Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт реализации положений Болонского процесса

Своим опытом по реализации основных положений Болонского процесса (уровневое образование по программам ВПО, введение приложения к диплому общеевропейского образца) в Кабардино-Балкарском государственном университете делится научное сообщество вуза.

Просмотров: 2242

Как попасть в Европу?

Опыт реализации основных положений Болонского процесса в Кабардино-Балкарском государственном университете

КАРАМУРЗОВ Барасби Сулейманович ректор КБГУ. Председатель Совета ректоров
КБР, член Совета Российского Союза ректоров и член Совета при Президенте КБР. Президент Ассоциации российских вузов, член-корреспондент ГАН РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный деятель науки РФ.

Вхождение в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса является одним из приоритетных направлений инновационного развития Кабардино-Балкарского государственного университета. В вузе проделана достаточно масштабная работа по приведению нормативно-распорядительской и учебно-методической документации в соответствие с инновационными методами обучения.

Каковы же наиболее значимые результаты, полученные КБГУ в ходе работ по реализации основных положений Болонского процесса?

Переход на уровневое образование по программам ВПО

Университет одним из первых в Российской Федерации приступил к реализации многоуровневой системы ВПО. Еще в 1993 году, с начала нового учебного года, в вузе были введены образовательные программы подготовки бакалавров и магистров по нескольким направлениям. Первые выпуски бакалавров и магистров состоялись соответственно в 1997 и 1999 годах. За эти годы подготовлено 1560 бакалавров и 869 магистров по 14 направлениям ВПО. В настоящее время в КБГУ обучаются 1359 человек по многоуровневым образовательным программам, в том числе 342 человека по магистерским программам.

Введение приложения к диплому общеевропейского образца (Diploma Supplement)

Решением Учёного Совета и ректората КБГУ с 2006 года всем выпускникам (очной и заочной форм обучения) по всем реализуемым в университете специальностям (их 25) и направлениям подготовки (их 14) ВПО выдается приложение к диплому общеевропейского образца. Оно составлено на английском языке в полном соответствии с рекомендациями Европейской комиссии, Совета Европы, ЮНЕСКО/CEPES и выдается выпускникам в обязательном порядке (без заявки), бесплатно, дополнительно к государственным документам о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности и направлению подготовки. В 2009 году в КБГУ выдано 2736 таких приложений.

КБГУ является единственным высшим учебным заведением в России, выдающим приложения европейского образца всем выпускникам очной и заочной форм обучения на безвозмездной основе.

Система обеспечения качества образования КБГУ

Создано и функционирует специальное Управление по качеству образования со своим штатом. Во всех структурных подразделениях вуза (на факультетах и в учебных институтах) назначены уполномоченные по качеству образования. Разработан и учреждён внутривузовский проект «Создание системы менеджмента качества», в рамках которого поэтапно проводятся соответствующие мероприятия. Значительное внимание уделяется обучению персонала. Сотрудники Управления по качеству и преподаватели кафедр регулярно участвуют в мероприятиях по созданию и дальнейшему совершенствованию системы менеджмента качества образования. В университете ведётся плановая работа по систематизации и документированию рабочих процессов, определению последовательности и их взаимодействию, установлению критериев (показателей) результативности, методам их измерения и целевым значениям по каждому процессу.

Большое внимание в последние годы уделялось вопросам стратегического управления вузом и менеджмента качества образования. КБГУ активно разрабатывает такие проблемы, как «Концептуальные вопросы стратегического управления в образовании», «Актуальные проблемы управления КБГУ», «Менеджмент качества в образовательных учреждениях», модели системы менеджмента качества (ISO 9001:2000), организационная структура менеджмента качества вуза, матрицы ответственности и полномочий при создании и внедрении системы менеджмента качества, «Комплексный план мероприятий по разработке системы менеджмента качества КБГУ». Разработаны Миссия КБГУ и его Политика качества. С 2006 года вуз официально участвует во всероссийском конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Планирование и организация учебного процесса с использованием системы зачётных единиц в КБГУ

В КБГУ разработано и введено в действие Положение об организации учебного процесса с использованием системы зачётных единиц. Основные работы при этом ведутся по следующим направлениям: разработка учебных планов по всем специальностям и направлениям ВПО в зачётных единицах; разделение функций преподавателя по обучению и аттестации студентов; выбор преподавателей студентами по отдельным образовательным дисциплинам; повторное изучение дисциплин, не освоенных надлежащим образом студентами; организация самостоятельной работы студентов; блочномодульная организация учебного процесса.

Балльно-рейтинговая система аттестации студентов, согласованная с ECTS

Более 18 лет в университете успешно функционирует балльно-рейтинговая система аттестации студентов. По основным позициям, в том числе по шкале оценок, эта система согласована с ECTS. В настоящее время решением Учёного Совета в КБГУ в качестве одной из форм балльно-рейтинговых контрольных мероприятий введено обязательное компьютерное тестирование студентов по всем дисциплинам, включенным в рабочие учебные планы по всем специальностям и направлениям ВПО, реализуемым в университете. В течение семестра три раза проводится тестирование студентов по каждой дисциплине. При этом, наряду с тестированием, в обязательном порядке предусматривается проведение устного опроса студентов.

Функционирование балльно-рейтинговой системы обеспечивают Учебнометодическое управление (отдел внутривузовского контроля) и Региональный центр тестирования профессионального образования КБГУ.

Учебно-методические комплексы по дисциплинам

За последние три года в КБГУ разработаны учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, включенным в рабочие учебные планы по всем специальностям и направлениям подготовки высшего и среднего профессионального образования. Они являются основным учебным документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание каждой дисциплины в университете. Комплекс определяет цели и задачи учебной дисциплины и ее место в учебном процессе, а также требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны обладать студенты в результате изучения дисциплины.

Учебно-методический комплекс по дисциплине содержит аннотацию, выписку из ГОС по дисциплине, рабочую программу, учебно-методическое обеспечение, сведения по текущей и промежуточной аттестации и инновационным методам преподавания дисциплины.

Разработка аттестационных педагогических измерительных материалов

В университете за последние годы значительное внимание уделялось разработке и внедрению аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) по всем дисциплинам, включенным в рабочие учебные планы по специальностям и направлениям высшего профессионального образования, реализуемым в КБГУ. В настоящее время эти материалы используются для тестового контроля в рамках балльнорейтинговых мероприятий. Работа по разработке контрольно-измерительных материалов проводилась с участием Регионального центра тестирования профессионального образования КБГУ. На сегодняшний день профессорско-преподавательским составом университета разработаны тесты по более шести тысячам дисциплин.

Внедрение новых инновационных форм и методов обучения

В КБГУ за последние пять лет проделана масштабная работа по разработке и внедрению новых форм и методов обучения, в том числе и с использованием современных информационных и программных средств обучения, компьютерной и другой мультимедийной техники.

Работа в основном проводилась по следующим направлениям:

  • разработка и внедрение новых форм оценки качества знаний с использованием современных компьютерных технологий;
  • приобретение и разработка собственных мультимедийных программных комплексов по отдельным дисциплинам и направлениям подготовки;
  • внедрение в учебный процесс новых методов и методик проведения лекционных, практических, семинарских занятий, лабораторных работ, контролируемой самостоятельной работы студентов.

Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса предусмотрена для определённой категории студентов, повторно изучающих дисциплины, неосвоенные в предыдущем семестре надлежащим образом.

В КБГУ в настоящее время проводится большая методическая работа по составлению рабочих учебных планов с учетом междисциплинарного подхода. При междисциплинарном подходе учебные дисциплины и даже отдельные разделы и темы в них рассматриваются как части определенных ступеней иерархии профессиональной подготовки. Каждая ступень иерархии содержит ряд междисциплинарных модулей, которые носят индивидуальный характер с точки зрения учебно-научного знания по специальности (направлению подготовки).

В организации и проведении аудиторных занятий и контролируемой самостоятельной работы студентов используются современные педагогические технологии: самодиагностики, работы с научнопонятийным аппаратом, кейсов.

Приведена в соответствие с европейскими требованиями к качеству учебновоспитательного процесса и нормативная база по воспитанию обучающейся молодёжи. В КБГУ разработаны и приняты в установленном порядке «Концепция воспитания студентов в университетском комплексе на базе КБГУ» и «Программа воспитательной работы в университетском комплексе на базе КБГУ». Структурным подразделением, обеспечивающим реализацию воспитательных задач в КБГУ, является Управление по воспитательной работе.

Положительные результаты, достигнутые в ходе реализации положений Болонской декларации, стали возможными и благодаря высококвалифицированному научно-педагогическому коллективу университета, способному выполнять задачи по качественной подготовке специалистов с высшим и средним, а также послевузовским профессиональным образованием на уровне современных требований.

Численность научно-педагогических работников, занятых реализацией образовательных программ высшего профессионального образования, составляет 1069 человек, в том числе штатного профессорско-преподавательского состава 881 человек; из них 704 имеют ученые степени и звания: докторов, профессоров – 169 человек; кандидатов наук, доцентов – 535.

Масштабность и эффективность работы по подготовке и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации дополнена инновационной составляющей. КБГУ выполняет функции системного координатора по восстановлению и развитию предприятий на территории республики и южного региона. Для обеспечения эффективного достижения цели в вузе созданы инновационно-инвестиционные структуры (центры, бизнес-инкубатор, комплексы, малые предприятия, институты). Это стало возможным благодаря таким свойствами университета, как:

  • высокий научно-технический потенциал;
  • универсальность системы высшего профессионального образования, её межотраслевой характер;
  • взаимодействие КБГУ через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами;
  • относительно высокий уровень системы информационного обеспечения, включая глобальные и локальные вычислительные информационные сети, соединенные в единую систему;
  • высокая поддержка общественности.

Приоритетными для университета направлениями и специальностями целевой подготовки кадров являются специалисты в области медиаиндустрии, компьютерной безопасности, химической технологии, биоинженерии, нанотехнологии, режиссуры кино и телевидения.

Расширился спектр реализуемых образовательных программ по сокращенным или сопряженным образовательным программам на преемственной основе СПО – ВПО (17 образовательных программ).

КБГУ занимается также вопросами стратегии и тактики в области международного сотрудничества в университете. Проведен SWOT-анализ международной деятельности вуза и рассмотрены возможные инструменты реструктуризации международной деятельности в плане выработки стратегических задач развития международного сотрудничества и тактики их реализации. В настоящее время в университете реализуются разработанные в рамках этой деятельности рекомендации по необходимым изменениям в организации международной деятельности вуза.

Для КБГУ актуально формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды. Имеет место корпоративная социальная ответственность руководства перед коллективом университета, мотивация и стимулирование персонала к инновационной деятельности. На базе университета выстроена постоянно действующая система повышения квалификации менеджеров и управленцев различного уровня.

Стратегическими партнёрами КБГУ по вопросам образования, учебно-методического обеспечения и воспитания в России являются вузы г. Москвы (МГУ, МФТИ, МИФИ, МИСиС, РУДН), вузы ЮФО (ЮФУ, КубГУ, КубГТУ, СГУ, ДГУ, ЧГУ, АГУ и др.), другие вузы страны (СПбГУ, СПбГЭУ «ЛЭТИ», ТГУ, ВГУ, НовГУ и др.). Стратегическими партнёрами КБГУ за рубежом являются 18 зарубежных учебно-образовательных учреждений и научных центров Европы, Азии и США. Университет подписал договор на долгосрочную перспективу с НАН Украины, Венгеро-Российским центром по нанотехнологиям, Институтом физики и астрономии г. Орхуса (Дания) о безвалютном обмене учёными. КБГУ имеет учебно-консультационный пункт в г. Дамаске (Сирия), заключен договор об открытии совместного подготовительного отделения в университете г. Амана (Иордания), вуз тесно сотрудничает с Университетом Гранады (Испания). Успешная реализация принципов Болонской декларации стала возможной благодаря масштабной структурной перестройке университета, превратившегося в интегрированный образовательный комплекс, где реализуются программы дошкольного общего, общего образования, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. В комплексе практически реализована концепция непрерывного образования. Ребёнок с трёх лет начинает обучаться в университете и, став взрослым, может защитить докторскую диссертацию, не выходя за пределы высшего учебного заведения.

Кабардино-Балкарский ордена Дружбы народов государственный университет им. Х. М. Бербекова образован в 1957 году в г. Нальчике на базе пединститута, открытого в 1932 году. КБГУ – один из ведущих научных, образовательных, информационных, социокультурных центров Кабардино-Балкарской Республики. Из его стен ежегодно выходит до двух тысяч специалистов. В университетский образовательный комплекс входят 12 факультетов, 2 института, 6 колледжей и лицей для одаренных детей, реализуются 97 образовательных программ ВПО и 84 образовательные программы СПО. В КБГУ реализуются программы послевузовского профессионального образования – аспирантура (77 специальностей), интернатура (13 специальностей), ординатура (26 специальностей) и докторантура. В составе университета Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования КБР, Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, а также факультет повышения квалификации преподавателей средних и высших учебных заведений. В университете созданы учебно-методический отдел среднего профессионального образования (СПО), научно-методический центр СПО, цикловая комиссия по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам СПО, 6 кафедрсреднего профессионального образования.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Потенциал классического университета
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия: испытание кризисом
Образование с учетом специфики Севера
Дагестанский государственный университет - кадровый «цех» Дагестана
Северный институт предпринимательства: интеллект – залог востребованности на рынке труда
Учиться управлять здравоохранением
Омская академия МВД России
НГПУ: жизнь педуниверситета
ХГИИК: заявка на выпускника
Болонский клуб в Донском государственном техническом университете

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ