Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ключевые задачи современного вуза

Каким быть университету будущего: вузом предпринимательского типа или интеллектуальной корпорацией? У каждого своя модель развития. Своими размышлениями на эту тему делится и.о. ректора НИ ИрГТУ, доктор физико-математических наук, профессор Александр Афанасьев.

Просмотров: 1902

Для ИрГТУ это подготовка высококлассных специалистов и разработка инноваций

Российская высшая школа находится в стадии реформирования. Революционные процессы коснулись всех вузов без исключения. Каким быть университету будущего: вузом предпринимательского типа или интеллектуальной корпорацией? У каждого своя модель развития. Своими размышлениями на эту тему делится исполняющий обязанности ректора Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, доктор физико-математических наук, профессор Александр АФАНАСЬЕВ.


АФАНАСЬЕВ Александр Диомидович – исполняющий обязанности ректора Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, доктор физико-математических наук.
Родился в 1952 году в Иркутске. Окончил физический факультет Иркутского государственного университета. Трудовую деятельность начал стажером-исследователем в Научно-исследовательском институте физики Ленинградского госуниверситета, там же поступил в аспирантуру. После защиты кандидатской диссертации работал в альма-матер: ассистентом кафедры теоретической физики, старшим преподавателем, заведующим кафедрой общей физики физического факультета. В 2006 году перешел на работу в ИрГТУ. В течение пяти лет занимал должность проректора по научной и международной деятельности. Профессор.
Научные интересы – квантовая физика и нанотехнологии.
Женат, вырастил двух сыновей.
Хобби – занимается йогой, дайвингом, играет в шахматы.
Кредо жизни: служение обществу – выше личных интересов.

– Александр Диомидович, согласны ли вы с точкой зрения о том, что «российское высшее образование близко к катастрофе»? По словам Дмитрия Пескова, директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, государство постепенно будет сокращать финансирование высшей школы. Каково ваше мнение о перспективах развития государственно-частного партнерства в сфере образования? Что вы можете рассказать об опыте и конкретных результатах такого партнерства в ИрГТУ?

– Развитие государственно-частного партнёрства в сфере образования жизненно необходимо в силу ряда вескихпричин.

В советской высшей школе на подготовку технического специалиста уходило восемь лет: пять лет обучения в вузе и три года работы по распределению без права увольнения по инициативе предприятия. Государство могло себе позволить и такие сроки обучения, и широту подготовки студента.

Сегодня рыночное окружение вуза стало более мобильным, чем в условиях плановой экономики. Предприятиям намного сложнее прогнозировать перспективные потребности в персонале, обладающем необходимыми компетенциями. В ответ бизнес-сообщество требует сжать сроки подготовки профессионала – без потери качества обучения. Вчерашний выпускник вуза должен стать успешным работником уже через полгода после приёма в компанию.

«Разработка инноваций как наиболее полное использование интеллектуального капитала вуза требует активного включения университета в рыночные отношения, партнёрства с бизнес-сообществом».

Достичь этого можно только при условии осознанного участия будущего работодателя в процессе подготовки специалиста. В настоящее время вкладом работодателя является создание базовых кафедр, предоставление мест для прохождения производственной практики, обеспечение доступа к тренажерам, необходимым для формирования навыков управления технологическим процессом, и образцам оборудования. Базовые кафедры уже сформированы в ИрГТУ для подготовки специалистов-буровиков и энергетиков. В течение шести лет работы корпоративного учебно-исследовательского центра ТНК-ВР переподготовку прошли почти 7 тыс. сотрудников нефтегазовых компаний Восточно-Сибирского региона. На повестке дня сотрудничество с НК «Роснефть»1 по подготовке специалистов по нефтепереработке и производству полимеров.

Как показал пятилетний опыт сотрудничества с «Иркутск-энерго», процесс адаптации выпускников ИрГТУ на производстве сократился до полугода. Компания получает не просто хорошо подготовленных работников, а, по сути, штучный товар – узкопрофильных специалистов, готовых к выполнению сложных производственных задач.

– Какими вы видите новые экономические и управленческие решения в качестве инструментов конкурентоспособности вуза? В частности, можно ли, на ваш взгляд, модели управления из бизнеса перенести в управление вузом?

– Безусловно, многоаспектная деятельность современного вуза не оставляет сомнений в необходимости использования технологий стратегического маркетинга и менеджмента. Это обусловлено длительностью процессов, связанных с подготовкой будущих бакалавров и магистров. За время их обучения, как правило, значительно изменяется структура спроса на рынке труда. И выпускник, и вуз рискуют – молодой специалист может оказаться невостребованным и попасть на биржу труда. Вузу это грозит потерей репутации и «перспективой» быть причисленным к разряду неэффективных.

Несомненно, важна и модернизация внутренних бизнес-процессов, связанных с обучением. Очевидно, что необходимость развития и применения новых образовательных технологий – дистанционного образования или электронного обучения – обусловлена как раз совершенствованием этих процессов.

«Многоаспектная деятельность современного вуза не оставляет сомнений в необходимости использования технологий стратегического маркетинга и менеджмента».

В продолжение темы инструментов конкурентоспособности вуза. Идеология фандрайзинга, в частности, уже заложена в подходах к сетевому обучению – она будет, безусловно, полезна при формировании вуза как открытого университета. Диверсификация денежных источников, каким бы образом она ни реализовывалась – через фонды или государственно-частное партнёрство, может дать вузу определённую свободу в развитии своей ключевой деятельности – подготовке специалистов и разработке инноваций.

Стоит особо подчеркнуть, что разработка инноваций как наиболее полное использование интеллектуального капитала вуза требует активного включения университета в рыночные отношения, партнёрства с бизнес-сообществом. Взаимодействие с ним должно быть ориентировано на развитие нового для России шестого технологического уклада.

Что касается возможности переноса в управление вузом моделей из бизнеса, полагаю, это возможно. Необходимо учитывать, что именно в каждом конкретном случае является объектом управления: процесс подготовки студента, или разработка инновационного проекта, или научно-исследовательская деятельность сотрудников вуза.

– Проект по вхождению не менее пяти российских вузов в первую сотню международных рейтингов, по мнению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, – старт долгосрочной кропотливой работы по созданию элиты российских университетов. Видите ли вы свой университет в этой группе? Как вы оцениваете перспективы вхождения ИрГТУ в международные рейтинги? Каковы ключевые моменты стратегии вуза, направленные на решение названной задачи?

– Перед коллективом поставлена задача – развиваться как нишевый инновационный университет, ведущий подготовку высококлассных специалистов в таких областях, как разведка, добыча и переработка полезных ископаемых, нанотехнологии, строительство на малонаселённых территориях и топливно-энергетический комплекс. У вуза хорошая, исторически сложившаяся школа подготовки геологов, энергетиков и горняков. Университет вошёл в состав авиастроительного образовательного кластера, созданного Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), и ведёт подготовку специалистов для профильных заводов.

На указанных направлениях сконцентрированы усилия университета и по развитию инновационной деятельности. Нет сомнений – в перспективе ИрГТУ сможет претендовать на заметное место в мире в области подготовки обозначенных специалистов. Для достижения этой цели сегодня в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете усиливается эффективность НИОКР, реализуется более строгий подход к приёму абитуриентов, разрабатываются сквозные учебно-методические комплексы с использованием новых учебных методик.

1В марте 2013 года в официальном пресс-релизе компания «Роснефть» сообщила о завершении сделки по покупке 100 процентов акций ТНК-ВР. – Прим ред.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, инновации, александр афанасьев, иркутский государственный технический университет, актуальное интервью, ао-68

Похожие материалы:
НИ ИрГТУ примет участие в конкурсе по созданию инжиниринговых центров
Разработки НИ ИрГТУ получат субсидии
Инновационная технология в бревенчатом домостроении от молодых ученых
Активы и пассивы высшей школы
Молодые ученые: Принципы распространения света в логистике
Энергоэффективные технологии ИРНИТУ для регионального пилотного проекта
ИрГТУ для предприятий золотодобывающей промышленности России
Федеральный интернет-экзамен: квалиметрия бакалавриата
Александр Климов о государственной образовательной политике
Новое назначение и. о. ректора ИрГТУ Александра Афанасьева

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#106Практико-ориентированное обучение в Якутском индустриально-педагогическом колледже
#112В России прошел первый международный хакатон по нефтяной тематике c цифровыми решениями «HOT CHALLENGE»
#109Дайджест № 109 «Аккредитация в образовании»
#104Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования
#110Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ