Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Электронное обучение. Проблемы и перспективы

В конце сентября 2014 года международная конференция ICDE-2014 «Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ» прошла в России. Её организаторами при патронаже Минобрнауки РФ и поддержке Комитета по образованию Госдумы РФ стали ICDE и общепризнанный лидер развития отечественного дистанционного образования – Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Просмотров: 303

Одиночное восхождение

Международный совет по дистанционному и открытому образованию (ICDE) был основан в 1938 году в Канаде как Международный совет заочного образования и сегодня представлен более 50 странами мира. В конце сентября 2014 года впервые за свою историю международная конференция ICDE-2014 «Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ» прошла в России. Её организаторами при патронаже Минобрнауки РФ и поддержке Комитета по образованию Госдумы РФ стали ICDE и общепризнанный лидер развития отечественного дистанционного образования – Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Доверие и сотрудничество

На встрече собрались сотни специалистов из России, Индонезии, США, ЮАР, Испании, Италии, Китая, Республики Корея, Индии, Малайзии, Украины, Канады, Великобритании, Германии и Франции. Участники конференции обсудили проблемы дистанционного образования, направления развития планетарного характера, искали новые возможности применения e-learning в классическом вузе и пути дальнейшего сотрудничества.

– Актуальность конференции, – отметила ректор МЭСИ Наталья Тихомирова, – обусловлена новой парадигмой образования информационного и Smart-общества, механизмом перехода к которому является электронное обучение. Широкая география представителей педагогического и научного сообщества позволит установить взаимовыгодные деловые контакты, определить пути сотрудничества с помощью электронного обучения, способствовать формированию международной научной площадки.

О необходимости совместного развития высказался генеральный секретарь Азиатской ассоциации открытых университетов Кам Чеонг Ли (Китай):

– Наши партнеры могут быть сильны там, где мы слабы, и, работая вместе, каждый черпает силы и ресурсы компаньонов. Здесь горизонт недостижим: создание совмест­ных учебных программ или обмен ими, разработка материалов для курса, обмен услугами, обучение сотрудников или совместный труд над исследовательскими проектами. Но ничего не даст сторонам сотрудничество, замершее на уровне контракта – всего-навсего простого листа бумаги.

– Европейская ассоциация университетов дистанционного образования, – отметил главный советник этой организации Пит Хендерикс, – включает открытые университеты и несколько традиционных. По большей части они организованы в национальные консорциумы и ассоциации. Классическому образованию в настоящее время составляют конкуренцию массовые открытые онлайн-курсы, хотя, в принципе, университеты не очень пострадали от них. Ассоциация осуществляет сотрудничество в области стратегии и занимается не обучением, а созданием совместных моделей для дальнейшей работы на уровне курсов, учебных планов, для развития мобильности наших участников. Вместе с тем она располагает открытыми образовательными ресурсами и, соответственно, открыта для сотрудничества со всеми присутствующими здесь организациями для помощи университетам в их переходе к новым моделям преподавания.

На то, что глобализация касается абсолютно всех областей и без интернационального сотрудничества ни один университет не выжил бы на международной арене, обратили внимание вице-президент Европейской сети дистанционного электронного обучения Алан Брус (Ирландия) и генеральный секретарь ICDE Гард Титлстад.

– Хочется поднять вопрос доверия и риска, возникающего в процессе сотрудничества, – заострил проблему президент Сети дистанционного образования и профессиональной подготовки провинции Онтарио Максим Жан¬Луи (Канада). – Всё обучение – это путешествие в поисках знания. Но рисков на этом пути очень много: университеты зачастую оказываются не тем, чем кажутся, часты случаи обмана, налицо настоящее море плагиата. Но ключевым всё же является не риск, а доверие, заложенное в основу обучения.

Анатомия страха

ЗАКАБУНИН Александр Викторович, проректор по информационным технологиям и региональным связям Российского государственного аграрного заочного университета:

– Является ли панацеей электронное обучение или это альтернатива традиционному, в частности, заочному? Наверное, нет. Студент прочтет электронную версию учебника, узнает необходимые справочные данные, сможет использовать тренажер для получения навыков вождения трактора. Но заменить практические занятия виртуальными работами невозможно – в реальной жизни есть вещи, которые следует делать традиционными способами, в том числе в аграрной сфере: лечить животных, вести ремонт сельскохозяйственной техники. Компьютер этому не научит.

Отечественные эксперты и практики обсуждают проблемы совсем иного рода.

– Главная роль в развитии дистанционного образования, – подчеркнула директор Института информатизации образования МГГУ им. М.А. Шолохова Марина Вайндорф-Сысоева, – принадлежит преподавателям, и пока ситуация с ними не изменится, не изменятся и выпускники.

Для педагога непривычен виртуальный ученик – в основе заложена боязнь, что, не видя студента, преподаватель не сможет его почувствовать. Нет, в отличие от традиционной школы, и методических пособий, в которых поэтапно расписано, как вести обучение. Вызывают растерянность отсутствие знакомых форм организации учебного процесса, большие затраты времени по разработке электронно-образовательных ресурсов и проверки выполненных студентами заданий, отсутствие навыков работы в сети.

– Одной из наиболее распространенных ошибок, – отметила выступающая, – становится мнение, что стоит преподавателю разместить в сети свои монографии, как молодые люди примутся их изучать. Студент не читает в сети наши трактаты. Он должен получать материалы порционно, поэтому институт занимается разработкой переплетенных заданий, когда каждое из них служит основой или частью следующего, но в то же время любое является самостоятельным, а итоговое – базируется на всех предшествующих. Готовые задания можно купить в сети, но каждый учитель, думается, разрабатывает свой урок сам.

Вершины, которые ждут

– Вышестоящие органы ставят перед вузами задачу развития сетевого образования, причем никто не знает, что это такое. Правовое поле в этой области не сформировано, – высказала наболевшее директор центра дистанционного образования Тюменского государственного нефтегазового университета Светлана Моор. – Минобрнауки РФ предлагает объединять ресурсы и вести совместную работу, а вопросы оплаты решать с помощью локальных актов. Сейчас взаимодействие вузов, надо признать, развивается однобоко и носит меркантильный характер. Системы взаимодействия нет, а работа по ее созданию идет очень тяжело. Для того чтобы электронное образовательное пространство стало таковым, нужно, чтобы говорили в нем на одном, всем понятном, а не птичьем языке.

Решение задач взаимодействия на уровне российского и зарубежного пространства каждый вуз представляет по-своему. Центр дистанционного образования Тюменского государственного нефтегазового университета пытается произвести на уровне опорных точек, выполняющих, по сути, агентские услуги. Локальным актом университета их назвали территориальными пунктами доступа. Развитие дистанционного образования происходит динамично, но в конечном счете лишь за счет энтузиазма.

– Работа в большей степени проводится на энтузиазме, – подхватил эстафетную палочку заведующий кафедрой общей физики Петрозаводского государственного университета Алексей Назаров, – иногда удается получить грант. Поскольку каждый преподаватель любит привносить что­то своё, используя, конечно, и чужие наработки, в вузе возникла идея создать базовые основные курсы. Преподаватель может менять содержание, если оно ему не нравится, добавлять определенные инструменты, но при этом использовать все возможности платформ.

У каждого вуза, принявшего участие в конференции, есть интересные наработки, но нет, похоже, в стране никого, кто бы смог объединить усилия подвижников. Каждый к вершине карабкается в одиночку.

Чтоб не пропасть поодиночке

Что на пути к сияющим высотам дистанционного образования немало преград, утверждалось и в выступлениях на научно-практической конференции «Непрерывное аграрное образование: колледж – вуз – ДПО», состоявшейся в октябре 2014 года.

С экономической точки зрения подошел к этой проблеме проректор по информационным технологиям и региональным связям Российского государственного аграрного заочного университета Александр Закабунин:

– Есть мнение, что применение дистанционных технологий удешевляет учебный процесс. Для студента этот способ получения знаний действительно становится менее затратным, но расходы учебного заведения, осуществляющего электронное образование, в несколько раз превышают траты по сравнению с традиционной формой подачи материала: преподавателю математики уже не обойтись кусочком мела в руке. Более того, работа по формированию электронного контента началась лет двадцать назад, но расходы не снижаются и по сей день: меняются законодательство, стандарты, техника, невозможно остановиться и сказать – «всё, работа завершена».

– Каждый вуз может сделать доступной для студента электронную версию учебника, имеющего гриф университета, – продолжил проректор. – Но даже всей системе аграрного образования нелегко разместить на платформе такой объемный труд, как «Атлас болезней животных», а для отдельного сельскохозяйственного вуза эта работа практически неподъемна. Поэтому вузам необходимо объединяться и создавать общий высокопрофессиональный ресурс.

У ректора Волгоградского государственного аграрного университета Алексея Овчинникова вызывает беспокойство не только сегодняшнее состояние дел, но и ближайшие перспективы:

– Получение знаний жителями сельской местности с помощью заочного или дистанционного образования следует только приветствовать – зачастую другого способа повысить квалификационный уровень у них просто нет. Но если будет происходить зачисление студентов на заочные отделения вузов по результатам ЕГЭ, то эта форма обучения будет, наверняка, потеряна: сдавать единый государственный экзамен тридцати-сорокалетний работник не пойдет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-75, с места события, дистанционное образование, качество образования, образовательные технологии

Похожие материалы:
Национальный аккредитационный совет подвел итоги
ENQA: российский опыт в европейском документе
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
X съезд Российского союза ректоров. Итоги
Электронное обучение для развития экономики
Международная и профессионально-общественная аккредитация
ICDE – 2014: мир без границ
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств
Перспективы евразийского образовательного пространства
Качественное образование во имя страны

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ