Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Качество образования: оценку ставит студент

Что студенты ставят на первое место в образовательном процессе? Алтайский государственный университет на протяжении нескольких лет реализует идею участия студентов в оценке качества образовательного процесса на практике. Представляем некоторые результаты проведенного исследования.

Просмотров: 8062

Алтайский государственный университет учитывает мнение студенчества о качестве образования

И.Н. Ротанова, первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета

М.А. Костенко, начальник управления качества и аккредитации Алтайского государственного университета

Компоненты качества

Сегодня мировое и российское экспертное сообщество активно обсуждает методологические и методические вопросы качества образования. Чаще всего качество образования характеризуют и описывают через систему взаимосвязанных компонентов, в определении числа которых также не существует единого мнения. ЮНЕСКО, например, выделяет пять ключевых компонентов, определяющих качество образования:

  • учащиеся (learners), которые «здоровы, хорошо питаются, готовы к деятельности и учебе»;
  • среда (environment) – «здоровая, безопасная, защищенная, учитывающая гендерные особенности, имеющая необходимые ресурсы»;
  • содержание (content), способствующее приобретению жизненных навыков и знаний;
  • процессы (processes), когда хорошо подготовленные преподаватели используют педагогические приемы и технологии, ориентированные на студента;
  • результаты (outcomes) – знания, навыки и ценностные установки, связанные с национальными приоритетами.

В полной мере такая модель находит свое выражение в материалах Минобрнауки России. Понятие «качество образования» рассматривается в двух основных аспектах: с точки зрения качества результата, то есть соответствия уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартов, и с точки зрения характеристики системы обеспечения этого качества, а именно – содержания образования, уровня подготовки преподавательских кадров, информационно-методического обеспечения образовательного процесса, использования инновационных образовательных технологий.

Мы разделяем позицию, согласно которой качество образования рассматривается как интегральная характеристика, отражающая степень соответствия достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям студенчества. Кроме того, представляется важным акцент на роли обучающихся в организации, реализации и оценке качества предоставляемых образовательных услуг.

Этот и другие вопросы участия студенческого актива в жизни образовательного учреждения обсуждались на Всероссийском студенческом форуме, проходившем в 2011 году по инициативе Минобрнауки России на базе Алтайского государственного университета. Встреча вызвала большой интерес у руководства страны. Президент России Д.А. Медведев принял участие в церемонии торжественного открытия форума, а также в неформальной обстановке встретился со студентами. В работе одной из секций, в рамках которой обсуждались вопросы качества высшего профессионального образования, принял активное участие министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко.

Среди участников секции, сегодняшних студентов, развернулась интересная дискуссия по поводу того, что можно считать показателями качества образования и какова роль студенческих организаций в его повышении. Авторы представленных проектов предложили свои варианты проведения мониторинга и оценки качества образования. В числе эффективных механизмов такой оценки назывались анкетирование и опрос студентов, по результатам которых руководством учебного заведения могут приниматься решения об изменении образовательной траектории обучающихся: например, вводиться новые учебные курсы.

По итогам телемоста с Европейским студенческим союзом в Брюсселе, организованного в рамках форума, была выдвинута идея активного привлечения студентов как равноправных партнеров образовательного процесса в группы для оценки качества образования. Сегодня этот тезис подкреплен требованиями ФГОС: «обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей».

Что у студентов на первом месте?

Алтайский государственный университет на протяжении последних лет реализует идею участия студентов в оценке качества образовательного процесса на практике. Регулярно проводится самообследование.

Студентам предлагается специально разработанная стандартизированная анкета, включающая 97 вопросов (240 пунктов), направленных на выявление отношения студентов к разным аспектам процесса обучения и качества образования в университете. Анкета прошла все процедуры валидизации и состоит из четырех разделов: учебная работа, научная работа, воспитательная работа и экологические (физические) условия обучения.

В результате исследования было выявлено, что при оценке качества образования в классическом университете на первом месте по значимости оказался фактор педагога-оратора. Преподаватель университета, по мнению студентов, должен обладать рядом качеств: таких как «приятный в общении», «способный ясно, четко излагать материал», «коммуникабельный», «умеющий наладить контакт с аудиторией», «интересный и глубокий как личность», «привлекательный внешне», «обладающий четкой дикцией и грамотной речью». Такой человек в понимании студентов способен «снять напряжение аудитории», проявить себя «интеллигентным» и «объективным в оценках», он «заинтересован в успехе студента», «компетентен в предмете» и непременно «с чувством юмора». Эти качества связаны с общей удовлетворенностью преподавательским составом в университете. Таким образом, студенты оценивают качества, связанные с системой взаимодействия «студент – преподаватель», и личностные качества самого преподавателя.

Второй в иерархии значимости оценки качества образования обозначена экология обучения. Для студентов важны следующие характеристики аудитории, в которой проводятся занятия: проветриваемость помещения, акустика, звукоизоляция, размер, освещенность, возможность видеть написанное на доске, чистота, удобство мебели, возможность задать вопрос (преподаватель может слышать студента).

Третий фактор – качество преподавания дисциплин специальности по таким параметрам, как удовлетворенность качеством и достаточность объема профессиональных дисциплин.

Четвертый фактор – желание активно участвовать во внеучебной деятельности.

Кроме того, отмечаются проблемы, напрямую не связанные с качеством учебного процесса, внешние факторы, мешающие обучению: «трудности организации восприятия, внимания, мышления», «проявление недостаточной самостоятельности в образовательной деятельности», «отсутствие по многим предметам хороших учебников, пособий», «обстановка в учебной группе», «финансовые трудности», «проблемы в личной жизни».

Следующий фактор связан с удовлетворенностью студентов расписанием учебных занятий.

Девятый фактор – использование ресурсов Интернета, электронной почты.

И лишь на десятом месте по уровню мотивационной значимости для студентов оказывается фактор успешности участия в научных мероприятиях. Об этой потребности в процессе обучения студенты вспоминают тогда, когда все вышеуказанные потребности удовлетворены.

Для руководства университета результаты исследования стали основой разработки концепции дальнейшего развития учебного заведения в целом, а также оптимизации управления качеством образования на каждом факультете. Мнение студентов важно учитывать в процессе создания эффективного механизма устойчивого социального развития
коллектива университета, отражающего взаимосвязь и взаимовлияние студенческого актива, профессорско-преподавательского состава и администрации учебного заведения.

Кроме того, очевидно, что исследование позволяет оперативно реагировать и на потребности потенциальных абитуриентов, наиболее полно интегрировать вуз в социально-экономическую жизнь региона, способствовать продвижению положительного имиджа и повышению конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг.

Словом, администрация Алтайского государственного университета на своем опыте убедилась в эффективности проведения подобных исследований и намерена в дальнейшем использовать апробированную методику выявления мнения обучающихся о качестве образовательного процесса.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-53, личный опыт, алтайский государственный университет, качество образования

Похожие материалы:
Концепция управления качеством – в действии
Модели государственно-общественного управления: опыт развития и распространения
Развитие региональной системы оценки качества образования
Мотивация как механизм управления персоналом на основе СМК
Пути и условия оптимизации учебного процесса в СтГМУ
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Дмитрий Ануфриев: За региональными вузами – будуще
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа
Актуальность и перспективы дуального обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#100Щелковский колледж отметил семидесятилетие
#100Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу
#95Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
#104Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
#108Дайджест № 108 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний