Экспресс-форум: дополнительное профессиональное образование - проблемы, перспективы, задачиВ настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования. Так, доля экономически активного населения, участвующая в непрерывном образовании, составляет в Австрии – 89,2% , Дании – 79,9%, Финляндии – 77,3%, Швеции – 71%, Швейцарии – 68%, тогда как в России всего 10 % взрослого населения. Просмотров: 3371
Наш журнал приступил к освещению проблем и перспектив развития дополнительного профессионального образования в России на постоянной основе. В прошлом номере АО впервые в рамках рубрики «Экспресс-форум» начало этому большому и серьезному разговору положили ректоры и руководители подразделений учреждений дополнительного профессионального образования. Одной из центральных задач модернизации российского общества и национальной экономики является организация эффективной системы непрерывного образования. В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования. Так, доля экономически активного населения, участвующая в непрерывном образовании, составляет в Австрии – 89,2%, Дании – 79,9%, Финляндии – 77,3%, Швеции – 71%, Швейцарии – 68%. В России, несмотря на то, что развитие непрерывного образования было продекларировано в 2004 году как один из пяти приоритетов развития образования, переподготовку проходят, по разным данным, до 10% взрослого населения ежегодно. Между тем, одной из основных проблем, которые сдерживают развитие инновационной экономики в нашей стране, является именно нарастающий дефицит кадров всех уровней квалификации. Сегодня обсуждение этих проблем продолжают ректоры учреждений дополнительного профессионального образования, которые ответили на следующие вопросы:
– (1) Формирование в России современной системы непрерывного образования предполагает постоянное обновление образования, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Основополагающей характеристикой такой системы является не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей человека, его готовности к переобучению. В решении этих задач дополнительному профессиональному образованию (ДПО) принадлежит главенствующее место, поскольку институты повышения квалификации (ИПК) работают по гибким обновляющимся модульным программам, дифференцированным на все уровни профессионализма педагога, они способны в полной мере реализовывать принцип «образование в течение всей жизни». ИПК и другие учреждения ДПО следует рассматривать в качестве основных специализированных организаций, обеспечивающих взаимодействие с вузами и другими учреждениями, оказывающими качественные услуги непрерывного образования. ИПК ориентированы на научно-теоретическое и научно-методическое сопровождение каждого, кому необходимо продолжить свое профессиональное развитие. Инновационный опыт в повышении квалификации, благодаря специальной работе АПКиППРО, достаточно быстро становится достоянием всей системы ПК. Особо следовало бы выделить непрерывное развитие и многообразие деятельности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В целом же, например, наш институт, обладает огромным социальным оптимизмом, выполняя по отношению к педагогам функции социального лифта в условиях нового подхода к аттестации, введения ЕГЭ и ФГОС второго поколения, реализации ПНПО, региональных программ развития образования, при проведении профессиональных конкурсов, фестивалей, ассамблей, конференций. Сформулированные ЮНЕСКО два базовых принципа: «образование для всех» и «образование через всю жизнь» сегодня дополнены третьим – «образование на месте проживания», что принципиально невозможно без опоры на информационно-коммуникационные технологии. Овладение ИКТ – определенный вызов времени для педагогов. Нами был выявлен достаточно высокий спрос педагогов на компьютерную подготовку и овладение методиками использования ИКТ в обучении – 77% респондентов. За два года институт и его 120 тьюторов двадцати пяти районных ресурсных центров обучили применению ИКТ в учебном и управленческом процессах 85% педагогов и 100% руководителей. Повышение квалификации посредством дистанционного обучения усиливает необходимость индивидуального подхода к педагогу, что обязывает институт к переходу на новые педагогические технологии: образование по индивидуальным учебным планам, обучение по индивидуальным графикам и др. Рассматривая непрерывное образование как универсальный способ трансляции культурноисторического опыта, передачи и сохранения общих норм и ценностей жизни, мы видим необходимость бережного отношения к имеющемуся российскому опыту в системе дополнительного образования. Поэтому, по нашему мнению, требуется кардинальный пересмотр и изменение позиции государства по отношению к сложившейся системе повышения квалификации в непрерывном образовании (оплата труда, развитие материально-технической базы). От министерства образования и науки РФ как субъекта управления требуется принятие решений по развитию системы повышения квалификации, прошедших общественную экспертизу, прежде всего педагогической общественности. Содержание совместно-распределенной деятельности субъектов повышения квалификации должно выстраиваться с учетом имеющегося опыта. Волевое, не подготовленное изменение образовательных институтов как субъектов этого процесса приводит к утрате традиций, без которых невозможны инновации, передача и сохранение ведущих норм и ценностей. – (2) Обращение к зарубежному опыту может быть только частью учебной деятельности учреждений ДПО. Кадровый состав кафедр нашего ИПК (78% преподавателей имеют ученые степени и звания), уровень подготовленности методистов позволяет не только адаптировать зарубежный и отечественный опыт, но и продуцировать собственные концепции и методики, учитывающие общероссийскую и региональную специфику. Источниками новых идей и опыта являются работа ученого совета, ежемесячные заседания методологического и методического семинаров, проводимые ежегодно недели повышения квалификации специалистов, обучение в аспирантуре, а также постоянное участие в межрегиональных, российских и международных проектах, конференциях, конгрессах, симпозиумах, на которых происходит обмен опытом и апробация новых идей. Так, например, повышение квалификации педагогов по гражданскому образованию опирается на разработанную нашими учеными теоретическую базу, положения которой отражены в многочисленных публикациях и апробированы на конференциях и конгрессах российского и международного уровня. Запрос на новые технологии в ПК в нашем институте обусловлен опережающим характером деятельности, свойственным системе образования Псковской области. Ведущий инструмент – обязательное ежегодное изучение запросов педагогов, заключение договоров с администрацией муниципалитетов, управлениями образованием и директорами УО, определение предпочитаемых педагогами и отдельными педагогическими коллективами видов, содержания и форм ПК. Это предполагает: введение индивидуальных маршрутов повышения квалификации (ИМПК) педагогов, совместную работу учителей и специалистов института в сетевых сообществах, проведение «Дня ПОИПКРО в школе», работу сетевых центров повышения квалификации (СЦПК), созданных в каждом из 6 образовательных округов на базе лучших образовательных учреждений с опорой на опыт сетевых педагогов-тьюторов, большинство из которых являются победителями конкурса лучших учителей ПНПО. Главная идея – максимальное приближение к опыту и достижениям школы и отдельных педагогов; ресурсная экономичность; распространение инновационного опыта; проектные методы работы; открытость, доступность и гласность в организации стажировок, проведении мастер-классов, тренингов, дискуссий; в корпоративном и индивидуальном повышении квалификации, базирующемся на самообразовании педагога. В 2010 году деятельность сетевых центров повышения квалификации проводится апробационно, в работе участвуют 37 образовательных учреждений и более 60 сетевых педагогов, от ПОИПКРО с ними работают 40 специалистов – сетевых методистов и преподавателей. Лучшие образовательные учреждения – сетевые центры – по итогам двух лет работы будут представлены институтом для лицензирования образовательных программ как основы самостоятельной работы по повышению квалификации педагогов своего образовательного округа. Результативность и эффективность повышения квалификации на базе сетевых центров, годовые итоги предстоит обсудить в декабре 2010 года на областной научно-практической конференции «Учиться и учить по-новому: инновационное измерение».
В качестве ответов на вопросы редакции я предлагаю краткий рассказ о ситуации, которая сложилась с системой дополнительного образования в Ненецком автономном округе на сегодняшний день, который мог бы быть озаглавлен «Система постдипломного образования: жить или умереть». Проходившие в 90-е годы прошлого века демократические перемены в политическом и социально-экономическом развитии страны привели к серьезным изменениям в различных сферах деятельности, в том числе и образовательной. Разрабатывались и издавались новые учебные пособия, создавались новые методики, формы организации учебного процесса. Все это потребовало серьезной подготовки педагогов к образовательной деятельности в обновленных условиях. Именно в этот период уделяется пристальное внимание учреждениям повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Педагоги Ненецкого автономного округа оказались в стороне от инновационных процессов, проходивших в образовании, из-за отсутствия в округе учреждений, занимающихся дополнительным профессиональным образованием взрослых, а Архангельский институт повышения квалификации (сообщение – только самолетом), где в течение многих лет повышали квалификацию педагоги Ненецкого автономного округа, был не состоянии проводить эту работу. В 1990 году встал вопрос об открытии на территории Ненецкого автономного округа самостоятельного учреждения, реализующего программы непрерывного педагогического образования взрослых. Ненецкий окружной институт переподготовки и повышения квалификации (НО ИППК), ранее – Институт усовершенствования учителей начал свою деятельность 1 декабря 1990 года. С момента создания институт работал в режиме развития, стал региональным учебным заведением дополнительного профессионального образования взрослых, сочетающим в своей деятельности функции учебного заведения (повышение квалификации и переподготовки педагогических кадров в рамках непрерывного образования взрослых), научно-исследовательского и информационно-методического центра образования Ненецкого автономного округа. Использование проектных, социально-психологических, личностно-ориентированных технологий способствовало повышению качества организации образовательного процесса, разработке перспективных моделей повышения квалификации взрослых, возможности обмениваться опытом на страницах печатных изданий института (газета «Педагог Заполярья», информационно-методические письма, бюллетени, научно-методические или литературные серии «Педагогам Заполярья», «Читаем о Севере», «Методическая копилка» и др.), организации повышения квалификации на договорных условиях с учреждениями. Вся эта работа позволила на материалах деятельности института развития системы непрерывного образования взрослых успешно защитить докторскую и две кандидатские диссертации. Закрытие Института в 2010 году и создание на его базе филиала Архангельского ИППК РО без полномочий и финансового обеспечения привело к разрушению всей системы дополнительного образования в Ненецком автономном округе, при этом в округе слабо развиты информационные средства связи, что не позволяет качественно осуществлять дистанционное повышение квалификации, использовать систему видеоконференцсвязи. Педагогическое сообщество Ненецкого автономного округа «выпадает» из системы непрерывного образования. Это происходит в условиях старения педагогических кадров, с одной стороны, и дефицита кадров, с другой стороны (отсутствие высших учебных заведений в регионе), нет квалифицированных кадров других профессий (отсутствие возможности привлечь в образование не педагогов). Мы считаем, что созданная нами модель дополнительного образования способствовала решению выше поставленных проблем, а в сложившейся ситуации сделать это сложно. Несмотря на то, что представители разных ветвей власти заявляют о необходимости реформирования системы повышения квалификации, кардинальных изменений не происходит. Подготовленный кадровый потенциал системы повышения квалификации слабо востребован властями региона. Законодательная база повышения квалификации не меняется в течение многих лет, тем самым, тормозит развитие инновационной деятельности учреждений дополнительного образования. Предполагаемого выделения денежных средств на повышение квалификации школе и учителю, у которых появилось бы право выбирать учреждение для повышения квалификации, не происходит (нет средств ни у школы, ни у системы повышения квалификации). Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|