Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дуальная подготовка в системе аграрного образования

Хорошо вписывается в систему непрерывного образования другая современная модель – дуальной подготовки кадров в интегрированной системе «колледж – предприятие». Над созданием ее для агропромышленного комплекса Волгоградского региона работают Новоаннинский сельскохозяйственный колледж и компания «Каргилл Новоаннинский».

Просмотров: 153
Н.Э. КАБАНОВА, директор Новоаннинского сельскохозяйственного колледжа (Волгоградская область)

В наше время сельскому хозяйству необходим специалист с широкими общими и специальными знаниями, умеющий быстро реагировать на изменения в науке и технике, способный осваивать новые технологии, обладающий проблемным, аналитическим мышлением, компетентный в социально-­психологической сфере, владеющий интеллектуальной культурой. Его отличительные черты – постоянное углубление и обновление знаний, совершенствование трудовых навыков и компетенций.

Подготовить такого специалиста можно только в одном случае: если использовать принципиально новую модель обучения и профессиональной подготовки, признанную во всем мире, – систему непрерывного образования в течение всей жизни. Формирование этой модели Министерство сельского хозяйства РФ считает одним из ведущих направлений развития агропромышленного комплекса России. Только так можно обеспечить доступность образования для сельской молодежи, подготовить квалифицированные кадры соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособные на рынке труда, обеспечивающие эффективное ведение производства.

Хорошо вписывается в систему непрерывного образования другая современная модель – дуальной подготовки кадров в интегрированной системе «колледж – предприятие». Над созданием ее для агропромышленного комплекса Волгоградского региона работают Новоаннинский сельскохозяйственный колледж и компания «Каргилл Новоаннинский».

Стоит подчеркнуть: предприятия идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как их руководители хорошо знают, что эти затраты являются надежным вкладом капитала. Ведь для партнеров важен не только результат, но также содержание и организация обучения. Так преодолевается разрыв, рассогласованность производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров.

Кроме этого, дуальная подготовка позволяет комбинировать теоретическое и производственное обучение, занятия в колледже и на предприятии. Это значит, что студенты получают компетенции, необходимые для данного производства. Также при дуальной системе появляется уникальная возможность совместного финансирования программ подготовки кадров, когда средства поступают от бизнеса, заинтересованного в квалифицированных работниках, и от региональных органов власти, заинтересованных в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.

Обучение ведется в три этапа. Первый, подготовительный, предполагает создание самой модели дуального образования (в колледже она основана на принципе непрерывности), определение основных функций, направлений деятельности, видов и содержания работ, выполняемых участниками образовательного процесса – профессиональной образовательной организацией, предприятиями-партнерами, а также организациями общественного взаимодействия. Именно на этом этапе предполагаются формирование организационной инфраструктуры и разработка нормативной документации. Вот основное, что предстоит для этого сделать:

  • сформировать содержание системы профессиональных компетенций (требований работодателя);
  • откорректировать содержание основных профессиональных образовательных программ;
  • создать пакет учебно-методического и научно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • заключить договоры с предприятиями о совместной деятельности.

При заключении договоров необходимо учитывать квалификационные требования к специалистам, а также условия организации процесса обучения и проведения квалификационных экзаменов.

Работодатель и претендент на обучение – в случае, если он не является сотрудником работодателя, – тоже заключают договор. В документе указываются финансовые обязательства сторон, условия возмещения претендентом затрат на обучение посредством обязательной отработки, срок которой оговаривается. Не исключается оформление трехстороннего договора по схеме «работодатель – колледж – претендент на обучение».

«Каргилл Новоаннинский» – предприятие американское, еще не введенное в эксплуатацию, но рассчитанное на
высокотехнологичное производство. С учетом этого предполагается, что задачей второго этапа обучения будет переход на качественно новый и более высокий уровень подготовки рабочих и специалистов, существенное повышение общих и профессиональных компетенций выпускников. Факторы, которые будут способствовать выпуску высококлассных специалистов, таковы:

  • совместная реализация созданных профессиональных образовательных программ с работодателями и институтами общественного взаимодействия;
  • параллельное повышение уровня компетентности педагогических работников в области высокотехнологичного производства и работников предприятий в сфере психолого­-педагогического и методического знания;
  • приведение материально-­технической базы колледжа в соответствие с требованиями современного производства;
  • адаптация педагогических технологий к профессиональным образовательным программам;
  • создание и реализация системы наставничества.

Все это и множество других шагов позволит обеспечить конкурентоспособность и востребованность выпускников на современном рынке труда, что, в свою очередь, станет мощным фактором его модернизации.

Третий этап носит обобщающий характер и заключается в анализе, оценке и корректировке разработанной модели дуальной подготовки с учетом полученных результатов.

Особая роль отводится предметно­цикловой комиссии, созданной на первом этапе. Планируется, что обучение пойдет по определенной схеме. В течение одного семестра студенты будут приезжать в филиал комиссии, находящийся на предприятии, где в соответствии с графиком поочередно посещать цеха и лаборатории, в которых ведущие специалисты на месте расскажут об устройстве и принципе работы каждого вида оборудования, покажут, как его эксплуатировать. Посещение производства предполагается осуществлять в рамках дисциплины «Учебно­-исследовательская работа студента», специально включенной для этого в учебный план и расписание занятий академической группы. Еженедельно каждый обучающийся получит индивидуальное задание и сдаст отчет о выполнении в виде реферата. Для этого выделяются специальные часы по каждой дисциплине и междисциплинарному курсу.

В течение первого учебного года обучение идет по графику: производство – колледж – производство – колледж – сессия – производство – колледж – производство – колледж – сессия – каникулы (работа).

В течение второго учебного года академическая группа, разбитая на четыре подгруппы, осваивает высокотехнологичное оборудование в режиме реального времени. Расписание занятий составляется таким образом, чтобы на предприятии и в колледже обязательно находился один из курсов. Например: в сентябре второй и четвертый курсы обучаются на предприятии, а третий – в колледже, в октябре они меняются местами. Изучение дисциплин и профессиональных модулей проводится циклами.

Студентам-практикантам второго курса специальности «Технология производства и переработки сельскохозяйст­венной продукции» предприятие выплачивает минимальную заработную плату.

Помимо освоения основной специальности, студенты за период обучения осваивают рабочую профессию лаборанта химического анализа.

Подобная система подготовки кадров для АПК обязывает всех участников процесса – студентов, а потом выпускников, молодых рабочих и специалистов, преподавателей, мастеров производственного обучения, работников предприятия-партнера – на каждом этапе учитывать новые условия и требования, а, следовательно, неизменно работать над собой и продвигаться вперед. Закладываются основы для обучения в течение всей жизни. Логическая цепочка непрерывности выглядит следующим образом: студент – выпускник – молодой рабочий (специалист) – наставник на производстве – преподаватель (мастер производственного обучения) в колледже.

Организация дуальной подготовки кадров заставляет по¬новому отнестись к вопросу развития колледжа, работать над созданием интегрированного образовательного учреждения – многоуровневого, многофункционального, многопрофильного, реализующего широкий спектр программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, а также дополнительных профессиональных программ для агропромышленного комплекса Волгоградской области.

В настоящее время образовательная деятельность колледжа нацелена как на удовлетворение потребностей рынка труда в кадрах высокой квалификации, так и на реализацию индивидуальных образовательных и профессиональных запросов различных категорий обучающихся, включая взрослое население. Таким образом, дуальная целевая подготовка становится естественной формой организации непрерывного профессионального образования в интегративной структуре «колледж – предприятие».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-75, личный опыт, новоаннинский сельскохозяйственный колледж, СПО, качество образования, волгоградская область

Похожие материалы:
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Система менеджмента качества формирует успешность
СМК в Пашковском сельскохозяйственном колледже
Ключевые проблемы профессионального образования
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий
Академическая мобильность как показатель эффективности
Подготовка кадров в открытой образовательной системе колледжа
Актуальность и перспективы дуального обучения
Концепция управления качеством – в действии
Волгоградский медико-экологический техникум достойно встречает юбилей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#107Подготовка кадров в области культуры и искусства
#108Образовательные стандарты: проверка временем
#107Качественная подготовка специалистов в Приморском политехническом колледже
#102Студенты Раменского колледжа за три года получили 100 медалей WorldSkills
#107Эффективная реализация инновационных образовательных проектов
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ