Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновационная политика – политический приоритет

Система управления инновационной составляющей региона, которая должна являться органичной частью российской инновационной системы, обязана включать стратегию инновационного развития области, стимулирующую к инновациям нормативно-правовую базу, а также развитые механизмы федеральной и региональной поддержки инноваций, включая стимулирование спроса, комплекс проектов и кластеров.

Просмотров: 2587
АНИКЕЕВ Сергей Дмитриевич – заместитель председателя правительства Иркутской области, министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, доктор экономических наук, профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

Концепция социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года выдвигает ряд актуальных и амбициозных задач, главная из которых – стать одним из регионов-лидеров по темпам разработки и внедрения инноваций. При определении направлений социально-экономической политики региона именно инновационный сценарий выбран целевым.

О реальном контенте взаимодействия в области высшей школы, науки и производства и других важных составляющих инновационной политики в беседе с нашим корреспондентом рассказывает заместитель председателя правительства Иркутской области, министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Сергей АНИКЕЕВ.

– Сергей Дмитриевич, каково ваше видение инновационной составляющей региональной экономики? Какой вы видите ее структуру, нормативную базу, механизмы взаимодействия участников инновационной деятельности?

– Система управления инновационной составляющей региона, которая должна являться органичной частью российской инновационной системы, обязана включать стратегию инновационного развития области, стимулирующую к инновациям нормативно-правовую базу, а также развитые механизмы федеральной и региональной поддержки инноваций, включая стимулирование спроса, комплекс инновационных проектов и кластеров, эффективно работающую инфраструктуру поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

В Иркутской области утверждена концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, действует областной закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», на поддержку малого и среднего инновационного бизнеса из областного и федерального бюджетов выделено более 30 млн. рублей. Крупнейшие кластерные проекты реализуются в химической промышленности, авиастроении и лесопереработке, инфраструктура инновационной деятельности включает 16 элементов регионального значения.

Иркутская область относится к числу немногих субъектов РФ, где региональными властями принято решение о материальной поддержке в размере 10 млн. рублей программы развития Иркутского государственного технического университета как национального исследовательского университета.

– Как вы оцениваете на сегодняшний день реальные итоги работы «инновационного закона» в Иркутской области? Какие из существующих проблем представляются самыми трудно разрешимыми? Что и на каком уровне, по-вашему, следует предпринять, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

– Закон «О государственной поддержке научно-технической и инновационной деятельности» формирует на региональном уровне понятийную базу развития инноваций. В нем определены механизмы стимулирования инноваций, в том числе посредством льготного налогообложения, субсидирования инновационной деятельности, включая и сферу малого бизнеса.

Значимым результатом «работы» закона является поддержка инновационных проектов, обеспечивающих положительный социально-экономический эффект, который выражается в создании новых рабочих мест – в течение года от 3 до 5 на каждый миллион рублей выделенной субсидии, дополнительной налоговой отдаче. Точная финансовая оценка этого эффекта затруднена в силу изменчивости рынка, но по нашему мнению, те проекты, которые получили поддержку региона, в течение двух лет после реализации обеспечат возврат субсидии.

Основными проблемами реализации инновационных проектов, характерными, впрочем, для всей сферы инноваций, являются их высокие стоимость и уровень рисков, длительный период окупаемости.

На развитие инновационной деятельности в области тормозящее влияние оказывают особенности регионального научно-образовательного комплекса и экономики, а именно:

  • специализация научно-исследовательского комплекса в области фундаментальных исследований и наук о земле, где коммерциализация результатов инновационной деятельности связана с большими затратами;
  • структура промышленности, в которой преобладают сырьевые отрасли, ориентированные на производство сырья и продукции низкого передела.

Одной из ключевых проблем, которую нужно решать в первую очередь, является отсутствие на федеральном уровне единого консолидирующего акта в виде закона об инновационной деятельности в Российской Федерации.

– Действительно, федерального закона об инновационной деятельности пока что нет. Исходя из опыта работы Иркутской области в этом направлении, что бы вы могли предложить федеральным властям?

– Следует признать, что в настоящее время на федеральном уровне предпринят ряд конкретных шагов, направленных на «оживление» инновационной сферы: значительно усовершенствована нормативно-правовая база, расширены возможности научных центров и вузов, созданы российские институты развития, сформирована сеть федеральных и национальных исследовательских университетов, выросли ассигнования на науку и развитие наукоемкого бизнеса.

Однако, повторюсь, для систематизации инструментов инновационного развития на федеральном уровне необходимо создание закона «Об инновационной деятельности в РФ», в котором будут закреплены основные понятия и определения инновационной сферы. Требуется также совершенствование российского законодательства в части:

Иркутская область занимает площадь, равную 767,9 тыс. кв. километров. На такой территории могли бы разместиться Италия, Дания, Бельгия, Великобритания, Португалия и Голландия вместе взятые.

Численность проживающих в области составляет 2502,6 тыс. человек – менее 2 процентов всего населения России. Подавляющее большинство – русские. Плотность населения – 3,2 человека на 1 кв. километр (в РФ – более 8). Средний возраст жителей – 35,3 года.

Городское население составляет более 79 процентов.

В сфере образования работают 9,6 процента. Учителей – примерно 21 тыс. человек, из них более трети – сельские.

  • закрепления права банковских организаций выступать в качестве институциональных инвесторов при реализации перспективных инвестиционных проектов в сфере высоких технологий;
  • формирования комплекса мер по импортозамещению на основе отечественных технологий, а также по содействию продвижению наукоемкой продукции на зарубежные рынки;
  • компенсации затрат на регистрацию прав на перспективные объекты интеллектуальной собственности за рубежом;
  • совершенствования методик оценки и учета инновационной деятельности.

Кроме того, для обеспечения спроса на инновации со стороны государства и предприятий необходимо на федеральном уровне:

  • сформировать нормативно-правовую базу (по примеру федерального закона № 261 «Об энергосбережении»), стимулирующую использование инновационной продукции;
  • разработать систему обязательных требований к корпоративным стандартам хозяйствующих субъектов в сфере строительства, энергосбережения, экологии, медицины и других отраслей в части установления повышенных требований к качеству и характеристикам используемой продукции;
  • создать единые реестры инновационной продукции Российской Федерации по ключевым отраслям экономики и социальной сферы, доступные для широкого пользования (электронный ресурс);
  • сформировать институты (сеть организаций), которые бы субсидировали спрос промышленных предприятий на инновации (по примеру финского фонда SITRA);
  • провести оценку эффективности применения наиболее востребованных инноваций по сравнению с традиционными видами товаров и организовать широкое распространение этих данных в СМИ.

В этом направлении сейчас активно работают Минэкономразвития России и государственная корпорация «Роснанотех».

– Известно, что в области планировалось создание инновационного кластера, включающего многофункциональный нанотехнологический центр, входящий в «РОСНАНО». Прокомментируйте, пожалуйста.

Иркутская область – один из наиболее экономически развитых районов на востоке Российской Федерации. Здесь расположены крупнейшие гидроэлектростанции страны – Братская и Усть-Илимская. Кроме энергетики, важнейшей специализацией экономики является лесная промышленность. Среди других отраслей промышленности следует отметить горнодобывающую, алюминиевую, машиностроительную, нефтехимическую, а также топливную и пищевую. На долю сельскохозяйственного сектора приходится около 8 процентов валового регионального продукта.

– Начало сотрудничеству правительства Иркутской области с «РОСНАНО» было положено в ноябре 2009 года, когда по итогам визита делегации ГК «Роснанотех» во главе с Анатолием Чубайсом был подписан протокол и утвержден план совместной работы. Он должен был решить следующие основные задачи: увеличение потока проектов в корпорацию, а также организационное и информационное взаимодействие. Примером успешного взаимодействия является проект ООО «Группа Нитол» по созданию производства поликремния, реализуемый совместно с госкорпорацией «Роснанотех». Научно-образовательное сопровождение этого проекта осуществляет Иркутский государственный технический университет. Кредитную поддержку оказывает Сбербанк Российской Федерации и Евразийский банк.

Создание наноцентра совместно с ГК «Роснанотех» (ныне – ОАО «РОСНАНО») в ближайшей перспективе не рассматривается, поскольку в рамках программы развития национального исследовательского университета ИрГТУ им за счет средств федерального бюджета закупается уникальное оборудование, в том числе для проведения исследований в области нанотехнологий.

В 2010 году при поддержке правительства Иркутской области создана нанотехнологическая лаборатория зондовой микроскопии, которая, объединив усилия с формируемой научной и инновационной инфраструктурой университета, позволит оказывать весь комплекс услуг наноцентра и удовлетворять текущие потребности региона в научноисследовательской и опытно-конструкторской работе в сфере нанотехнологий. В дальнейшем возможно расширение созданного на базе ИрГТУ наноцентра при участии ОАО «РОСНАНО».

– Каков контент взаимодействия в области высшей школы, науки и производства? Как вы оцениваете его эффективность? Какие результаты этого сотрудничества вы назвали бы значимыми?

– Промышленные предприятия активно сотрудничают с вузами региона, институтами Иркутского научного центра СО РАН, прикладными научно-исследовательскими и проектными институтами. Примером эффективного взаимодействия бизнеса, науки и образования являются совместные проекты НИУ ИрГТУ с ведущими предприятиями региона в области энергетики, нефтепереработки, авиастроения и химии. В частности, совместный проект ИрГТУ и ООО «Усольехимпром» по разработке технологии и созданию комплексного высокотехнологичного производства высокочистых сферических кварцевых гранул для электронной компонентной базы Российской Федерации вошел в число победителей конкурса Минобрнауки России по государственной поддержке проектов кооперации вузов и производственных предприятий. Кроме того, исследования и подготовка кадров ведутся на базе корпоративных учебных центров, созданных совместно с ведущими предприятиями региона: ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «ТНК-ВР», Иркутский авиазавод, ОАО «Саянскхимпласт», ООО «Группа Нитол».

В аналогичном формате – с учетом отраслевой направленности – ведется работа и другими техническими вузами области: Иркутским университетом путей сообщения, Братским государственным университетом, Ангарской технической академией.

– Сегодня особое значение имеет взаимодействие вузов с предприятиями и организациями фундаментальной и прикладной науки, в том числе в процессе создания совместных малых инновационных предприятий. Какова ситуация с реализацией федерального закона № 217 в вашем регионе?

– С момента принятия закона ФЗ № 217 в Иркутской области создано около десятка малых инновационных предприятий с участием учреждений науки и высшего профессионального образования. Стоит отметить, что основная доля МИПов создана с участием ИрГТУ. Сегодня процесс создания инновационных предприятий вошел в активную фазу, поэтому ожидается их существенный ежегодный рост.

– По мнению участников парламентских слушаний «Профессиональное образование и модернизация России: законодательный аспект» (декабрь, 2010), участие субъектов Российской Федерации и объединений работодателей в оценке качества подготовки специалистов позволит сориентировать результаты образования на конкретные потребности социально-экономического развития. Как решается этот вопрос в Иркутской области?

– Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в Иркутской области ведется по более чем 200 специальностям технического, экономического, естественнонаучного и гуманитарного профилей в 36 вузах (из них 12 – государственные) и филиалах. Общая численность студентов всех форм обучения в текущем учебном году составила более 123 тыс. человек.

Вузы области активно реагируют на потребности региональной экономики открытием новых специальностей. За истекшие пять лет открыты такие актуальные для современной экономики специальности, как «Биоинженерия и биоинформатика», «Мехатроника», «Наноматериалы», «Комплексная защита объектов информатизации», «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции».

Расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса становится все более существенным фактором развития системы подготовки кадров. При разработке учебных программ образовательные учреждения учитывают предложения работодателей. Последние принимают участие в обсуждении содержания и оценке качества профессионального образования, осуществляют совместный с вузами мониторинг текущей и перспективной потребности в кадрах. Контрольные цифры приема в вузы ежегодно проходят согласование с Некоммерческим партнерством товаропроизводителей и предпринимателей региона, службой занятости населения Иркутской области.

Важным аспектом модернизации высшего образования Иркутской области является также интеграция науки и высшей школы, которая позволяет значительно повысить качество образования, обеспечить подготовку новых научных кадров, эффективнее создавать и внедрять инновации. Все большее число ведущих ученых институтов Иркутского научного центра СО РАН и Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН участвует в образовательном процессе вузов. Более 170 сотрудников ведут преподавательскую работу в университетах. Сотни студентов ежегодно проходят практику в институтах ИНЦ СО РАН и ВСНЦ СО РАМН.

Практически все институты научных центров, совместно с вузами, имеют кафедры и учебно-научные центры. В области действуют 10 учебно-научных центров, 8 совместных учебных лабораторий и 16 совместных кафедр, созданных на базе институтов ВСНЦ СО РАМН, СО РАН и вузов Иркутска.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сергей аникеев, иркутская область, инновации, актуальное интервью, ао-47

Похожие материалы:
Ключевые задачи современного вуза
Назарбаев Университет: генетический код инноваций
Проблемы инновационного бизнеса
Инновационная деятельность в Иркутске
Старт для инноваций и технологий
Студенческие инновации в действии
Как повысить престиж профессии ученого?
Проект промышленного яблоневого сада в Иркутской области
Инновационный бизнес: прогнозы и проблемы
Разработка концепции инновационного развития Приангарья до 2025 года

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (121) 2020

В номере читайте. Госполитика: Ежегодный доклад Правительства РФ о реализации госполитики в сфере образования в 2019 году. Регион: Научно-образовательный и инновационный потенциал Республики Татарстан. Качество образования: Вопросы воспитания в региональной повестке. Международное образование: Рекомендации вузам от Россотрудничества и Российского совета по международным делам. СПО: Ожидания работодателей и перспективы развития системы.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ