Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экзамен сдает вуз, принимают – студенты

Новые реалии развития отечественной образовательной системы в целом и учреждений высшего профессионального образования в частности неизбежно приводят к необходимости пересмотра механизмов гарантии качества образования. На сегодняшний день общепризнанным фактом обеспечения качества образовательного процесса в вузе является наличие системы менеджмента качества.

Просмотров: 523

Удовлетворенность потребителей – показатель результативности СМК

В.А. ЛАЗАРЕНКО, ректор Курского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

А.И. КОНОПЛЯ, проректор по учебной работе КГМУ, доктор медицинских наук, профессор

Т.А. ОЛЕЙНИКОВА, начальник центра менеджмента качества КГМУ, кандидат фармацевтических наук, доцент

В.А. СОЛЯНИНА, специалист центра менеджмента качества КГМУ, кандидат фармацевтических наук, доцент

Новые реалии развития отечественной образовательной системы в целом и учреждений высшего профессионального образования в частности неизбежно приводят к необходимости пересмотра механизмов гарантии качества образования. На сегодняшний день общепризнанным фактом обеспечения качества образовательного процесса в вузе является наличие системы менеджмента качества.

Однако ситуация с ее внедрением в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 неоднозначна. После получения сертификата далеко не все вузы улучшают показатели своей деятельности. Складывается стереотип, что СМК носит формальный характер и заключается лишь в описании процессов и процедур. На самом деле это не так. Стереотип возник потому, что в ходе внедрения системы упускается один очень важный процесс – анализ мнения конечного потребителя. А без него процедура построения СМК превращается в фиксирование существующих процессов со всеми их достоинствами и недостатками. В этом случае система минимально полезна для организации, так как повторяет наработки вчерашнего дня.

Избежать подобной ситуации можно с помощью постоянного мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг. Результаты наблюдения позволят установить обратную связь, ценную для выявления сильных и слабых сторон в организации образовательного и других процессов, правильно распорядиться ресурсами и в итоге добиться эффективной работы СМК и повышения конкурентоспособности вуза.

В Курском государственном медицинском университете с 2007 года проводится измерение удовлетворенности потребителей качеством образования. Одной из основных групп (целевых сегментов) являются студенты. Инструментом исследования служит специально разработанная анкета, включающая шесть блоков критериев удовлетворенности качеством образования:

  • удовлетворенность выбранной профессией;
  • удовлетворенность психологическим климатом в университете;
  • удовлетворенность учебным процессом;
  • удовлетворенность материально-технической базой учебного процесса;
  • удовлетворенность условиями учебной деятельности;
  • удовлетворенность условиями внеучебной деятельности.

Каждый критерий состоит из определенного количества показателей, которые отражают его содержание. В целом анкета содержит 38 показателей. Для оценки применяется шкала от 0 до 10 баллов, согласно которой результат от 0 до 2 баллов свидетельствует об очень низкой удовлетворенности, от 8 до 10 баллов – о высокой.

Проанализируем некоторые данные исследования за 2009-2013 годы. В целом по университету итоговый балл удовлетворенности студентов всех факультетов качеством образовательного процесса увеличился с 6,4 в 2009 году до 7,3 балла в 2013 году (рис. 1). По каждому критерию выявлены проблемные места в деятельности вуза (рис. 2).

Рисунок 1. Итоговый балл удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса.

Рисунок 2. Итоговый балл удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса по критериям.

В 2009 году самые низкие оценки были получены по критерию «удовлетворенность условиями учебной деятельности», который включает четыре подраздела: качество медицинского обслуживания, условия проживания в общежитии, санитарно-гигиеническое состояние пунктов общественного питания, организацию питания в университете. Опрошенные студенты были менее всего удовлетворены качеством медицинского обслуживания и условиями проживания в общежитии (уровень удовлетворенности составил 4,2 и 4,4 балла соответственно). Изучение причин позволило руководству университета принять управленческие решения, направленные на улучшение условий. Так, по параметру «качество медицинского обслуживания» студентов не устраивали время и порядок работы здравпункта. Для устранения данного несоответствия оптимизирован режим работы подразделения, установлен контроль над пополнением расходного материала и состоянием медицинского оборудования. В результате уровень удовлетворенности медицинским обслуживанием увеличился на 1,6 балла и составил в 2013 году 5,8 балла.

Чтобы поднять уровень удовлетворенности условиями проживания в общежитиях, администрация университета и студенческий профком в период с 2009 по 2013 годы предприняли комплексные меры, направленные на улучшение материально-технического оснащения. Был проведен капитальный ремонт душевых, кухонь и жилых комнат, оконные рамы заменены на современные стеклопакеты, открыты комнаты для стирки, оснащенные автоматическими стиральными машинами, комнаты буккроссинга, увеличены площади кабинетов для самоподготовки и другие работы. Стали доступнее информационные ресурсы (повысились качество и скорость интернет-услуг), улучшилась организация питания (в одних случаях открыты буфеты, в других – увеличена их площадь, установлен удобный режим работы). В результате уровень удовлетворенности студентов качеством проживания в общежитиях ежегодно повышался и составил в 2013 году 5,9 балла, что, в соответствии с используемой шкалой, достигает верхней границы «среднего уровня».

Анализ критерия «удовлетворенность материально-технической базой учебного процесса» показал, что студенты лечебного, биотехнологического, стоматологического, медико-профилактического факультетов и факультета социальной работы оценивают уровень обеспечения дисциплин учебным и лабораторным оборудованием как не вполне достаточный. В ответ на это был создан обучающий симуляционный центр, имеющий большое значение для формирования и совершенствования профессиональных компетенций. В течение последних трех лет он активно оснащался оборудованием и учебно-методическими материалами. На сегодняшний день в структуру центра входят лаборатории акушерства и гинекологии, совершенствования неотложной помощи, хирургических навыков, пропедевтических навыков, а также педиатрии, сестринского дела, стоматологии, экспериментальной психологии, гигиены, физико-химического анализа, социальной помощи. В настоящее время уровень удовлетворенности материально-техническим обеспечением учебного процесса и качеством практической подготовки в целом по университету составляет 6,9 балла, а на факультете социальной работы достигает 8 баллов, что свидетельствует о результативности принятых решений и рациональности распределения финансовых ресурсов на оснащение лабораторий практической подготовки.

Критерий «уровень качества учебного процесса» в целом оценивался как 6-8 баллов – хороший уровень, 8-10 – высокий. По опросам были получены стабильно высокие оценки. В то же время выяснилось, что студенты дали достаточно низкую оценку системе ликвидации текущих академических задолженностей, поскольку их не устраивали довольно жесткие требования положения, которым она регламентировалась документально. Урегулированием этого вопроса занимались деканы и проректор по учебной работе. В результате положение не претерпело изменений, требования остались такими же строгими, какими были. При этом после большой разъяснительной работы студенты поняли, что так и должно быть, пропуски занятий даже по уважительным причинам не должны влиять на уровень знаний.

В целом по университету удовлетворенность обучающихся качеством чтения лекций, проведения практических занятий составляет 7,7 балла, результатами и содержанием обучения – 7,5 балла. Эти данные, с одной стороны, говорят о высоком уровне, с другой – о возможности повышения качества учебного процесса.

В 2013 году итоговый балл по всем шести показателям достиг высокого уровня на факультетах социальной работы, клинической психологии, экономики и управления здравоохранением; возрос, но не преодолел средний уровень на факультетах медико-профилактического дела, педиатрическом, биотехнологическом, стоматологическом; незначительно снизился, но остался в пределах уровня «выше среднего» на лечебном, фармацевтическом факультетах и в медико-фармацевтическом колледже.

Таким образом, анализ полученных данных позволил выявить проблемные области и разработать мероприятия, реализация которых способствовала повышению удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса в вузе. При этом было установлено, что основными факторами, положительно воздействующими на общий итог, являются высокая удовлетворенность статусом студента вуза и выбранной профессией, психологическим климатом в университете, качеством и содержанием учебного процесса. Кроме того, благодаря регулярному мониторингу улучшилось качество учебной, методической, научно-исследовательской и других видов деятельности вуза.

Рост уровня удовлетворенности студентов по всем критериям является следствием эффективности СМК и принятых управленческих решений.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-70, личный опыт, курский государственный медицинский университет, качество образования

Похожие материалы:
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий
Политика качества в вузе: цели и результаты
Модели государственно-общественного управления: опыт развития и распространения
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа
Пути и условия оптимизации учебного процесса в СтГМУ
Потенциал Чувашского государственного университета
Здоровьесбережение в контексте законопроекта об образовании
Мотивация как механизм управления персоналом на основе СМК
Развитие региональной системы оценки качества образования
Концепция управления качеством – в действии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (121) 2020

В номере читайте. Госполитика: Ежегодный доклад Правительства РФ о реализации госполитики в сфере образования в 2019 году. Регион: Научно-образовательный и инновационный потенциал Республики Татарстан. Качество образования: Вопросы воспитания в региональной повестке. Международное образование: Рекомендации вузам от Россотрудничества и Российского совета по международным делам. СПО: Ожидания работодателей и перспективы развития системы.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ