Качество образования: оценку ставит студентЧто студенты ставят на первое место в образовательном процессе? Алтайский государственный университет на протяжении нескольких лет реализует идею участия студентов в оценке качества образовательного процесса на практике. Представляем некоторые результаты проведенного исследования. Просмотров: 8255
Алтайский государственный университет учитывает мнение студенчества о качестве образования
Компоненты качестваСегодня мировое и российское экспертное сообщество активно обсуждает методологические и методические вопросы качества образования. Чаще всего качество образования характеризуют и описывают через систему взаимосвязанных компонентов, в определении числа которых также не существует единого мнения. ЮНЕСКО, например, выделяет пять ключевых компонентов, определяющих качество образования:
В полной мере такая модель находит свое выражение в материалах Минобрнауки России. Понятие «качество образования» рассматривается в двух основных аспектах: с точки зрения качества результата, то есть соответствия уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартов, и с точки зрения характеристики системы обеспечения этого качества, а именно – содержания образования, уровня подготовки преподавательских кадров, информационно-методического обеспечения образовательного процесса, использования инновационных образовательных технологий. Мы разделяем позицию, согласно которой качество образования рассматривается как интегральная характеристика, отражающая степень соответствия достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям студенчества. Кроме того, представляется важным акцент на роли обучающихся в организации, реализации и оценке качества предоставляемых образовательных услуг. Этот и другие вопросы участия студенческого актива в жизни образовательного учреждения обсуждались на Всероссийском студенческом форуме, проходившем в 2011 году по инициативе Минобрнауки России на базе Алтайского государственного университета. Встреча вызвала большой интерес у руководства страны. Президент России Д.А. Медведев принял участие в церемонии торжественного открытия форума, а также в неформальной обстановке встретился со студентами. В работе одной из секций, в рамках которой обсуждались вопросы качества высшего профессионального образования, принял активное участие министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко. Среди участников секции, сегодняшних студентов, развернулась интересная дискуссия по поводу того, что можно считать показателями качества образования и какова роль студенческих организаций в его повышении. Авторы представленных проектов предложили свои варианты проведения мониторинга и оценки качества образования. В числе эффективных механизмов такой оценки назывались анкетирование и опрос студентов, по результатам которых руководством учебного заведения могут приниматься решения об изменении образовательной траектории обучающихся: например, вводиться новые учебные курсы. По итогам телемоста с Европейским студенческим союзом в Брюсселе, организованного в рамках форума, была выдвинута идея активного привлечения студентов как равноправных партнеров образовательного процесса в группы для оценки качества образования. Сегодня этот тезис подкреплен требованиями ФГОС: «обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей». Что у студентов на первом месте?Алтайский государственный университет на протяжении последних лет реализует идею участия студентов в оценке качества образовательного процесса на практике. Регулярно проводится самообследование. Студентам предлагается специально разработанная стандартизированная анкета, включающая 97 вопросов (240 пунктов), направленных на выявление отношения студентов к разным аспектам процесса обучения и качества образования в университете. Анкета прошла все процедуры валидизации и состоит из четырех разделов: учебная работа, научная работа, воспитательная работа и экологические (физические) условия обучения. В результате исследования было выявлено, что при оценке качества образования в классическом университете на первом месте по значимости оказался фактор педагога-оратора. Преподаватель университета, по мнению студентов, должен обладать рядом качеств: таких как «приятный в общении», «способный ясно, четко излагать материал», «коммуникабельный», «умеющий наладить контакт с аудиторией», «интересный и глубокий как личность», «привлекательный внешне», «обладающий четкой дикцией и грамотной речью». Такой человек в понимании студентов способен «снять напряжение аудитории», проявить себя «интеллигентным» и «объективным в оценках», он «заинтересован в успехе студента», «компетентен в предмете» и непременно «с чувством юмора». Эти качества связаны с общей удовлетворенностью преподавательским составом в университете. Таким образом, студенты оценивают качества, связанные с системой взаимодействия «студент – преподаватель», и личностные качества самого преподавателя. Второй в иерархии значимости оценки качества образования обозначена экология обучения. Для студентов важны следующие характеристики аудитории, в которой проводятся занятия: проветриваемость помещения, акустика, звукоизоляция, размер, освещенность, возможность видеть написанное на доске, чистота, удобство мебели, возможность задать вопрос (преподаватель может слышать студента). Третий фактор – качество преподавания дисциплин специальности по таким параметрам, как удовлетворенность качеством и достаточность объема профессиональных дисциплин. Четвертый фактор – желание активно участвовать во внеучебной деятельности. Кроме того, отмечаются проблемы, напрямую не связанные с качеством учебного процесса, внешние факторы, мешающие обучению: «трудности организации восприятия, внимания, мышления», «проявление недостаточной самостоятельности в образовательной деятельности», «отсутствие по многим предметам хороших учебников, пособий», «обстановка в учебной группе», «финансовые трудности», «проблемы в личной жизни». Следующий фактор связан с удовлетворенностью студентов расписанием учебных занятий. Девятый фактор – использование ресурсов Интернета, электронной почты. И лишь на десятом месте по уровню мотивационной значимости для студентов оказывается фактор успешности участия в научных мероприятиях. Об этой потребности в процессе обучения студенты вспоминают тогда, когда все вышеуказанные потребности удовлетворены.
Для руководства университета результаты исследования стали основой разработки концепции дальнейшего развития учебного заведения в целом, а также оптимизации управления качеством образования на каждом факультете. Мнение студентов важно учитывать в процессе создания эффективного механизма устойчивого социального развития Кроме того, очевидно, что исследование позволяет оперативно реагировать и на потребности потенциальных абитуриентов, наиболее полно интегрировать вуз в социально-экономическую жизнь региона, способствовать продвижению положительного имиджа и повышению конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг. Словом, администрация Алтайского государственного университета на своем опыте убедилась в эффективности проведения подобных исследований и намерена в дальнейшем использовать апробированную методику выявления мнения обучающихся о качестве образовательного процесса. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|