Опыт реализации положений Болонского процессаСвоим опытом по реализации основных положений Болонского процесса (уровневое образование по программам ВПО, введение приложения к диплому общеевропейского образца) в Кабардино-Балкарском государственном университете делится научное сообщество вуза. Просмотров: 2244
Как попасть в Европу?Опыт реализации основных положений Болонского процесса в Кабардино-Балкарском государственном университете
Вхождение в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса является одним из приоритетных направлений инновационного развития Кабардино-Балкарского государственного университета. В вузе проделана достаточно масштабная работа по приведению нормативно-распорядительской и учебно-методической документации в соответствие с инновационными методами обучения. Каковы же наиболее значимые результаты, полученные КБГУ в ходе работ по реализации основных положений Болонского процесса? Переход на уровневое образование по программам ВПОУниверситет одним из первых в Российской Федерации приступил к реализации многоуровневой системы ВПО. Еще в 1993 году, с начала нового учебного года, в вузе были введены образовательные программы подготовки бакалавров и магистров по нескольким направлениям. Первые выпуски бакалавров и магистров состоялись соответственно в 1997 и 1999 годах. За эти годы подготовлено 1560 бакалавров и 869 магистров по 14 направлениям ВПО. В настоящее время в КБГУ обучаются 1359 человек по многоуровневым образовательным программам, в том числе 342 человека по магистерским программам. Введение приложения к диплому общеевропейского образца (Diploma Supplement)Решением Учёного Совета и ректората КБГУ с 2006 года всем выпускникам (очной и заочной форм обучения) по всем реализуемым в университете специальностям (их 25) и направлениям подготовки (их 14) ВПО выдается приложение к диплому общеевропейского образца. Оно составлено на английском языке в полном соответствии с рекомендациями Европейской комиссии, Совета Европы, ЮНЕСКО/CEPES и выдается выпускникам в обязательном порядке (без заявки), бесплатно, дополнительно к государственным документам о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности и направлению подготовки. В 2009 году в КБГУ выдано 2736 таких приложений. КБГУ является единственным высшим учебным заведением в России, выдающим приложения европейского образца всем выпускникам очной и заочной форм обучения на безвозмездной основе. Система обеспечения качества образования КБГУСоздано и функционирует специальное Управление по качеству образования со своим штатом. Во всех структурных подразделениях вуза (на факультетах и в учебных институтах) назначены уполномоченные по качеству образования. Разработан и учреждён внутривузовский проект «Создание системы менеджмента качества», в рамках которого поэтапно проводятся соответствующие мероприятия. Значительное внимание уделяется обучению персонала. Сотрудники Управления по качеству и преподаватели кафедр регулярно участвуют в мероприятиях по созданию и дальнейшему совершенствованию системы менеджмента качества образования. В университете ведётся плановая работа по систематизации и документированию рабочих процессов, определению последовательности и их взаимодействию, установлению критериев (показателей) результативности, методам их измерения и целевым значениям по каждому процессу. Большое внимание в последние годы уделялось вопросам стратегического управления вузом и менеджмента качества образования. КБГУ активно разрабатывает такие проблемы, как «Концептуальные вопросы стратегического управления в образовании», «Актуальные проблемы управления КБГУ», «Менеджмент качества в образовательных учреждениях», модели системы менеджмента качества (ISO 9001:2000), организационная структура менеджмента качества вуза, матрицы ответственности и полномочий при создании и внедрении системы менеджмента качества, «Комплексный план мероприятий по разработке системы менеджмента качества КБГУ». Разработаны Миссия КБГУ и его Политика качества. С 2006 года вуз официально участвует во всероссийском конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Планирование и организация учебного процесса с использованием системы зачётных единиц в КБГУВ КБГУ разработано и введено в действие Положение об организации учебного процесса с использованием системы зачётных единиц. Основные работы при этом ведутся по следующим направлениям: разработка учебных планов по всем специальностям и направлениям ВПО в зачётных единицах; разделение функций преподавателя по обучению и аттестации студентов; выбор преподавателей студентами по отдельным образовательным дисциплинам; повторное изучение дисциплин, не освоенных надлежащим образом студентами; организация самостоятельной работы студентов; блочномодульная организация учебного процесса. Балльно-рейтинговая система аттестации студентов, согласованная с ECTSБолее 18 лет в университете успешно функционирует балльно-рейтинговая система аттестации студентов. По основным позициям, в том числе по шкале оценок, эта система согласована с ECTS. В настоящее время решением Учёного Совета в КБГУ в качестве одной из форм балльно-рейтинговых контрольных мероприятий введено обязательное компьютерное тестирование студентов по всем дисциплинам, включенным в рабочие учебные планы по всем специальностям и направлениям ВПО, реализуемым в университете. В течение семестра три раза проводится тестирование студентов по каждой дисциплине. При этом, наряду с тестированием, в обязательном порядке предусматривается проведение устного опроса студентов. Функционирование балльно-рейтинговой системы обеспечивают Учебнометодическое управление (отдел внутривузовского контроля) и Региональный центр тестирования профессионального образования КБГУ. Учебно-методические комплексы по дисциплинамЗа последние три года в КБГУ разработаны учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, включенным в рабочие учебные планы по всем специальностям и направлениям подготовки высшего и среднего профессионального образования. Они являются основным учебным документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание каждой дисциплины в университете. Комплекс определяет цели и задачи учебной дисциплины и ее место в учебном процессе, а также требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны обладать студенты в результате изучения дисциплины. Учебно-методический комплекс по дисциплине содержит аннотацию, выписку из ГОС по дисциплине, рабочую программу, учебно-методическое обеспечение, сведения по текущей и промежуточной аттестации и инновационным методам преподавания дисциплины. Разработка аттестационных педагогических измерительных материаловВ университете за последние годы значительное внимание уделялось разработке и внедрению аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) по всем дисциплинам, включенным в рабочие учебные планы по специальностям и направлениям высшего профессионального образования, реализуемым в КБГУ. В настоящее время эти материалы используются для тестового контроля в рамках балльнорейтинговых мероприятий. Работа по разработке контрольно-измерительных материалов проводилась с участием Регионального центра тестирования профессионального образования КБГУ. На сегодняшний день профессорско-преподавательским составом университета разработаны тесты по более шести тысячам дисциплин. Внедрение новых инновационных форм и методов обученияВ КБГУ за последние пять лет проделана масштабная работа по разработке и внедрению новых форм и методов обучения, в том числе и с использованием современных информационных и программных средств обучения, компьютерной и другой мультимедийной техники. Работа в основном проводилась по следующим направлениям:
Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса предусмотрена для определённой категории студентов, повторно изучающих дисциплины, неосвоенные в предыдущем семестре надлежащим образом. В КБГУ в настоящее время проводится большая методическая работа по составлению рабочих учебных планов с учетом междисциплинарного подхода. При междисциплинарном подходе учебные дисциплины и даже отдельные разделы и темы в них рассматриваются как части определенных ступеней иерархии профессиональной подготовки. Каждая ступень иерархии содержит ряд междисциплинарных модулей, которые носят индивидуальный характер с точки зрения учебно-научного знания по специальности (направлению подготовки). В организации и проведении аудиторных занятий и контролируемой самостоятельной работы студентов используются современные педагогические технологии: самодиагностики, работы с научнопонятийным аппаратом, кейсов. Приведена в соответствие с европейскими требованиями к качеству учебновоспитательного процесса и нормативная база по воспитанию обучающейся молодёжи. В КБГУ разработаны и приняты в установленном порядке «Концепция воспитания студентов в университетском комплексе на базе КБГУ» и «Программа воспитательной работы в университетском комплексе на базе КБГУ». Структурным подразделением, обеспечивающим реализацию воспитательных задач в КБГУ, является Управление по воспитательной работе. Положительные результаты, достигнутые в ходе реализации положений Болонской декларации, стали возможными и благодаря высококвалифицированному научно-педагогическому коллективу университета, способному выполнять задачи по качественной подготовке специалистов с высшим и средним, а также послевузовским профессиональным образованием на уровне современных требований. Численность научно-педагогических работников, занятых реализацией образовательных программ высшего профессионального образования, составляет 1069 человек, в том числе штатного профессорско-преподавательского состава 881 человек; из них 704 имеют ученые степени и звания: докторов, профессоров – 169 человек; кандидатов наук, доцентов – 535. Масштабность и эффективность работы по подготовке и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации дополнена инновационной составляющей. КБГУ выполняет функции системного координатора по восстановлению и развитию предприятий на территории республики и южного региона. Для обеспечения эффективного достижения цели в вузе созданы инновационно-инвестиционные структуры (центры, бизнес-инкубатор, комплексы, малые предприятия, институты). Это стало возможным благодаря таким свойствами университета, как:
Приоритетными для университета направлениями и специальностями целевой подготовки кадров являются специалисты в области медиаиндустрии, компьютерной безопасности, химической технологии, биоинженерии, нанотехнологии, режиссуры кино и телевидения. Расширился спектр реализуемых образовательных программ по сокращенным или сопряженным образовательным программам на преемственной основе СПО – ВПО (17 образовательных программ). КБГУ занимается также вопросами стратегии и тактики в области международного сотрудничества в университете. Проведен SWOT-анализ международной деятельности вуза и рассмотрены возможные инструменты реструктуризации международной деятельности в плане выработки стратегических задач развития международного сотрудничества и тактики их реализации. В настоящее время в университете реализуются разработанные в рамках этой деятельности рекомендации по необходимым изменениям в организации международной деятельности вуза. Для КБГУ актуально формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды. Имеет место корпоративная социальная ответственность руководства перед коллективом университета, мотивация и стимулирование персонала к инновационной деятельности. На базе университета выстроена постоянно действующая система повышения квалификации менеджеров и управленцев различного уровня. Стратегическими партнёрами КБГУ по вопросам образования, учебно-методического обеспечения и воспитания в России являются вузы г. Москвы (МГУ, МФТИ, МИФИ, МИСиС, РУДН), вузы ЮФО (ЮФУ, КубГУ, КубГТУ, СГУ, ДГУ, ЧГУ, АГУ и др.), другие вузы страны (СПбГУ, СПбГЭУ «ЛЭТИ», ТГУ, ВГУ, НовГУ и др.). Стратегическими партнёрами КБГУ за рубежом являются 18 зарубежных учебно-образовательных учреждений и научных центров Европы, Азии и США. Университет подписал договор на долгосрочную перспективу с НАН Украины, Венгеро-Российским центром по нанотехнологиям, Институтом физики и астрономии г. Орхуса (Дания) о безвалютном обмене учёными. КБГУ имеет учебно-консультационный пункт в г. Дамаске (Сирия), заключен договор об открытии совместного подготовительного отделения в университете г. Амана (Иордания), вуз тесно сотрудничает с Университетом Гранады (Испания). Успешная реализация принципов Болонской декларации стала возможной благодаря масштабной структурной перестройке университета, превратившегося в интегрированный образовательный комплекс, где реализуются программы дошкольного общего, общего образования, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. В комплексе практически реализована концепция непрерывного образования. Ребёнок с трёх лет начинает обучаться в университете и, став взрослым, может защитить докторскую диссертацию, не выходя за пределы высшего учебного заведения.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|