Ключевые задачи современного вузаКаким быть университету будущего: вузом предпринимательского типа или интеллектуальной корпорацией? У каждого своя модель развития. Своими размышлениями на эту тему делится и.о. ректора НИ ИрГТУ, доктор физико-математических наук, профессор Александр Афанасьев. Просмотров: 2080
Для ИрГТУ это подготовка высококлассных специалистов и разработка инновацийРоссийская высшая школа находится в стадии реформирования. Революционные процессы коснулись всех вузов без исключения. Каким быть университету будущего: вузом предпринимательского типа или интеллектуальной корпорацией? У каждого своя модель развития. Своими размышлениями на эту тему делится исполняющий обязанности ректора Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, доктор физико-математических наук, профессор Александр АФАНАСЬЕВ.
– Александр Диомидович, согласны ли вы с точкой зрения о том, что «российское высшее образование близко к катастрофе»? По словам Дмитрия Пескова, директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, государство постепенно будет сокращать финансирование высшей школы. Каково ваше мнение о перспективах развития государственно-частного партнерства в сфере образования? Что вы можете рассказать об опыте и конкретных результатах такого партнерства в ИрГТУ? – Развитие государственно-частного партнёрства в сфере образования жизненно необходимо в силу ряда вескихпричин. В советской высшей школе на подготовку технического специалиста уходило восемь лет: пять лет обучения в вузе и три года работы по распределению без права увольнения по инициативе предприятия. Государство могло себе позволить и такие сроки обучения, и широту подготовки студента. Сегодня рыночное окружение вуза стало более мобильным, чем в условиях плановой экономики. Предприятиям намного сложнее прогнозировать перспективные потребности в персонале, обладающем необходимыми компетенциями. В ответ бизнес-сообщество требует сжать сроки подготовки профессионала – без потери качества обучения. Вчерашний выпускник вуза должен стать успешным работником уже через полгода после приёма в компанию.
Достичь этого можно только при условии осознанного участия будущего работодателя в процессе подготовки специалиста. В настоящее время вкладом работодателя является создание базовых кафедр, предоставление мест для прохождения производственной практики, обеспечение доступа к тренажерам, необходимым для формирования навыков управления технологическим процессом, и образцам оборудования. Базовые кафедры уже сформированы в ИрГТУ для подготовки специалистов-буровиков и энергетиков. В течение шести лет работы корпоративного учебно-исследовательского центра ТНК-ВР переподготовку прошли почти 7 тыс. сотрудников нефтегазовых компаний Восточно-Сибирского региона. На повестке дня сотрудничество с НК «Роснефть»1 по подготовке специалистов по нефтепереработке и производству полимеров. Как показал пятилетний опыт сотрудничества с «Иркутск-энерго», процесс адаптации выпускников ИрГТУ на производстве сократился до полугода. Компания получает не просто хорошо подготовленных работников, а, по сути, штучный товар – узкопрофильных специалистов, готовых к выполнению сложных производственных задач. – Какими вы видите новые экономические и управленческие решения в качестве инструментов конкурентоспособности вуза? В частности, можно ли, на ваш взгляд, модели управления из бизнеса перенести в управление вузом? – Безусловно, многоаспектная деятельность современного вуза не оставляет сомнений в необходимости использования технологий стратегического маркетинга и менеджмента. Это обусловлено длительностью процессов, связанных с подготовкой будущих бакалавров и магистров. За время их обучения, как правило, значительно изменяется структура спроса на рынке труда. И выпускник, и вуз рискуют – молодой специалист может оказаться невостребованным и попасть на биржу труда. Вузу это грозит потерей репутации и «перспективой» быть причисленным к разряду неэффективных. Несомненно, важна и модернизация внутренних бизнес-процессов, связанных с обучением. Очевидно, что необходимость развития и применения новых образовательных технологий – дистанционного образования или электронного обучения – обусловлена как раз совершенствованием этих процессов.
В продолжение темы инструментов конкурентоспособности вуза. Идеология фандрайзинга, в частности, уже заложена в подходах к сетевому обучению – она будет, безусловно, полезна при формировании вуза как открытого университета. Диверсификация денежных источников, каким бы образом она ни реализовывалась – через фонды или государственно-частное партнёрство, может дать вузу определённую свободу в развитии своей ключевой деятельности – подготовке специалистов и разработке инноваций. Стоит особо подчеркнуть, что разработка инноваций как наиболее полное использование интеллектуального капитала вуза требует активного включения университета в рыночные отношения, партнёрства с бизнес-сообществом. Взаимодействие с ним должно быть ориентировано на развитие нового для России шестого технологического уклада. Что касается возможности переноса в управление вузом моделей из бизнеса, полагаю, это возможно. Необходимо учитывать, что именно в каждом конкретном случае является объектом управления: процесс подготовки студента, или разработка инновационного проекта, или научно-исследовательская деятельность сотрудников вуза. – Проект по вхождению не менее пяти российских вузов в первую сотню международных рейтингов, по мнению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, – старт долгосрочной кропотливой работы по созданию элиты российских университетов. Видите ли вы свой университет в этой группе? Как вы оцениваете перспективы вхождения ИрГТУ в международные рейтинги? Каковы ключевые моменты стратегии вуза, направленные на решение названной задачи? – Перед коллективом поставлена задача – развиваться как нишевый инновационный университет, ведущий подготовку высококлассных специалистов в таких областях, как разведка, добыча и переработка полезных ископаемых, нанотехнологии, строительство на малонаселённых территориях и топливно-энергетический комплекс. У вуза хорошая, исторически сложившаяся школа подготовки геологов, энергетиков и горняков. Университет вошёл в состав авиастроительного образовательного кластера, созданного Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), и ведёт подготовку специалистов для профильных заводов. На указанных направлениях сконцентрированы усилия университета и по развитию инновационной деятельности. Нет сомнений – в перспективе ИрГТУ сможет претендовать на заметное место в мире в области подготовки обозначенных специалистов. Для достижения этой цели сегодня в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете усиливается эффективность НИОКР, реализуется более строгий подход к приёму абитуриентов, разрабатываются сквозные учебно-методические комплексы с использованием новых учебных методик. 1В марте 2013 года в официальном пресс-релизе компания «Роснефть» сообщила о завершении сделки по покупке 100 процентов акций ТНК-ВР. – Прим ред. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|