесса и отражение результатов промежуточной аттестации студентов, информационно-методическую поддержку проведения всех форм учебных занятий и процедуру оценивания текущей успеваемости. Основное программное обеспечение ЭДОС института позволяет использовать для обеспечения синхронного и асинхронного взаимодействия преподавателя и студента общедоступные интернет-сервисы: такие как twitter, vk, facebook, google, youtube. Научно-методическое обеспечение электронного обучения включает: • инструкции для преподавателей и обучающихся по работе в системах электронного (дистанционного) обучения со специализированным программным обеспечением, размещённые в ИОС MOODLE; • методические материалы по разработке учебно-методического комплекса дисциплины, созданию учебно-методической литературы, электронных образовательных ресурсов и мультимедиа курса; • методические рекомендации по разработке электронного учебного курса в системе электронного обучения, чему посвящён отдельный сетевой курс для преподавателей ЦЧ ВЭТИ; • регламент регистрации и проведения технолого-методической экспертизы электронных учебных курсов; • методические и научные материалы в области педагогики, дидактики и психологии образования применительно к использованию дистанционных образовательных технологий, представленные на сервере электронной библиотеки института. Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения ДОТ включает: • внешние нормативно-правовые документы; • положение об ЭДОС института как внутренний (локальный) нормативно- правовой документ; • документы, регламентирующие авторские, имущественные и иные права на учебно-методические комплексы, а также другие средства и продукты, используемые в учебном процессе электронного обучения. Развитие ЭО и использования ДОТ в институте обеспечивается, при поддержке ректората, реализацией дополнительных профессиональных программ по ИКТ. Электронный УМК должен обеспечивать в соответствии с программой дисциплины (учебного курса) организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию), тренинг путем предоставления необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных (методически и дидактически проработанных) для реализации электронного обучения. Структура е-УМК включает обязательные пять разделов: установка, теория, практикум, руководство, тесты. В качестве возможного наполнения разделов используются: • установка – анонс курса, программа дисциплины, перечень формируемых компетенций; зентации РowerРoint, литература, дополнительные информационные источники (ссылки и сам материал), глоссарий по курсу, а также содержательные блок-схемы курса, его структура; • практикум – семинары, описание опытов, а также организованные форумы, вебинары; • руководство – технологическая карта, руководство, силлабус, описание БРС оценки трудозатрат студентов по курсу, объявления; • тесты – контрольные вопросы, задания для проверки, тесты в формате MOODLE и предпочтительно в SCORM. Электронный УМК может быть при необходимости дополнен справочными изданиями и словарями, периодическими отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочных систем, электронных словарей и сетевых ресурсов. Методические требования к материалам, размещённым в ИОС, отражают принципы наполнения контента: интерактивность, гиперссылки, интернет- ссылки, наглядность, мультимедийность (графика, фото, видеовставки), закладки, поиск, фиксированные закладки, прочее. Для электронной поддержки образовательного процесса могут быть использованы два вида е-УМК, отличающиеся способом доступа к ним: • сетевые – доступны потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети, включая интернет, и через серверы, обслуживаемые специализированными подразделениями института; • локальные – предназначены для локального использования и выпускаются в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях: например, CD, DVD, карты памяти. Наличие е-УМК дисциплины является обязательным для всех образовательных программ, использующих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в учебном процессе. Все разработанные в институте или отобранные внешние учебно-методические материалы проходят обязательную экспертизу УМС. При этом оценивается соответствие требованиям ФГОС и локальным нормативным актам. Индивидуальная траектория Личный профиль обучающегося раскрывает портфолио – набор документов, включающий как официальные результаты обучения, так и отражение интересов, неформальных достижений, успехов в актуальных сферах, способствующих росту конкурентных преимуществ для трудоустройства или получения новых заказов на работу. Содержание портфолио регулируется автором, который по своему усмотрению может предоставлять доступ к нему другим пользователям в различных профилях, таких как: • учебный – открыт коллективному пользователю ИС «Слушатель» и иным зарегистрированным пользователям в сети, которым автор предоставил такие права; • профессиональный – открыт коллективному пользователю ИС «Работадатель»; • личный – права на просмотр определяются автором отдельно для каждого потенциального пользователя из списка зарегистрированных в системе; • произвольный (название даёт автор), составляемый автором под затребованную тематику и открываемый для конкретных пользователей, имеющих регистрацию в сети. Коллективный пользователь «Слушатель» создаётся администратором сети с правами курирования размещения продуктов учебной деятельности обучающихся в сети. Коллективный пользователь «Работодатель» создаётся администратором сети, его право на просмотр профессионального профиля портфолио передаётся руководством университета по единому логину и паролю официальным заказчикам на выпускников по мере поступления внешних запросов. Доступ к созданному портфолио может быть предоставлен персонально, группам пользователей, коллективному пользователю: например «Слушателю», «Работодателю», всем зарегистрированным пользователями сети MOODLE, – а также открыт «внешнему пользователю» (в интернете) – по усмотрению автора. Обязательные разделы портфолио защищены от стирания и сохраняются на весь период обучения. Наполнение и сохранность личных разделов портфолио регулируются автором. По окончании института записи портфолио удаляются. Контроль над качеством и количеством открытых портфолио, а также наполнение его обязательных частей осуществляют тьюторы от руководителей образовательных программ (РОП), назначенные приказом ректора. Персональную разъяснительную работу о необходимости и возможностях, открываемых электронным портфолио, равно как и методическую помощь обучающимся, осуществляют РОП. Список литературы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., № 273. 2. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 09.01 3. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 1.07.2013 г., № 499. 4. Письмо заместителя руководителя Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|