Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка специалистов среднего звена

Приоритет развития страны на ближайшее время определен – создание инновационной экономики, экономики знаний. Для решения этой важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой квалификации, причем не просто профессионалы, а люди, мотивированные на достижение высоких результатов.

Просмотров: 6867

Прежде чем потреблять, необходимо созидать

В.Г. Семенов, председатель Совета директоров ссузов Иркутской области

В последнее время на самых разных уровнях, начиная с президента страны и заканчивая рядовыми сотрудниками образовательных учреждений, активно обсуждаются проблемы повышения качества и результативности профессионального образования. В контексте этого рассматривается вопрос, будут ли НПО и СПО в дальнейшем функционировать как отдельные системы. Широкий круг людей, принимающих участие в обсуждении, свидетельствует, что проблемы действительно назрели и требуют незамедлительного решения.

Приоритет ближайшего этапа развития страны президент и правительство обозначили четко – создание инновационной экономики, экономики знаний. Для решения этой важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой квалификации, причем не просто профессионалы, а люди способные мыслить по-другому, мотивированные на достижение результата, амбициозные и ответственные. Подготовить таких в учебных заведениях профессионального образования в настоящее время довольно сложно в силу ряда как объективных, так и субъективных причин. Особенно, если иметь в виду самый востребованный сейчас технический профиль.

В 90-е годы система СПО начала меняться. В тот период одни министерства и ведомства прекратили свое существование, другие реорганизовывались. В результате были утрачены годами складывавшиеся устойчивые связи ссузов с промышленными предприятиями. Многие учебные заведения потеряли заказы на подготовку специалистов, места для практики студентов, ресурсную поддержку со стороны предприятий. Больше других пострадали учебные заведения технического профиля. Чтобы не закрыться, техникумы открывали непрофильные для них специальности. Иногда это было в ущерб существующим направлениям подготовки. В такой ситуации задачи развития и совершенствования качества обучения отходили на второй план, о них помнили только там, где сохранились ранее установленные связи с предприятиями. Происходила стагнация системы среднего профессионального образования. У работников, которые много лет успешно и добросовестно служили своему делу, формировался менталитет «выживания» взамен менталитета успешности. Но система СПО выстояла, во многом благодаря тому, что немалое количество учебных заведений подчинялось центру, и при всех сложностях, которые испытывала страна, финансировалось из федерального бюджета. Сегодня накопленный в прежние годы потенциал позволяет ссузам работать, но, к сожалению, достойно ответить на вызов времени, состоящий в том, чтобы готовить кадры для инновационной экономики, может не каждое учебное заведение. Это наша беда, а не вина. Нужно изменить ситуацию, обеспечить развитие учебных заведений, и тогда они будут способны готовить специалистов, отвечающих требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

На совещании в Лыткарино Президент страны Д.А. Медведев и другие выступающие отметили, что в обсуждаемой сфере негативные вопросы носят системный характер.

В 2007-2009 годах государство основательно поддержало профессиональное образование, проведя в рамках приоритетного национального проекта «Образование» конкурсы по отбору учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы. Победители получили помощь, в том числе и финансовую, от государства и бизнес-структур, с которыми тесно сотрудничают. Эти образовательные учреждения сегодня вполне обоснованно считаются лидерами в своих регионах, отраслях и направлениях подготовки.

Победы в конкурсе позволили колледжам и техникумам создать такие условия ведения образовательного процесса, которые обеспечивают формирование у студентов и выпускников необходимых современному производству компетенций. Благодаря этому молодые специалисты уверенно чувствуют себя на производстве и быстро адаптируются. Кроме того, например, Иркутский авиационный техникум сотрудничает не только с отечественным авиационным заводом, но и с мировыми лидерами в области информационных технологий

– компаниями «Microsoft» и «D-Link», что также позволяет организовать учебный процесс на самом современном уровне. Аналогичные достижения есть и у других образовательных учреждений-победителей ПНП «Образование», а также и других ссузов, находящих свои пути и ресурсы для развития.

Мы как практикующие работники ежедневно сталкиваемся с проблемами, которые обсуждались в Лыткарино и на других высоких собраниях, и разделяем мнение, что для повышения качества и результативности работы системы СПО лучшим колледжам и техникумам необходимо развивать свои успехи, а другим – следовать их примеру. Но есть одна проблема, которой, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, – это кадровое обеспечение учреждений среднего профессионального образования. В настоящее время роль преподавателя и мастера производственного обучения ссуза значительно сложнее, чем педагога общеобразовательной школы. Все признают, что в нашей стране очень низкий престиж рабочих профессий и инженерно-технических должностей. Общественные предпочтения в сфере образования смещены в сторону образовательных учреждений высшего звена, в основном гуманитарного, юридического, экономического профилей, что происходит в силу объективных и субъективных причин.

Сегодня мы, как и большинство стран, живем в обществе потребления. Ничего плохого в этом нет, но прежде чем потреблять, необходимо производить, созидать. Большинство молодых людей этого не понимает. В техникумы и колледжи нередко поступают социально незрелые выпускники школ, многие с неопределенными нравственными ориентирами и не лучшие по полученным знаниям. Помимо формирования компетенций, преподаватели должны развить у них способность и потребность к труду, созиданию и в целом проводить большую воспитательную работу, иначе никакого практикоориентированного специалиста производство и общество не получат. Следует отметить, что многие образовательные учреждения СПО с этой задачей справляются, но дается это тяжелейшим трудом преподавателей и мастеров производственного обучения. Такой труд должен соответствующим образом оцениваться, тогда как сегодня ни заработная плата, ни уровень социального обеспечения преподавателей и других работников учебных заведений среднего звена не адекватен усилиям, которые они прилагают к обучению и воспитанию молодого поколения.

Введенные в 2008 году новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы – первый шаг в решении этого важного вопроса. Но этого недостаточно, нужно поднимать зарплату дальше.

Очень острый и важный вопрос – обеспечение жильем. Если раньше техникумам выделялись субсидии, и они на долевых началах совместно с различными структурами на местах строили жилье своих работников, то уже более двадцати лет на эти нужды ничего не выделяется. Указанные причины существенно ограничивают возможность привлечь к преподавательской работе высококвалифицированных, творческих, заинтересованных в результатах труда специалистов.

На некоторых совещаниях, посвященных проблемам профтехобразования, предлагается решить вопрос обеспечения ссузов современными кадрами путем привлечения к преподаванию специалистов с предприятий. На наш взгляд, это хорошее, но трудно выполнимое предложение, поскольку заработная плата в реальном секторе экономики в разы больше, чем в учреждениях профессионального образования. Для решения вопроса нужны особые механизмы взаимодействия (частно-государственное партнерство образовательных учреждений и предприятий), предоставление различных преференций предприятиям со стороны государства.

При равнозначности других проблем, связанных с повышением качества и результативности профессионально-технического образования, проблема кадров гораздо важнее, и вот почему. Можно повысить престиж рабочих профессий и инженерно-технического труда, разработать профессиональные и образовательные стандарты, предложить новые формы и методы обучения, создать самую современную учебно-лабораторную базу, но все это будет малоэффективным, если в техникумах и колледжах не сохранятся опытные работники и не придут молодые кадры, способные творчески и ответственно работать, получая удовольствие и радость от результатов своего труда. Мы сохраним лучшие кадры и привлечем новых людей в техникумы и колледжи только при адекватной оценке их труда со стороны государства, бизнессообществ и общества в целом.

На совещании в Лыткарино говорилось о том, чтобы сделать профессиональное образование зоной, свободной от налогов. Нельзя не поддержать такое предложение. Соответствующий закон, безусловно, поможет развитию колледжей и техникумов, особенно технического профиля. Инфраструктура ссузов требует больших расходов, поэтому налоговые льготы очень важны как для учебных заведений,

так и для предприятий и корпораций, вкладывающих средства в образование. Также для развития и повышения эффективности работы СПО целесообразно распространить на ссузы действие федерального закона № 217 от 2 августа 2009 года и разрешить им создавать малые предприятия. Результаты деятельности многих техникумов и колледжей могут иметь практическое применение и будут востребованы экономикой.

В заключение хочется остановиться на очень важном вопросе, связанном с дальнейшей судьбой и статусом учебных заведений среднего звена. В ряде регионов уже формируются интегрированные университетские комплексы, включающие учебные заведения всех уровней профессионального образования. Они создаются, чтобы сконцентрировать ресурсы образовательных учреждений, вовлечь вузовских преподавателей в учебный процесс техникумов и колледжей и, в итоге, повысить качество и эффективность среднего и начального профессионального образования. Такой путь представляется спорным. Многие вузы рассматривают техникумы и колледжи, вошедшие в их состав, как дополнительную возможность решить собственную проблему: укомплектовать свой контингент выпускниками ссуза. Для молодых людей, решивших получить высшее образование, это хорошо, а для производства, не получившего пополнения, – плохо. Также есть опасность, что университетские комплексы будут выпускать специалистов, не способных решать ни инженерные задачи, ни работать на оснащенных высокопроизводительным современным оборудованием и технологиями местах.

Образовательные учреждения каждого уровня решают свои задачи. Бесспорно, нужно соблюдать преемственность уровней образования. Однако нет сомнения в том, что экономике страны нужны не только специалисты с высшим образованием, но и высококвалифицированные рабочие, а также специалисты среднего звена, способные грамотно решать производственные задачи. Для инновационной экономики имеет значение каждый уровень профессионального образования. Создание университетских комплексов должно быть не очередной компанией, а взвешенным, обдуманным процессом под девизом «Не навреди!».

В одном из своих выступлений Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что в страну можно поставить оборудование, технологии, инженеров для наладки оборудования и обучения технологиям, но рабочих и техников привезти невозможно, это не экспортный товар. Мысль бесспорная, и ее подтверждает мировая практика. Кадры для инновационной экономики надо готовить самим. В нашем обществе высококвалифицированный рабочий, техник, инженер должны отождествляться с успешностью в жизни, достатком и уважением. Добиться этого можно только совместными усилиями органов власти всех уровней, бизнес-сообщества и профессиональных образовательных учреждений.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Региональный аспект профессионального образования
Инновационная политика – политический приоритет
Проблема подготовки востребованных специалистов
Потенциал человека во многом определяется образованием
Качество образования - основа созидания специалиста
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Кого, чему и зачем учить?
Знак вопроса похож на петлю
СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ