Система губернаторских образовательных учрежденийВ статье представлена система образовательных учреждений Кузбасса, включающая как элитные учебные заведения (например, кадетскую школу, женскую гимназию, лицей-интернат для одаренных детей), так и специальную общеобразовательную школу и профессиональное училище. Просмотров: 4441
Система губернаторских учреждений, необычная и гуманная
– Уважаемая Елена Леонидовна! Объясните, пожалуйста, почему учебные заведения называются губернаторскими? – В Кемеровской области имеется восемь образовательных учреждений, которые были созданы по инициативе губернатора А.Г. Тулеева для социальной поддержки и развития детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и одаренных детей из сельской местности. Первое появилось 11 лет назад – это Кадетский корпус радиоэлектроники Министерства обороны РФ. Затем аналогичный статус получили Областная кадетская школа-интернат милиции, кадетский корпус МЧС, Областная кадетская школа-интернат железнодорожников, Женская гимназия-интернат, Многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности, Специальная общеобразовательная школа, Профессиональное училище народных промыслов. Воспитанники этих учебных заведений имеют возможность сориентироваться в выборе профессии, получить допрофессиональную подготовку, образование повышенного уровня, развивать творческие способности и в дальнейшем сравнительно быстро адаптироваться к требованиям общества. Преимущественным правом зачисления в губернаторские образовательные учреждения пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных многодетных и неполных семей, дети из семей погибших шахтёров, военнослужащих и участников локальных войн. Подобная система создана в стране одной из первых. А поскольку она объединяет разные по направленности и профилям учебные заведения, ее можно считать уникальной для российского образования. За 11 лет губернаторские учреждения выпустили более 7 тысяч воспитанников. – Что служит законодательной основой для деятельности учреждений такого типа? – Закон РФ «Об образовании», региональный закон «Об образовании в Кемеровской области», а также типовые положения – об общеобразовательном учреждении, о школах-интернатах, кадетских школах, суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах и уставы учреждений. – Расскажите, как организована жизнедеятельность губернаторских образовательных учреждений? – Все воспитанники находятся на полном государственном обеспечении. Им предоставляются места для проживания, пятиразовое питание, медицинское обслуживание, выдаются учебники и школьные принадлежности, форменная одежда, обувь. Они бесплатно посещают театры, музеи, бассейн, каток, спортивные секции, творческие объединения и клубы. Кроме того, каждому выплачивается ежемесячная стипендия в размере 330 рублей. Во время каникул ребята имеют возможность отдохнуть, выезжают за рубеж. В среднем в год на содержание одного воспитанника из областного бюджета выделяется 200 тысяч рублей. А дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пользуются ещё и отдельными льготами. Им выплачивается повышенная ежемесячная стипендия в размере 660 рублей, в каникулы выдается компенсация за питание, денежная и продуктовая. В городском транспорте эти дети ездят бесплатно, в междугородном – за полцены. Каждому выпускнику полагается материальная помощь, которая составляет тысячу рублей, ещё на 8 тысяч приобретаются одежда и канцелярские товары. – А как определяются профиль и программы обучения? – Основанием для определения профиля служит базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года № 1322. А программы определяются в соответствии со спецификой учреждения. Например, в Областной кадетской школе-интернате милиции реализуются программы профильного обучения социально-правовой и физико-математической направленности. Кроме общеобразовательных предметов, ребята изучают и специальные: криминалистику, основы правовых знаний, тактику охраны общественного порядка. Четыре раза в год они участвуют в полевых выходах с отрядом специального назначения и боевых стрельбах на базе войсковой части Управления внутренних дел г. Кемерово. В кадетском корпусе МЧС в рамках оборонно-спортивного профиля ведется первоначальная подготовка спасателей, а в кадетской школе-интернате железнодорожников – спецкурсы по ремонту подвижного состава. В кадетском корпусе радиоэлектроники дополнительное время уделяется военно-технической подготовке, военному переводу, изучению основ радиоэлектроники, истории российской армии и традиций офицерского корпуса, а также знакомству с музыкальной культурой и танцевальному обучению. По окончании первого курса кадеты на месяц выходят на полевые занятия. Здесь, уже на практике, осваивают военные дисциплины: основы тактики, военной топографии, военноинженерную подготовку, радиационную, химическую и биологическую защиту, строевую подготовку. На комплексных огневых занятиях учатся стрелять из автомата и метать учебные гранаты. – И очень важный вопрос, кто ведёт предметы, отражающие специфику того или иного губернаторского учреждения? Ведь от этого зависит уровень знаний учащихся и воспитанников, их дальнейшая образовательная траектория... – Элективные учебные предметы и специализированные дисциплины ведут как учителя, так и преподаватели вузов. Кроме того, к работе с воспитанниками привлекаются специалисты ведомственных структур. – Вы сказали, что в системе губернаторских учреждений имеется женская гимназия. Возрождает ли она традиции классического женского образования, которые предполагали, что выпускники становятся людьми высокой культуры и впоследствии активно работают на ниве просвещения? Если да, что для этого предпринимается? – Несомненно! В этом учебном заведении, с одной стороны, сохраняются традиции классического образования, а с другой – внедряются современные образовательные технологии, направленные на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, высокой культуры и гуманности. Для этого созданы все необходимые условия. Даже расположено учебное заведение в красивейшем месте – в 35 километрах от столицы Кузбасса, в сосновом бору на берегу реки Томь. Воспитанницы живут в комнатах по два-три человека. В классе максимум 15 учениц, и с каждой проводится индивидуальная работа. Для этого выделяются специальные часы, во время которых девочки получают консультацию педагогов. Такая же система работает во всех губернаторских учреждениях. В гимназии реализуются образовательные программы по двум профилям: гуманитарному и социально-гуманитарному. Дополнительно ведется подготовка по программам швейного моделирования, художественной фотографии, специально разработанным программам курсов рукоделия и домоводства. Программа курса домоводства носит интегрированный характер. Воспитанницы изучают основы дизайна интерьера, кройки и шитья, столового этикета, агрономии, имиджеологии, семейных отношений, учатся делать мелкий ремонт в быту, то есть приобретают навыки самообслуживания, создания в будущем благоприятной обстановки как в своем доме, так и на работе. В рамках образовательной области «Технология» реализуются программы допрофессиональной подготовки, благодаря чему наряду с основами будущей профессии ученицы приобретают знания и умения, которые могут им пригодиться впоследствии для воспитания детей («Технология педагогической деятельности», «Технология медицинской деятельности» и др.) Развитие личности идет по трем направлениям: художественно-эстетическому (работают студии хореографии, моды, вокала, театра, дизайна, рукоделия), социально-педагогическому (школа «Лидер») и физкультурно-спортивному (секции легкой атлетики, игровых видов спорта, лыжной подготовки). Следует особо отметить то, что здесь уделяется довольно много внимания развитию исследовательских навыков воспитанниц. Активно работает научное общество «Истоки». Ученицы, которые в него входят, участвуют в региональных, всероссийских и даже международных научно-практических конференциях. И нередко их исследования входят в число лучших. – Какова материально-техническая база губернаторских образовательных учреждений? – В целом она соответствует современным требованиям. Во всех учебных заведениях есть лаборатории, компьютерные классы, новейшая литература. Губернаторская женская гимназия и Губернаторский многопрофильный лицей-интернат победили в конкурсе инновационных школ, проходившем в рамках национального проекта «Образование», и благодаря этому увеличили затраты на улучшение учебно-методической базы на миллион рублей. – Сотрудничают ли губернаторские образовательные учреждения с вузами и средними учебными заведениями? – Конечно. Они работают в очень тесном контакте с вузами военной и гражданской направленности, находящимися как в Кемеровской области, так и за ее пределами, что положительно влияет на профессиональное самоопределение воспитанников и позволяет организовать исследовательскую деятельность. Все губернаторские учреждения входят в систему непрерывного образования Кемеровского государственного университета, а женская гимназия активно сотрудничает с Кемеровским университетом культуры и искусств и с педагогическим и медицинским колледжами областного центра. – До октябрьской революции воспитанники кадетских корпусов составляли славу и гордость русского народа. Среди них были выдающиеся полководцы, государственные деятели, яркие представители науки и культуры. Безусловно, чтобы дорасти до такого уровня, сегодняшним школьникам нужно, как минимум, продолжать образование. Но всё же, отличается ли уровень знаний учащихся и выпускников губернаторских образовательных учреждений в лучшую сторону, или главное для данной группы – социальная поддержка ребят? – Из 567 выпускников 2009 года большинство окончили школу на «4» и «5», в том числе 7 человек с золотой медалью и 12 – с серебряной. Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике выше средних по области и по России. В училище народных промыслов каждый третий получил диплом с отличием. Также среди выпускников губернаторских образовательных учреждений 8 победителей международных конкурсов, 22 победителя олимпиад и всероссийских конкурсов, 35 победителей и призёров всероссийских соревнований по различным видам спорта. Есть достижения и у каждого учебного заведения в отдельности. Например, выпускники Губернаторского многопрофильного лицея-интерната в 2009 году стали победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву и обществознанию, XIII международной олимпиады «Интеллект», XXIV всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура», XII российской конференции школьников «Открытие», всероссийских конкурсов и конференций научно-исследовательских работ учащихся. Выпускницы женской гимназии являются дипломантами и призерами научнопрактической конференции «Истоки», Всероссийской научной конференции школьников «Открытие», регионального конкурса «Мода и время», второго тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Ребята из Кадетского корпуса радиоэлектроники Министерства обороны РФ получили высшую оценку в смотре физической подготовки воспитанников кадетских корпусов и суворовских училищ, во Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги – 2009» и вышли в финал первого Всероссийского фестиваля творчества кадетов «Юные таланты Отчизны» (номинация «Художественная фотография»). Список достижений есть у каждого губернаторского учебного заведения. Отдельно хочу сказать о специальной общеобразовательной школе, основная цель которой – так подготовить своих воспитанниц, чтобы, выйдя с аттестатом за двери школы, они нашли себя и в профессиональной сфере и в жизни. В 2008-2009 учебном году 11 выпускниц из 17-ти в рамках дополнительного образования получили свидетельства о присвоении разрядов по специальностям «Повар», «Швея» и «Штукатурмаляр». А это значит, что у них есть определённый багаж, и если его подкрепить желанием работать, можно будет говорить об успешной социализации. У учениц спецшколы имеются и творческие успехи, например диплом итоговой выставки Второго российского конкурса фототворчества юных путешественников «Открытие мира», проводившейся Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения и Союзом фотохудожников России. – Многие школы отслеживают дальнейший путь своих учеников. Расскажите, куда поступают воспитанники губернаторских образовательных учреждений. – Если говорить обо всей системе, ежегодно около 66% выпускников поступают в вузы, а 29% – в учреждения среднего и начального профессионального образования. В кадетской школе-интернате милиции более 60% ребят выбирают тот профиль, по которому они учились. Все выпускники Областной кадетской школы-интерната железнодорожников ежегодно получают целевые направления в профильные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования. Воспитанники кадетского корпуса радиоэлектроники поступают в военные и гражданские вузы Москвы и Санкт-Петербурга и других городов России. Среди тех, кто уже получил высшее образование, есть моряки, десантники, разведчики, финансисты, летчики, танкисты, тыловики, но большинство – военные связисты. Они говорят, что девиз: «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» для многих так и остался главным жизненным принципом. – Каковы особенности воспитательной деятельности в губернаторских образовательных учреждениях? – Одним из главных направлений воспитательной деятельности в губернаторских учреждениях является гражданскопатриотическое воспитание. Кроме того, очень важно, что создается и реализуется система общих дел и мероприятий, которая формирует атмосферу одной дружной семьи, где есть место для общения, сопереживания, взаимопомощи и взаимопонимания. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|