Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан

Второй год в Башкирии проводится Уфимский международный салон образования – эффективная площадка для взаимодействия специалистов, учащихся, представителей бизнеса и государственных органов управления. Среди информационных партнеров мероприятия в 2018 году компания «Аккредитация в образования» и международный сайт образовательных объявлений HEDclub.com.

Просмотров: 203

Материал опубликован в журнале №106 от 26.10.2018.

КУНСБАЕВ Сайфутдин Зайнетдинович, директор Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук, член экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке, председатель Совета директоров профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан.

 

ЗАДУМАТЬСЯ о доступности обучения и перспективах дальнейшего трудоустройства заставляют родителей и будущих абитуриентов (поступающих) условия оптимального выбора профессии. Известный многим треугольник «Могу – Надо – Хочу» помогает задаться вопросом: какую специальность/профессию выбрать и куда пойти учиться, чтобы работа была интересна и привлекательна, соответствовала способностям и склонностям характера, пользовалась спросом и была достойно оценена и высокооплачиваема.

Задачи по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации в условиях особенностей социально-экономического развития, признание ключевой роли человека в общественном производстве обуславливают потребность современного общества в работниках, которые являются не пассивными исполнителями трудовых функций, а, напротив, осознают сущность и социальную значимость своей профессии для общества. Формирование пула работников, понимающих социальный эффект своего труда, способных критически осмысливать область своей компетентности, выстраивать собственную образовательную траекторию, а также ориентированных на самореализацию, невозможно без осуществления грамотной и системно выстроенной профориентационной работы.

Вопрос профориентации в республике является одним из приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования, выделенных отдельным документом в виде модельных планов и программ развития профессиональных образовательных организаций региона. В первую очередь необходимо отметить рекомендацию Минобразования Республики Башкортостан о создании в составе одной из общественных организаций (Совета директоров профессиональных образовательных организаций РБ) комиссии, которая занималась бы профориентационной деятельностью совместно с общеобразовательными организациями. В декабре 2015 года в совете директоров проведена реорганизация, в результате которой создана комиссия популяризации рабочих профессий и специальностей и содействия трудоустройству выпускников.

Второй год в Башкирии проводится

Уфимский международный салон образования – эффективная площадка для взаимодействия специалистов, учащихся, представителей бизнеса и государственных органов управления. Среди информационных партнеров мероприятия в 2018 году компания «Аккредитация в образования» и международный сайт образовательных объявлений HEDclub.com.

Предлагаем ознакомиться с лучшими практиками проведения профориентационных мероприятий, положительно влияющих на выбор востребованных в республике профессий и специальностей, согласно программам ФГОС СПО, стандартам по топ-50 и перечню топ-регион, определенному в соответствующем распорядительном акте республики.

 

КРУПНЕЙШИМИ событиями в области профориентации в регионе уже несколько лет являются выставки на тему «Наука. Образование. Карьера», различного рода ярмарки вакансий рабочих и учебных мест и другие мероприятия, организаторами которых выступают Минобразования РБ и Минсемьи, труда и социальной защиты населения РБ. Эти конкурсные полигоны стали реальным местом выбора профессий и специальностей для многих школьников, где подрастающее поколение может не только ознакомится, выбрать, но и пройти профессиональное тестирование и пробы, исходя из своих склонностей и желаний, с получением рекомендаций психологов, педагогов и профориентологов по каждой отдельной профессии и специальности. Также каждому школьнику предлагается обучение по дополнительным профессиональным программам, независимо от фактов поступления в профессиональные образовательные организации и окончания, – для получения профессии по отдельному профессиональному модулю с присвоением квалификации по разряду рабочего.

Второй год в Башкирии проводится Уфимский международный салон образования – эффективная площадка для взаимодействия специалистов, учащихся, представителей бизнеса и государственных органов управления. Среди информационных партнеров мероприятия в 2018 году компания «Аккредитация в образовании» и международный сайт образовательных объявлений HEDclub.com.

В рамках салона образования для школьников проводятся интерактивные выставочные экспозиции образовательных организаций, образовательные мастер-классы, квесты, профориентационное тестирование и профессиональные пробы. Учитывая участие в салоне более 14 тыс. человек, понимаем, что традиционные формы подобной работы с обучающимися требуют новых подходов и методов вовлечения подростков.

Уфимский колледж отраслевых технологий является одной из ведущих образовательных организаций по подготовке специалистов для пищевой и перерабатывающей отрасли. Здесь реализуется инновационная образовательная программа кластерного взаимодействия «Подготовка высококвалифицированных специалистов в области среднего профессионального образования для пищевой и перерабатывающей промышленности с использованием инновационных технологий мирового уровня в условиях регионального рынка труда на основе повышения конкурентоспособности образования» совместно с Уфимским хлебообъединением «Восход».

 

ВОЛОНТЕРСКОЕ движение, как показывает опыт профессиональных образовательных организаций Уфы, может стать одной из форм работы и практикой распространения передового опыта среди учреждений системы образования Приволжского федерального округа и России. По принципу «равный – равному», в рамках презентации опыта работы волонтерского центра Уфимского топливно-энергетического колледжа «Энергия молодых», добровольцы передают сверстникам информацию о колледже и реализуемых им образовательных программах на мероприятиях, выступлениях на сцене, занятиях с элементами тренинга, ролевых и интерактивных играх. Интересен опыт Туймазинского индустриального колледжа, который уже четыре года реализует программу «Башкирская индустриальная школа «Алтын кулдар» (башк. – «золотые руки»). Целью является создание и реализация модели профориентационной деятельности в организациях Туймазинского района, направленной на активное содействие обучающимся в осознанном профессиональном выборе. Программа включает три проекта: «Мастерочек», целевой аудиторией которого являются дошкольники,

«МастерОК» – проект, ориентированный на учащихся школ, и «Мастер» – проект вторичной профориентации для студентов колледжа. В рамках проекта «МастерОК» школьники проходят предпрофильную подготовку на базе мастерских ресурсного центра колледжа по десяти направлениям, среди которых основы сантех- и электромонтажа, дизайн костюма, автодело, домашний ремонт, электросварка и другие. Помимо профессиональных проб, учащиеся школ посещают предприятия района, где в режиме реального времени с участием наставников производства знакомятся с профессиями и условиями труда. Партнерами проекта являются Туймазинский завод автобетоновозов, Уралтехнострой-Туймазыхиммаш, международная строительная компания «Кнауф», строительная фирма № 3. По итогам приемной кампании 2018 года 14% из числа участников программы «Алтын Кулдар» стали студентами Туймазинского индуст­риального колледжа, и еще 13% – студентами колледжей технического профиля городов Октябрьского, Белебея и Уфы. Охват участников программы за четыре года составил 1,7 тыс. школьников девятых классов по девяти направлениям проекта.

Успешно зарекомендовала себя форма популяризации профессионального образования и социализации/адаптации лиц с инвалидностью и ОВЗ – международное движение «Абилимпикс», которое в республике набирает все большую популярность. Если в 2015 году в соревновательной программе приняли участие 35 человек, то к 2018 году количество участников IV Регионального отборочного этапа достигло 265 человек. Программа соревнований расширилась до 25 компетенций.

Одним из примеров профориентационной работы с привлечением волонтеров за 2018 год явился опыт работы Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, получившего в 2016 году статус базовой профессиональной организации, обеспечивающей поддер­жку развития региональной системы инклюзивного профессионального образования, по участию в профориентационных мероприятиях Уфимского международного салона образования «Образование будущего». На этой площадке представлен профориентационный квест «ProfiГРАД» в виде игры для учащихся коррекционных школ региона, а также профессиональных образовательных организаций Башкортостана, реализующих практику инклюзивного профессионального образования. Учащимся восьмых-девятых классов в игровой форме было предложено ознакомиться с теми профессиями, которые они могут получить после окончания коррекционных школ. Проходя такие маршрутные станции, как «библиотека», «школа», «арт-кафе», «магазин полезных сладостей и меда», школьники знакомились с профессиями переплетчика, садовника, пчеловода и другими, могли попробовать свои силы на предлагаемых колледжами тренажерах. Все участники квеста, пройдя «карту профессий», получили не только необходимую информацию, которая может помочь им в выборе дальнейшего пути в жизни, но и множество ярких впечатлений, а также сладкие призы от организаторов. В завершение встречи добровольцы инклюзивного волонтерского центра предложили участникам квеста и посетителям салона образования представить себя на месте человека, имеющего какие-либо ограничения по здоровью, и подумать, как объяснить слабослышащему человеку, куда нужно обратиться в экстремальной ситуации, как помочь слепому или слабовидящему подписать нужные документы, передвигаться по городским улицам на инвалидной коляске. Эти и многие другие ситуации инклюзивные волонтеры разыграли в игровой, занимательной форме. Итогом встречи стало совместное фотографирование всех, кто успешно выполнил все предложенные задачи.

Сотрудниками БПОО разработана программа обучения инклюзивных добровольцев «Школа волонтеров «Плечо к плечу». Это открытая обучающая площадка для подготовки волонтеров по сопровождению мероприятий, организованных с участием лиц с инвалидностью и ОВЗ. Цель – обеспечить освоение различных технологий волонтерской деятельности с особыми людьми, их семьями в социальной сфере посредством расширения теоретических и практических знаний в области организации волонтерской деятельности.

 

НЕПРЕРЫВНОЕ профессиональное образование «школа – колледж – вуз – предприятие» является другим направлением развития профориентационной работы. Ведется совместная деятельность колледжа со школами Уфы по реализации комплекса учебных программ и мероприятий, призванных помочь ученикам определить преимущественную направленность их будущей профессии. Проводится предварительная профессиональная диагностика, дни профориентации и открытых дверей, мастер-классы, квесты, предметные олимпиады, конференции, курсы введения в специальность на базе колледжа. Программы нацелены на то, чтобы в условиях образовательного кластера у школьников десятых-одиннадцатых классов формировались профессиональные компетенции в рамках освоения рабочей профессии, являющиеся залогом успешности дальнейшего профессионального самообразования.

В мае 2018 года на портале Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники представлен профориентационный ресурс «Атлас профессий», включающий информацию о специальностях и профессиях, которые можно получить в ПОО Республики Башкортостан по ссылкам на официальные сайты колледжей. Отдельно представлены сайты колледжей, обучающих детей с ОВЗ и инвалидностью.

Успешно зарекомендовала себя форма популяризации профессионального образования и социализации/адаптации лиц с инвалидностью и ОВЗ – международное движение «Абилимпикс», набирающее в республике все большую популярность. Если в 2015 году в соревновательной программе приняли участие 35 человек, то к 2018 году количество участников IV Регионального отборочного этапа достигло 265 человек. Программа соревнований расширилась до 25 компетенций.

Думается, подобный рост возможен в связи с тем, что большое количество заинтересованных лиц (представители государственных и общественных структур, организаторы соревновательных площадок, эксперты, работодатели и партнеры чемпионата) работает на достижение четкой цели создания в России системы конкурсов по профмастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ. Это обеспечит эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию к получению образования, содействие трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: актуально, ао-106, профессиональное образование, республика башкортостан, ФГОС, СПО

Похожие материалы:
Октябрьский нефтяной колледж развивает кадровый потенциал нефтегазовой отрасли
Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
Практико-ориентированное обучение в Якутском индустриально-педагогическом колледже
Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение
Заметки экспертов на полях государственных стандартов СПО
Воскресенский колледж развивает систему наставничества
Инновационное развитие Нефтекамского машиностроительного колледжа
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ