Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Разработка новых аккредитационных показателей

Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора от 9 декабря. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова рассказывает о разработке новых аккредитационных показателей.

Просмотров: 4228

Показатель показателю рознь

Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов повестки дня заседания Аккредитационной коллегии 9 декабря 2008 года руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала о том, как происходит разработка новых аккредитационных показателей

В Положении об аккредитации, которое вышло в июле 2008 года, указано, что эти показатели должны быть утверждены Министерством образования и науки – в отличие от действующих сегодня и утвержденных Рособрнадзором. Чтобы привести прежние показатели в соответствие с требованиями нового Положения, подготовлен приказ для их утверждения Минобрнауки. Кроме того, согласно новому Положению, филиалы также аккредитуются по показателям головного вуза. Параллельно ведется работа по обсуждению тех изменений, которые будут внесены в Перечень основных аккредитационных показателей и критериальных значений показателей. Многие из этих направлений уже получили развитие. Например, аккредитация образовательных программ как основа для аккредитационных процедур. В рамках этой работы была проведена конференция, посвященная связям между общественно-профессиональной и государственной системами аккредитации.

Глава Рособрнадзора Л.Н. Глебова рассказала, что эти вопросы обсуждались и на состоявшемся накануне заседании Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, а также о встрече в Перми с представителями вузовской общественности, которые высказали свои взгляды по поводу аккредитационных показателей.

По мнению руководителя Рособрнадзора, члены Аккредитационной коллегии могли бы более активно участвовать в обсуждении направлений этой работы, что позволит, в итоге, составить масштабную полноценную картину.

Подобные обсуждения уже состоялись с представителями педагогического, медицинского и транспортного образования. Свою четкую позицию по этому вопросу имеет Министерство обороны РФ. Дискуссия происходит и в негосударственном секторе образования. По словам Л.Н. Глебовой, обсуждение новых аккредитационных показателей должно завершиться в апреле-мае 2009 года, а действовать они начнут с нового учебного года.

Далее началось рассмотрение вопроса о государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования с установлением государственного статуса на основании результатов экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений государственным образовательным стандартам, а также показателей их деятельности, необходимых для определения вида.

Например, в Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова на сегодняшний день не выполняются критериальные значения по трем показателям: числу аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения; проценту аспирантов, защитивших диссертацию не позднее, чем через год после окончания аспирантуры; среднегодовому числу защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за пять лет. Отмечено и недостаточное освоение студентами программного материала по учебным дисциплинам ряда специальностей. Число укрупненных групп специальностей соответствует статусу университета, но, учитывая предыдущие замечания, было предложено провести контрольные мероприятия через три года по показателям деятельности и по качеству подготовки.

Как отметила Л.Н. Глебова, контрольные мероприятия имеют большое значение. В то же время она обратила внимание членов коллегии на то, что при обсуждении не стоит отводить главную роль количественным показателям:

– Если бы при оценке образовательного учреждения использовалось обыкновенное математическое сложение, нам не стоило бы и собираться, – отметила Любовь Николаевна. – Давайте не возвращаться к математике. Показатель показателю рознь.

Отдельной группой были рассмотрены высшие учебные заведения Министерства обороны РФ. Представитель МО РФ сообщил членам коллегии о тех этапных изменениях, которые предполагается провести в сфере военного образования. Они связаны с коренными изменениями, которые произошли в Вооруженных Силах: сокращением их численности и, вследствие этого, сокращением ежегодного заказа на подготовку офицерских кадров. В то же время пропорционального сокращения количества военно-учебных заведений при этом не произошло.

Сегодня в системе Министерства обороны 64 военных вуза, в том числе 15 академий, 4 университета, 45 высших военных училищ и военных институтов. Однако они нуждаются в дальнейшей оптимизации. Министерство обороны подготовило предложения по формированию перспективной сети военно-учебных заведений. Процесс рассчитан на период до 2013 года. К этому времени военное ведомство будет иметь 10 системообразующих вузов, в том числе 3 военных учебнонаучных центра, 6 академий и 1 университет.

Большое внимание членов коллегии привлекло сообщение заместителя начальника Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора А. А. Киринюка о результатах проверки соблюдения законодательства РФ в области образования, условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензиями, содержания и качества подготовки обучающихся в высших учебных заведениях, филиалах и представительствах вузов, расположенных на территории Воронежской области и Ханты-Мансийского автономного округа.

По Воронежской области было проверено 22 вуза и филиала вузов, а также 33 представительства вузов. Общая картина такова: по лицензированию – в 4 образовательных учреждениях условия соответствуют лицензионным требованиям, в одном – незначительные нарушения, в 2 – серьезные нарушения лицензионных нормативов. Это Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко и Воронежский филиал Московской открытой социальной академии. Было решено направить ректорам вузов предписания на выполнение лицензионных требований.

Что касается проверки содержания подготовки и качества, то в 8 образовательных учреждениях были выявлены незначительные нарушения (ниже критериального значения одна или две дисциплины по проверяемым специальностям), а в 4 – обнаружены серьезные нарушения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Ректорам этих вузов направлены предписания.

Из проверяемых представительств в 19 нарушений не отмечено, в 1 – незначительные нарушения, в 10 – из-за обнаруженных нарушений направлены предписания ректорам вузов и письма учредителям о необходимости ликвидации представительств. Не дожидаясь проверки, 3 представительства вузов заявили о самостоятельной ликвидации.

В Ханты-Мансийском автономном округе ситуация следующая. Здесь было проверено 39 вузов и филиалов вузов, 25 представительств вузов. Лицензионные условия полностью соблюдают 4 учреждения, в 4 обнаружены незначительные нарушения, в 2 – серьезные нарушения. Руководителям направлены предписания на выполнение лицензионных требований. О ликвидации во время проверки заявили 4 филиала.

По содержанию и качеству подготовки было проверено 27 учебных заведений, и только в одном нарушений не выявлено. В 3 учебных заведениях выявлены незначительные нарушения, в 10 – содержание и качество подготовки не соответствовали установленным требованиям: ниже критериального значения 3 и более дисциплин по проверяемым специальностям. Ректорам вузов направлены предписания на качество подготовки по имеющим замечания специальностям. Кстати, А.А. Киринюк напомнил о том, как на одной из коллегий обсуждалось одно из этих 10 учебных заведений – филиал Российского государственного социального университета в г. Советском. Тогда при прохождении процедуры государственной аккредитации этому образовательному учреждению было указано на низкое качество подготовки, и у ряда членов коллегии возникли сомнения в целесообразности аккредитации филиала. И вот филиал вновь, что называется, «засветился».

Проверка обнаружила многочисленные нарушения в работе представительств вузов. Лишь 3 из 25 работают в соответствии с законодательством. В 7 представительствах нарушения серьезные, поэтому решено направить ректорам вузов предписания, а учредителям – письма о необходимости ликвидации указанных представительств. 9 представительств, не дожидаясь проверки, заявили о самостоятельной ликвидации.

Рособрнадзор будет отслеживать состояние исполнения направленных предписаний, отметила Л.Н. Глебова.

На заседании, состоявшемся 9 декабря 2008 года, коллегия вернулась к рассмотрению вопроса о государственной аккредитации АНО ВПО «Московский областной гуманитарный институт». Он был снят с рассмотрения на заседании Аккредитационной коллегии в октябре 2008 года до проведения дополнительной проверки достоверности информации по показателям государственной аккредитации, представленной образовательным учреждением. Проверка подтвердила достоверность данных и показала, что государственные образовательные стандарты в вузе соблюдаются. Таким образом, учебное заведение может быть аккредитовано по статусу «институт».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аккредитация, любовь глебова, Рособрнадзор, с места события, ао-28

Похожие материалы:
Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
Аккредитационные процедуры совершенствуются
Внеочередное заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
Международная и профессионально-общественная аккредитация
Качество образования: гаранты и гарантии
ЕГЭ: от эксперимента – к штатному режиму
Финишная прямая на пути к Болонскому процессу
Транснациональное образование. Проблема признания диплома
За диплом без аккредитации – дисквалификация или штраф
Качество образования зависит не от статуса вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (115) 2019

Так случилось (и мы над этим упорно работали), что в новом году у «АО» - и дизайн новый. Отныне у журнала приятно-округлые логотип и шрифт, по иному представлены разделы, другой подход к визуализации контента. Стиль подачи материалов поменялся, но их качество осталось прежним. В своей работе мы стараемся следовать кредо «Любая деталь достойна внимания», а вот насколько нам это удаётся - судить, как всегда, вам, дорогие читатели!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 115 «Аккредитация в образовании»
В новом номере «АО» читайте. Становление Национальной системы квалификации: почему принятые...
Выставка лучших магистратур мира
Встретьтесь лично с лучшими университетами и бизнес-школами из США, Европы и Азии, участвующими в...
Новосибирская область: потенциал развития и лидерства
О ключевых составляющих «сибирского лидерства» в интервью корреспонденту «АО» рассказал министр...
Самарский НОЦ: траектория восхождения
Всего за несколько месяцев самарцы провели колоссальную работу и готовы представить свой проект...
Инновационные технологии в АПК России: основные шаги стратегического планирования
Программа деятельности центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК» является продолжением...
Из журнала
#110Ивановский колледж культуры развивает таланты
#104Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
#107Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
#110Белгородский государственный институт искусств и культуры активно применяет бережливые технологии
#107Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертов
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ