Назарбаев Университет: генетический код инновацийПо какому пути должно идти развитие университетов, имеющих намерение процветать в XXI веке? Каковы сегодня главные инструменты конкурентоспособности вузов? Какую роль играет «инновационный алгоритм» их деятельности? На эти и другие вопросы ответил Саймон Джонс, провост Назарбаев Университета – флагмана высшей школы Республики Казахстан. Просмотров: 4208
Назарбаев Университет набрал критическую массу для аккумуляции прорывных идейПо какому пути должно идти развитие университетов, имеющих намерение процветать в XXI веке? Каковы сегодня главные инструменты конкурентоспособности вузов? Какую роль играет «инновационный алгоритм» их деятельности? На эти и другие актуальные вопросы ответил Саймон ДЖОНС, провост Назарбаев Университета – флагмана высшей школы Республики Казахстан1.
– Господин Джонс, известно, что Назарбаев Университет призван играть роль системного ориентира в развитии научно-инновационной работы для ведущих казахстанских вузов. Расскажите, пожалуйста, об «инновационном алгоритме» университета подробнее. – Инновации лучше всего творятся в среде, где работают разные люди с разными взглядами. Любой вуз, который хочет преуспеть в инновационном развитии и внести перемены в общество, должен обладать тремя элементами – их иногда называют тройной спиралью или ДНК инновации. Прежде всего, необходимо иметь доступ к великим идеям, а они исходят от талантливых преподавателей и креативных студентов университета. Во-вторых, необходимо наличие хорошего оснащения – лабораторий и другого оборудования. В противном случае идеи не обретут возможность воплотиться в реальность. И в-третьих, элемент ДНК не всегда учитывается должным образом: необходима всецелая поддержка, в том числе финансовая. Одно дело иметь идею, другое – изготовить прототип и третье – получить конечный продукт, готовый к продаже потребителям. В Назарбаев Университете замечательные студенты, международный состав преподавателей, стремительно растущий научный парк и абсолютная поддержка инноваций, то есть налицо все три названных выше элемента. В связи с этим есть все основания полагать, что в вузе сформирован генетический код инноваций, который будет способствовать дальнейшему энергичному развитию. Университет существует всего три года, но уже можно констатировать первые обнадеживающие итоги. Рядом преподавателей получено финансирование на разработки в области робототехники, биоорганики и другие. Свой ценный вклад в копилку достижений вуза также вносят студенты. Так, недавно учащиеся из Школы инженерии и Школы наук и технологий совместно получили патент на изобретение модели летательного аппарата. Это большой успех для молодых исследователей и показательный пример того, как они могут реально влиять на развитие науки и технологий в Казахстане. Руководство университета активно привлекает к работе в качестве стратегических партнеров крупные международные компании, такие как Samsung и HP (Hewlett-Packard). – В июне в Назарбаев Университете прошел Второй Евразийский форум лидеров высшего образования, участники которого обсудили глобальные тренды в сфере высшего образования и их влияние на регион. Каковы его главные итоги, на ваш взгляд? – Прежде всего, форум продемонстрировал, какое количество возможностей сегодня существует в Евразийском регионе для развития инноваций, а также энтузиазм и желание его участников улучшать преподавание и развивать науку в своих странах. То, что мы наблюдаем сегодня, свидетельствует о набранной критической массе для аккумуляции прорывных идей. Растет и множится поколение предпринимателей, формируется бизнес-среда – в этот процесс, полагаем, внесут свой вклад и взращиваемые нами будущие специалисты. Все названные факторы – ключевые ингредиенты для развития инфраструктуры и дальнейшего роста инноваций в Евразийском регионе. Самый примечательный факт – форум убедительно доказал, что этот процесс начался. – Каким вам видится оптимальный контент взаимодействия вуза с бизнес-сообществом? – Лучшие примеры взаимодействия, по нашему опыту, строятся на основе взаимной выгоды, оптимизма и прозрачности. Самая важная вещь в любых взаимоотношениях – это диалог. Вуз и бизнес должны эффективно использовать это средство, чтобы понимать нужды друг друга. По мере того как Назарбаев Университет будет выпускать больше студентов и число магистрантов и докторантов увеличится, руководство вуза будет делать больший упор на инновации студентов и поощрять их предпринимательство, в частности, создание студенческих стартапов. На сегодняшний день изучаются инициативы частных компаний, однако со временем ситуация, думается, изменится – университет будет играть роль активного игрока. В качестве одного из успешных можно привести пример разработки Центра наук о жизни Назарбаев Университета. На основе казахских национальных кисломолочных продуктов здесь был создан симбиотический биопродукт «Нар» (с казахского языка переводится как «пища», употребляется обычно в возвышенном значении. – Прим. ред.). Его основными характеристиками являются целебное влияние на пищеварительную систему человека, возможность снижения кровяного давления и поддержки иммунной системы человека. Процесс сертификации любого пищевого продукта занимает длительное время, однако первая стадия клинических испытаний «Нар» уже завершена – есть надежда в следующем году получить продукт, готовый к поставке в магазины. – Каково ваше мнение относительно новых экономических и управленческих решений как инструментов повышения конкурентоспособности вуза? Возможно ли модели управления «из бизнеса» перенести в управление вузом? – Важную роль в развитии вуза играют попечительские советы, которые обеспечивают его развитие в правильном направлении и благодаря которым открывается доступ к экспертной оценке. К тому же в состав советов, как правило, входят лидеры общественного мнения, имеющие выход на широкую аудиторию, что дает возможность разъяснять, чем занимается университет и почему это важно. Безусловно, независимость Назарбаев Университета гарантирована законом, что дает возможность следовать академической миссии, но надо понимать – это лишь основа. Зачастую понятие академической свободы воспринимается как вседозволенность: можно исследовать что угодно и преподавать как заблагорассудится. Это отнюдь не так. Истинная ценность академической свободы в том, что вуз сам решает, в каком направлении может развиваться без каких-либо препятствий. Разумеется, степень свободы зависит и от академических ресурсов. В значительной части университетов США доходы формируются следующим образом: треть из них составляет плата студентов за обучение, треть – прибыль эндаумент-фонда и, наконец, прибыль от исследований, проводимых на основании контрактов. Именно так достигается баланс доходности и риска. В этом смысле университет независим, в том числе от правительства. Ожидается, что с ростом доходов эндаумент-фонда доля государственного финансирования Назарбаев Университета начнет снижаться. Вузы могут многому поучиться у бизнес-организаций, равно, впрочем, как и бизнес – у вузов. Сила успешного бизнеса – в стратегическом планировании и прямой связи между действием и результатом. Думается, именно эти приемы управления вузы могли бы перенять у бизнеса. Лучшие бизнес-организации ориентированы на служение нуждам потребителей. Вузы могут научиться у бизнеса, как сфокусироваться на операционном менеджменте, повышении эффективности своей деятельности, ведь они в итоге также служат своим потребителям – студентам, ученым и обществу в целом. Однако и бизнесу есть чему поучиться у вузов. Так, нашим преподавателям выделяется специальное время, для того чтобы они могли заниматься научно-исследовательской работой. Некоторые знаменитые компании – например, Google – исповедуют те же принципы, позволяя своим инженерам один день в неделю посвящать разработке собственных идей. Безусловно, не все из них впоследствии оказываются успешными, однако некоторые выстреливают в реально инновационные продукты. Скажем, программа Google Maps была создана именно таким образом. Нанять умных сотрудников, довериться им, дав свободу и возможность создать нечто совершенно уникальное, – вот чему бизнес может поучиться у вузов. – Разделяете ли вы точку зрения об интеллектуальном потенциале как главном активе вуза? – Без сомнения. И не только вуза, но и общества. Мы живем в глобальном мире, и высшее образование как никакая другая сфера испытывает влияние процессов глобализации. Университеты, имеющие намерение процветать в XXI веке, не могут развиваться в одиночку и должны интегрироваться в глобальную среду. Один из способов достижения этой цели – создание возможности учиться и работать бок о бок людям из разных стран, с разными идеями и точками зрения.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|