Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кемеровский областной родительский комитет

Принцип «открытости школы для семьи» реализуют родительские общественные организации, при школах появились управляющие советы. Личным опытом делится сопредседатель Кемеровского областного родительского комитета Валентина Круглякова.

Просмотров: 2577

Советы родителей

КРУГЛЯКОВА Валентина Семеновна – сопредседатель Кемеровского областного родительского комитета,  врач-педиатр

Участие родительской общественности в управлении школой сегодня приобретает все более реальные очертания. Содержательный диалог всех участников образовательного процесса и совместная практика улучшения школы – цель и родительских комитетов, и школьных управляющих советов, появившихся всего несколько лет назад. Об опыте взаимодействия со школой, о том, какие задачи стоят перед родительской общественностью Кемеровской области сейчас, рассказывает сопредседатель Кемеровского областного родительского комитета Валентина КРУГЛЯКОВА.

– Валентина Семеновна, каким вам видится эффективное участие родителей в оценке качества образовательного процесса? Какие достижения в этом направлении есть в Кемеровской области?

– Кемеровский областной родительский комитет был создан в феврале 2006 года с целью обеспечения государственно-общественного характера управления системой образования и контроля за соблюдением действующего законодательства образовательными учреждениями. В его состав входят председатели муниципальных родительских комитетов всех тридцати четырех территорий Кузбасса. Это люди, не имеющие педагогического образования, а работающие врачами, библиотекарями, юристами, предпринимателями, экономистами и также домохозяйки. Это люди не только разных профессий, но и разного возраста и социального положения, готовые укреплять престиж и роль семьи в образовательном процессе и защищать права всех его участников. Региональный родительский комитет работает в тесном сотрудничестве с Департаментом образования и науки Кемеровской области, уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Кемеровской области, Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи, Центром мониторинга качества образования Кемеровской области, органами управления образованием, социальной защиты, здравоохранения и культуры.

По инициативе регионального родительского комитета при муниципальных родительских комитетах созданы общественные приёмные, которые защищают права и законные интересы детей, их родителей, оказывают консультативную помощь по обращениям граждан и содействуют в решении возникающих проблем в сфере образования. Приём в них по очереди ведут сами члены муниципальных родительских комитетов.

Обращения носят разносторонний характер. Они касаются не только вопросов образования, но и школьного питания, организации вечернего досуга, обеспечения безопасности и здоровья детей.

С самого начала работы члены нашего родительского комитета вошли в состав рабочей группы по реализации ПНПО в качестве общественных экспертов. И участвовали в экспертизе материалов, представленных на конкурс лучших школ, внедряющих инновационные программы развития, а также других конкурсов в рамках реализации приоритетного национального проекта. Неоднократно входили в состав жюри конкурсов педагогического мастерства, как на муниципальном, так и областном уровне. На всей территории Кемеровской области члены муниципальных родительских комитетов являются общественными наблюдателями при проведении итоговой государственной аттестации, как в форме ЕГЭ, так и ГИА.

– Областной родительский комитет был привлечен к созданию школьных сайтов и формированию публичных отчетов деятельности образовательных учреждений. Каким образом была построена работа, и к каким результатам вы пришли?

– Как я уже сказала, в состав регионального родительского комитета входят представители муниципальных родительских комитетов всех территорий Кемеровской области. Нельзя сказать, что все без исключения приняли участие в создании школьных сайтов, так как очень многое здесь зависит от личности человека. Но там, где эта работа проводилась, на школьном сайте есть страничка и родительского комитета, освещающая деятельность родителей. Вряд ли можно оспорить мнение, что открытость школы и наглядно продемонстрированное взаимодействие всех участников образовательного процесса в публичном отчете будет только способствовать повышению имиджа и популярности образовательного учреждения.

– В одном из своих выступлений вы отметили необходимость участия родительской общественности в формировании образовательной программы школы. Как родители относятся к появлению новых школьных предметов? Например, предмета «Духовная культура народов России», о котором сейчас так много говорят?

– Что касается введения новых школьных предметов, все не так просто. Без сомнения, наши дети должны быть приобщены к культурным ценностям своего народа. Основы нравственности закладываются у ребенка в большей степени в семье. Это и культура семейных взаимоотношений, и национальная толерантность. Но далеко не каждая семья может привить ребенку взгляды и нравственные устои, необходимые ему для адаптации в жизни. Здесь берет на себя определенную ответственность школа. Привить детям необходимые навыки общения и культуру поведения, воспитать нравственные устои, углубить знания по истории страны, приобщить к общекультурным ценностям всегда относилось к основным задачам образования. Но не могу сказать, что в родительской среде мнение о введении нового предмета «Духовная культура народов России» однозначно. Многие считают, что целесообразнее было бы ввести этот курс в форме факультатива, чтобы дети могли сами сделать выбор. Считаю, что вопрос формирования нравственного здоровья наших детей сложно решить одним введением нового предмета. Здесь необходимо взаимодействие семьи, школы и общества.

– По данным Минздравсоцразвития, из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53 процента) имеют ослабленное здоровье. Каковы причины сложившегося положения, по вашему мнению, и как школа должна отреагировать на столь неутешительную статистику?

– Действительно, по результатам диспансеризации уже в первый класс идет не более 30 процентов здоровых детей. А напряженные и интенсивные условия современной жизни, возрастающая учебная нагрузка, особенности образа жизни, недостаточная двигательная активность не способствуют укреплению здоровья школьников. Я согласна, что необходимо развивать материальную базу школ. Усилить спортивно-оздоровительные и даже медицинские направления профилактической работы, а также отрегулировать учебную нагрузку, создать благоприятную среду в школе и так далее. Вместе с тем я бы не сказала, что школа совсем не реагирует на происходящее. Например, в Кемеровской области создана сеть центров содействия укреплению здоровья, ППМС-центров, которые занимаются проблемами сохранения здоровья школьников. Во многих городах и районах области разработаны и реализуются программы «Образование и здоровье». Очень многие школы реализуют программы развития, делая акцент на здоровьесберегающее направление. Это и освещение, соответствующее санитарным нормам, и организация горячего питания, система двигательной активности во время урока и на переменах, введение третьего часа физической культуры. И многое другое. Часть школ, получивших грант в конкурсе лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы развития, на полученные деньги приобрела новую отвечающую требованиям санитарных норм мебель и современное учебное оборудование. Конечно, это не решит проблему сохранения здоровья школьников быстро, но, тем не менее, шаги в этом направлении делаются. Со своей позиции матери и врача одновременно, я часто в беседах с родителями возвращаюсь к вопросу сохранения здоровья детей. Нельзя же полностью перекладывать ответственность за своего ребенка «на плечи» школы. Ведь то, как выстроен его режим дня, как он питается, каким видом спорта занимается, или даже как много гуляет, двигается, во многом зависит от родителей. Уже давно известно, что здоровье на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. И с тем, какой образ жизни ведут родители, во многом связано и здоровье ребенка.

На мой взгляд, именно в направлении сохранения здоровья детей взаимное сотрудничество родителей и школы наиболее продуктивно.

– Зачастую участие родителей в жизни школы сводится к сбору денег – на ремонт класса, охрану, школьные обеды и тому подобное. На ваш взгляд, как реально родители могут включиться в управление школой? Какова должна быть идеальная модель деятельности родительского комитета на уровне класса, школы?

– Если говорить об участии родителей в жизни школы или класса, то можно смело сказать, что это во многом зависит от классного руководителя или директора школы. Насколько они нуждаются в этой помощи, готовы к сотрудничеству и взаимодействию, таким и будет отклик со стороны родителей. Опыт моей работы как члена родительского комитета класса и школы дает мне право утверждать, что сотрудничество школы и семьи возможно в различных направлениях. Как приятно сейчас вспоминать те мероприятия, которые мы проводили с классом, как легко решались любые проблемы, потому что решали их вместе. Родители знают друг друга по имени, и дети становятся дружнее. Потому что ничто не объединяет так крепко, как общее дело. А сегодня, когда в структуре управления школой появился управляющий совет, деятельность которого выстроена так, чтобы к решению проблем совместно с педагогами привлекались родители, обучающиеся и общественность – это становится абсолютно реальным. И там, где руководитель образовательного учреждения заинтересован в сотрудничестве и открыт для общения, взаимодействие не только становится очень демократичным, но и эффективным.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Родительский комитет Краснодара
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Система губернаторских образовательных учреждений
Родительская школа
Подготовка мастеров производственного обучения
Переход к педагогическому сотрудничеству
Современная школа развития
Школа - вуз: модель взаимодействия
В согласии с социальными партнерами
Совет родителей Челябинской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ