Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики БашкортостанВторой год в Башкирии проводится Уфимский международный салон образования – эффективная площадка для взаимодействия специалистов, учащихся, представителей бизнеса и государственных органов управления. Среди информационных партнеров мероприятия в 2018 году компания «Аккредитация в образования» и международный сайт образовательных объявлений HEDclub.com. Просмотров: 275
Материал опубликован в журнале №106 от 26.10.2018.
ЗАДУМАТЬСЯ о доступности обучения и перспективах дальнейшего трудоустройства заставляют родителей и будущих абитуриентов (поступающих) условия оптимального выбора профессии. Известный многим треугольник «Могу – Надо – Хочу» помогает задаться вопросом: какую специальность/профессию выбрать и куда пойти учиться, чтобы работа была интересна и привлекательна, соответствовала способностям и склонностям характера, пользовалась спросом и была достойно оценена и высокооплачиваема. Задачи по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации в условиях особенностей социально-экономического развития, признание ключевой роли человека в общественном производстве обуславливают потребность современного общества в работниках, которые являются не пассивными исполнителями трудовых функций, а, напротив, осознают сущность и социальную значимость своей профессии для общества. Формирование пула работников, понимающих социальный эффект своего труда, способных критически осмысливать область своей компетентности, выстраивать собственную образовательную траекторию, а также ориентированных на самореализацию, невозможно без осуществления грамотной и системно выстроенной профориентационной работы. Вопрос профориентации в республике является одним из приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования, выделенных отдельным документом в виде модельных планов и программ развития профессиональных образовательных организаций региона. В первую очередь необходимо отметить рекомендацию Минобразования Республики Башкортостан о создании в составе одной из общественных организаций (Совета директоров профессиональных образовательных организаций РБ) комиссии, которая занималась бы профориентационной деятельностью совместно с общеобразовательными организациями. В декабре 2015 года в совете директоров проведена реорганизация, в результате которой создана комиссия популяризации рабочих профессий и специальностей и содействия трудоустройству выпускников.
Предлагаем ознакомиться с лучшими практиками проведения профориентационных мероприятий, положительно влияющих на выбор востребованных в республике профессий и специальностей, согласно программам ФГОС СПО, стандартам по топ-50 и перечню топ-регион, определенному в соответствующем распорядительном акте республики.
КРУПНЕЙШИМИ событиями в области профориентации в регионе уже несколько лет являются выставки на тему «Наука. Образование. Карьера», различного рода ярмарки вакансий рабочих и учебных мест и другие мероприятия, организаторами которых выступают Минобразования РБ и Минсемьи, труда и социальной защиты населения РБ. Эти конкурсные полигоны стали реальным местом выбора профессий и специальностей для многих школьников, где подрастающее поколение может не только ознакомится, выбрать, но и пройти профессиональное тестирование и пробы, исходя из своих склонностей и желаний, с получением рекомендаций психологов, педагогов и профориентологов по каждой отдельной профессии и специальности. Также каждому школьнику предлагается обучение по дополнительным профессиональным программам, независимо от фактов поступления в профессиональные образовательные организации и окончания, – для получения профессии по отдельному профессиональному модулю с присвоением квалификации по разряду рабочего. Второй год в Башкирии проводится Уфимский международный салон образования – эффективная площадка для взаимодействия специалистов, учащихся, представителей бизнеса и государственных органов управления. Среди информационных партнеров мероприятия в 2018 году компания «Аккредитация в образовании» и международный сайт образовательных объявлений HEDclub.com. В рамках салона образования для школьников проводятся интерактивные выставочные экспозиции образовательных организаций, образовательные мастер-классы, квесты, профориентационное тестирование и профессиональные пробы. Учитывая участие в салоне более 14 тыс. человек, понимаем, что традиционные формы подобной работы с обучающимися требуют новых подходов и методов вовлечения подростков. Уфимский колледж отраслевых технологий является одной из ведущих образовательных организаций по подготовке специалистов для пищевой и перерабатывающей отрасли. Здесь реализуется инновационная образовательная программа кластерного взаимодействия «Подготовка высококвалифицированных специалистов в области среднего профессионального образования для пищевой и перерабатывающей промышленности с использованием инновационных технологий мирового уровня в условиях регионального рынка труда на основе повышения конкурентоспособности образования» совместно с Уфимским хлебообъединением «Восход».
ВОЛОНТЕРСКОЕ движение, как показывает опыт профессиональных образовательных организаций Уфы, может стать одной из форм работы и практикой распространения передового опыта среди учреждений системы образования Приволжского федерального округа и России. По принципу «равный – равному», в рамках презентации опыта работы волонтерского центра Уфимского топливно-энергетического колледжа «Энергия молодых», добровольцы передают сверстникам информацию о колледже и реализуемых им образовательных программах на мероприятиях, выступлениях на сцене, занятиях с элементами тренинга, ролевых и интерактивных играх. Интересен опыт Туймазинского индустриального колледжа, который уже четыре года реализует программу «Башкирская индустриальная школа «Алтын кулдар» (башк. – «золотые руки»). Целью является создание и реализация модели профориентационной деятельности в организациях Туймазинского района, направленной на активное содействие обучающимся в осознанном профессиональном выборе. Программа включает три проекта: «Мастерочек», целевой аудиторией которого являются дошкольники, «МастерОК» – проект, ориентированный на учащихся школ, и «Мастер» – проект вторичной профориентации для студентов колледжа. В рамках проекта «МастерОК» школьники проходят предпрофильную подготовку на базе мастерских ресурсного центра колледжа по десяти направлениям, среди которых основы сантех- и электромонтажа, дизайн костюма, автодело, домашний ремонт, электросварка и другие. Помимо профессиональных проб, учащиеся школ посещают предприятия района, где в режиме реального времени с участием наставников производства знакомятся с профессиями и условиями труда. Партнерами проекта являются Туймазинский завод автобетоновозов, Уралтехнострой-Туймазыхиммаш, международная строительная компания «Кнауф», строительная фирма № 3. По итогам приемной кампании 2018 года 14% из числа участников программы «Алтын Кулдар» стали студентами Туймазинского индустриального колледжа, и еще 13% – студентами колледжей технического профиля городов Октябрьского, Белебея и Уфы. Охват участников программы за четыре года составил 1,7 тыс. школьников девятых классов по девяти направлениям проекта.
Одним из примеров профориентационной работы с привлечением волонтеров за 2018 год явился опыт работы Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, получившего в 2016 году статус базовой профессиональной организации, обеспечивающей поддержку развития региональной системы инклюзивного профессионального образования, по участию в профориентационных мероприятиях Уфимского международного салона образования «Образование будущего». На этой площадке представлен профориентационный квест «ProfiГРАД» в виде игры для учащихся коррекционных школ региона, а также профессиональных образовательных организаций Башкортостана, реализующих практику инклюзивного профессионального образования. Учащимся восьмых-девятых классов в игровой форме было предложено ознакомиться с теми профессиями, которые они могут получить после окончания коррекционных школ. Проходя такие маршрутные станции, как «библиотека», «школа», «арт-кафе», «магазин полезных сладостей и меда», школьники знакомились с профессиями переплетчика, садовника, пчеловода и другими, могли попробовать свои силы на предлагаемых колледжами тренажерах. Все участники квеста, пройдя «карту профессий», получили не только необходимую информацию, которая может помочь им в выборе дальнейшего пути в жизни, но и множество ярких впечатлений, а также сладкие призы от организаторов. В завершение встречи добровольцы инклюзивного волонтерского центра предложили участникам квеста и посетителям салона образования представить себя на месте человека, имеющего какие-либо ограничения по здоровью, и подумать, как объяснить слабослышащему человеку, куда нужно обратиться в экстремальной ситуации, как помочь слепому или слабовидящему подписать нужные документы, передвигаться по городским улицам на инвалидной коляске. Эти и многие другие ситуации инклюзивные волонтеры разыграли в игровой, занимательной форме. Итогом встречи стало совместное фотографирование всех, кто успешно выполнил все предложенные задачи. Сотрудниками БПОО разработана программа обучения инклюзивных добровольцев «Школа волонтеров «Плечо к плечу». Это открытая обучающая площадка для подготовки волонтеров по сопровождению мероприятий, организованных с участием лиц с инвалидностью и ОВЗ. Цель – обеспечить освоение различных технологий волонтерской деятельности с особыми людьми, их семьями в социальной сфере посредством расширения теоретических и практических знаний в области организации волонтерской деятельности.
НЕПРЕРЫВНОЕ профессиональное образование «школа – колледж – вуз – предприятие» является другим направлением развития профориентационной работы. Ведется совместная деятельность колледжа со школами Уфы по реализации комплекса учебных программ и мероприятий, призванных помочь ученикам определить преимущественную направленность их будущей профессии. Проводится предварительная профессиональная диагностика, дни профориентации и открытых дверей, мастер-классы, квесты, предметные олимпиады, конференции, курсы введения в специальность на базе колледжа. Программы нацелены на то, чтобы в условиях образовательного кластера у школьников десятых-одиннадцатых классов формировались профессиональные компетенции в рамках освоения рабочей профессии, являющиеся залогом успешности дальнейшего профессионального самообразования. В мае 2018 года на портале Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники представлен профориентационный ресурс «Атлас профессий», включающий информацию о специальностях и профессиях, которые можно получить в ПОО Республики Башкортостан по ссылкам на официальные сайты колледжей. Отдельно представлены сайты колледжей, обучающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Успешно зарекомендовала себя форма популяризации профессионального образования и социализации/адаптации лиц с инвалидностью и ОВЗ – международное движение «Абилимпикс», набирающее в республике все большую популярность. Если в 2015 году в соревновательной программе приняли участие 35 человек, то к 2018 году количество участников IV Регионального отборочного этапа достигло 265 человек. Программа соревнований расширилась до 25 компетенций. Думается, подобный рост возможен в связи с тем, что большое количество заинтересованных лиц (представители государственных и общественных структур, организаторы соревновательных площадок, эксперты, работодатели и партнеры чемпионата) работает на достижение четкой цели создания в России системы конкурсов по профмастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ. Это обеспечит эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию к получению образования, содействие трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|