Экспресс-форум: децентрализация СПОРаспоряжение Правительства РФ № 2413-р «О передаче в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования» вызвало опасение, что разрушится общность образовательного пространства и целостная система СПО распадется на части. Просмотров: 4560
Распоряжение Правительства РФ № 2413-р «О передаче в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования» от 29 декабря 2011 года вызвало, с одной стороны, опасение, что разрушится общность образовательного пространства и целостная система СПО распадется на части. С другой стороны, понятно, что региональная власть ближе и доступнее. На страницах журнала (№56) мы уже обсуждали некоторые аспекты децентрализации среднего профессионального образования. Сегодня – продолжение дискуссии.
– (1) Вопросами, которые для образовательных учреждений СПО лучше решать совместно на межрегиональном и федеральном уровне, являются оплата труда педагогических и иных работников, финансирование материально-технического оснащения учреждений СПО, обеспечение отвечающих требованиям ФГОС условий, повышение квалификации педагогов по самым актуальным проблемам модернизации профессионального образования. – (2) Выполнять роль колледжей, аналогичных федеральным и национальным университетам, могут так называемые межрегиональные или окружные (базовые) ресурсно-методические центры для учреждений СПО схожего профиля (например, торговля и общественное питание, строительство, механизация). Подобные структуры могут заниматься формированием моделей оценки состояния ресурсного обеспечения (в соответствии с ФГОС) и моделей методического обеспечения, организацией межрегиональных семинаров-совещаний, конференций и других мероприятий, а также служить стажировочными площадками для педагогов. Кроме того, в них необходимо сформировать отдельную методическую структуру, составляющие которой будут заняты организацией взаимодействия профильных учреждений профессионального образования других территорий. Многие педагоги такого центра могут быть привлечены к разработке актуальных проблем (по учебным дисциплинам ПК, МДК, организации тьюторского сопровождения обучающихся), поэтому у них должен быть какой-то особый статус: скажем, педагог-эксперт по проблеме. Подкрепленный финансово, конечно.
– (3) Во-первых, к изменениям в лучшую сторону следует отнести то, что учреждения СПО поняли: под лежачий камень вода не течет, важно проявлять собственную активность. Во-вторых, учебным заведениям была предоставлена возможность развиться, получив грант конкурса приоритетного национального проекта «Образование». В-третьих, ФГОС нового поколения дали импульс к развитию гуманизации образования и прямое задание на создание условий для его индивидуализации. а) с зарплатой стало хуже: МРОТ не делает разницы между вахтером и педагогом с высшей категорией, и НСОТ в этих условиях – сплошное лукавство; б) государство ввело ФГОС нового поколения, не просчитав, во что это обойдется и не обеспечив ничем; в) власть слишком поздно начала осознавать последствия демографической ситуации: молодежь уже подсела на вузы и не желает получать рабочие профессии; г) если федеральная программа модернизации образования реально работает на общее образование, то для профессионального, похоже, до 2015 года не успеет сделать ничего.
– (1) Для педагогических колледжей общими вопросами могут быть следующие: возвращение подготовки учителей иностранного языка и учителей русского языка и литературы и вопрос о часах индивидуальной музыки для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Мы успешно занимались подготовкой учителей иностранного и русского языка и литературы почти двадцать лет. Большая часть выпускников шла работать в школу. С введением новых стандартов эти специальности исключили из сферы деятельности педагогических колледжей, что, без сомнения, следует считать изменением в худшую сторону. То же самое произошло и с часами индивидуальной музыки. Их необходимо вернуть в стандарт, а именно в описание условий его реализации. Индивидуальная музыка – необходимый и традиционный компонент подготовки педагога, работающего с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На этом нельзя экономить! Именно на основе стандарта региональные власти могли бы профинансировать это направление. – (2) К колледжам, аналогичным федеральным университетам, отношусь положительно, при условии, что речь идет об особом, исследовательском статусе такого учреждения. В системе педагогического образования федеральные колледжи могли бы решать такие задачи, как организация и проведение прикладных исследований в сфере дошкольного и начального школьного образования, организация подготовки учителей на современном уровне, в том числе с элементами дистанционного образования. – (3) К изменениям в лучшую сторону принадлежат вариативная часть в структуре новых стандартов и построение образования на основе компетентностного подхода, а об изменениях в худшую сторону уже сказали выше.
– (1) В первую очередь к общим вопросам относится выработка единой стратегии развития среднего профессионального образования, которая должна существовать как на федеральном уровне, так и в каждом регионе. К той же категории принадлежит разработка юридических норм и экономических механизмов частно-государственного партнерства в системе СПО и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательных учреждений. И, конечно, актуальны популяризация системы среднего профессионального образования и адекватная этому информационная политика, направленная на привлечение потребителей услуг. – (2) Создание федеральных колледжей – идея интересная, но отношусь к ней с осторожностью, так как многое зависит от реализации. Ввиду перехода на нормативное подушевое финансирование, из деятельности педагогических коллективов выпал значительный пласт работы: разработка образовательных технологий, новых программ, исследовательская работа, проводимая совместно с социальными партнерами и т.п. Считаю, что наделение особым статусом действительно передовых колледжей, определяющих развитие системы профессионального образования, позволит сохранить и развить исследовательский, разработческий и внедренческий потенциал этих учреждений, транслировать его на систему в целом. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|