Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сертификация квалификаций: процесс пошел

В России началось построение новой системы подготовки кадров, основанной на профессиональных стандартах и выработке у будущих специалистов необходимых производству и социальной сфере компетенций. В стране создается сеть региональных агентств развития квалификаций и сертификационных центров. О деятельности одной из таких организаций рассказывает директор Регионального агентства развития квалификаций Республики Татарстан Вячеслав Скворцов.

Просмотров: 3808

В России началось построение новой системы подготовки кадров, основанной на профессиональных стандартах и выработке у будущих специалистов необходимых производству и социальной сфере компетенций. С учетом этого разработаны федеральные образовательные стандарты нового поколения и формируется механизм оценки и признания профессиональных квалификаций. В стране создается сеть региональных агентств развития квалификаций и сертификационных центров. О деятельности одной из таких организаций рассказывает директор Регионального агентства развития квалификаций Республики Татарстан Вячеслав Скворцов.

– Вячеслав Всеволодович, объясните, пожалуйста, с чего в Республике Татарстан началась работа по созданию региональной системы стандартизации и сертификации квалификаций?

– Проект «Региональная система оценки и сертификации профессиональных квалификаций Республики Татарстан» начал свою жизнь в августе 2009 года с организации экспертно-методического отдела при Республиканском учебно-методическом центре Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Новое подразделение с первых дней активно включилось в работу. Этому способствовало соглашение «О взаимодействии сторон в области повышения качества, развития конкурентоспособности и мобильности трудовых ресурсов», которое подписали Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Республиканский учебно-методический центр и Национальное агентство развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. А уже в начале декабря Республиканский учебно-методический центр был преобразован в Региональное агентство развития квалификаций (РАРК) – базовое и системообразующее учреждение региональной системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций. Экспертно-методический отдел вошел в состав этого учреждения в виде Управления профессиональной стандартизации и сертификации квалификаций, на которое и была возложена основная работа в этой области.

– Очевидно, что Региональное агентство развития квалификаций прежде всего определило для себя стратегические задачи. Как они формулируются?

– Таких задач две, причем обе очень важные и довольно сложные. Одна – повышение качества подготовки квалифицированных специалистов путем разработки и внедрения профессиональных стандартов в образовательные программы, другая – выстраивание региональной системы независимой оценки и сертификации квалификаций.

– Назовите самые важные направления деятельности, которые были выделены для решения стратегических задач?

– На первом этапе были установлены контакты с заинтересованными лицами и организациями – с работодателями, профессиональными сообществами, органами государственной власти и учебными заведениями. Затем с помощью представителей этого большого сообщества в управлении приступили к разработке регламентирующих и методических материалов. В ноябре-декабре 2009 года было проведено первое обучение преподавателей и мастеров из учреждений начального и среднего профессионального образования. В группу вошли десять человек. Все они получили сертификат специалиста по разработке профессиональных стандартов Национального агентства развития квалификаций. Таким был первый шаг к решению стратегических задач.

В конце апреля 2010 года мы организовали двухдневную всероссийскую конференцию на тему «Региональная система оценки и сертификации профессиональных квалификаций Республики Татарстан», для участия в которой прибыли более 280 человек из 20 регионов. Конференция выявила главные направления дальнейшей деятельности агентства: внедрение профессионального стандарта управляющего предприятием, организация работы по созданию в республике центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций и разработка профессиональных стандартов по отраслям народного хозяйства Татарстана.

– После конференции прошло более двух лет. Расскажите о предварительных итогах реализации обозначенных направлений деятельности?

– Агентству удалось наладить сотрудничество с рядом московских организаций – Национальным центром сертификации управляющих, ООО «RQlab», Центром изучения проблем профессионального образования, Ассоциацией независимых директоров, Национальным союзом кадровиков и Астраханским центром сертификации квалификаций. Благодаря этому в Республике Татарстан уже есть первые эксперты по оценке квалификации управляющих. Они прошли подготовку и сертификацию в Национальном центре сертификации управляющих и являются членами Европейской лиги управляющих.

Так как профессиональный стандарт – понятие для системы образования новое, в управлении подготовили для преподавателей несколько востребованных программ обучения и повышения квалификации: «Технология разработки профессиональных стандартов», «Проектирование модульных программ, основанных на компетенциях», «Профессиональная стандартизация. Оценка и сертификация профессиональных квалификаций на предприятиях». Все они лицензированы. В дополнение к этому были проведены 7 обучающих курсов по программе «Профессиональная стандартизация. Оценка и сертификация профессиональных квалификаций на предприятиях», а также организована сертификация специалистов кадровых служб в Национальном союзе кадровиков в режиме онлайн.

Успешно продвигается работа, связанная с сертификацией сферы услуг. Например, в республике уже внедрены стандарты индустрии питания и гостеприимства для предстоящей XXVII Всемирной летней универсиады, подготовленные Всероссийской федерацией рестораторов и отельеров. Для агентства это было самым значительным мероприятием 2011 года. Разработан проект профессиональных стандартов по профессии парикмахер. В сферах гостиничных, туристических, транспортных, аптечных услуг и жилищно-коммунального хозяйства сформированы экспертные группы по разработке профессиональных стандартов. Подготовлены учебные программы для лицензирования.

С 1 октября прошлого года РАРК является региональным сертификационным центром Института профессионального развития Национального союза кадровиков. Данные о тех, кто прошел сертификацию, вносятся во Всероссийский реестр специалистов в области кадрового менеджмента.

В октябре 2012 года агентство активно участвовало в публичном конкурсе по отбору экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций, объявленном Национальным агентством развития квалификаций, и по итогам второго этапа было объявлено победителем в области «Сервис» (вид «Деятельность ресторанов»).

– Что конкретно предполагала работа по внедрению стандартов индустрии питания и гостеприимства?

– Как и любая другая, связанная с сертификацией, – подготовку экспертов в области индустрии питания и гостеприимства. Их 9 человек. Эксперты разработали измерительные материалы для оценки и сертификации профессиональных квалификаций по трем профессиям: повар-кондитер, официантбармен, метрдотель. А еще в 2011 году была организована пробная оценка профессиональных квалификаций работников предприятий общественного питания и гостеприимства Казани по профессиям официант и метрдотель. Она проводилась совместно с Ассоциацией рестораторов и отельеров г. Казани и Республики Татарстан.

– Намечаются ли в будущем какие-либо проекты, программы, курсы для введения профессиональной сертификации в производственных отраслях?

– Не только намечаются, но и осуществляются. Собственными силами у нас разработаны проекты профессиональных стандартов в области строительства (по трем профессиям) и совместно с предприятием «Метроэлектротранс» – по предоставлению транспортных услуг населению на городском электротранспорте. Совместный проект в настоящее время проходит предварительное обсуждение в Национальном агентстве развития квалификаций.

– Какие основные задачи будут решаться в наступившем году?

– На территории Республики Татарстан продолжится внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций.

В 2012 году агентство организовало на крупных предприятиях Казани мониторинг на тему «Национальная система компетенций и квалификаций. Опыт и перспективы развития». Исследование показало, что для успешной деятельности системы необходимо создавать единую нормативно-правовую базу, механизм поддержки работодателей и признания сертификатов, стимулировать спрос на сертификацию. Хотелось бы подчеркнуть: решить данные задачи можно только при объединении усилий всех заинтересованных сторон. Мы готовы сотрудничать в этом направлении со всеми заинтересованными институтами нашего общества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, республика татарстан, СПО, актуально, ао-61

Похожие материалы:
Система менеджмента качества формирует успешность
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Развивая экономику, открывать новые техникумы
Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
От рынка дипломов к рынку квалификаций
Приоритеты и проекты Тетюшского педагогического колледжа
Подготовка кадров в Арском педагогическом колледже
Татарстан: конкурентоспособная система образования
СМК – реальная помощь или бумажный круговорот?
Концепция управления качеством – в действии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#101Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
#109Воспитывая достойные кадры для республики и страны
#103Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
#104В Педагогическом колледже им. Н.К.Калугина создан ресурсный центр для детей с ОВЗ
#106Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний