Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Национальный аккредитационный совет подвел итоги

Традиционно учебный год завершился заседанием Национального аккредитационного совета. Рассмотрению материалов по аккредитации предшествовали два важных вопроса, вынесенных на обсуждение: анализ результатов федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата и обсуждение проекта новых стандартов международной профессионально-­общественной аккредитации.

Просмотров: 538

Время выбрало НАС

Уже традиционно учебный год завершился заседанием Национального аккредитационного совета (НАС). Оно состоялось 25 июня на базе НИУ «Высшая школа экономики». Рассмотрению материалов по аккредитации предшествовали два важных вопроса, вынесенных на обсуждение: анализ результатов федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) и обсуждение проекта новых стандартов международной профессионально-­общественной аккредитации.

Как помочь дедушке

Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата был инициирован Ассоциацией ведущих вузов по экономике и менеджменту (АВВЭМ), в частности, НИУ ВШЭ, Финансовым университетом при Правительстве РФ, РАНХиГС при Президенте РФ и другими ведущими вузами страны. Испытание проводилось по 10 направлениям подготовки в течение десяти дней, с 20 по 30 апреля 2015 года.

– Экзамен добровольный, но ряд вузов всерьез обсуждает возможность ввести его как обязательный, – предварил обсуждение вопроса председатель совета, академик Виктор Болотов.

Это и понятно, целый ряд правительственных документов и нормативные акты профильного ведомства прописали необходимость введения процедуры независимой оценки результатов обучения не только на уровне среднего общего образования, но и для выпускников среднего профессионального и высшего образования. Кроме того, в этом году выпуск в высших учебных заведениях составляет 1,5 млн. бакалавров и специалистов, и, следовательно, уже назрела необходимость в объективной внешней оценке качества их подготовки.

С анализом результатов, принципами и технологией проведения экзамена членов совета ознакомил генеральный директор Научно­исследовательского института мониторинга качества образования Владимир Наводнов.

– Это был действительно экзамен, а не тестирование. Для каждого участника сформировали практически индивидуальный экзаменационный билет из двух частей. Первую, полидисциплинарную, – студент мог составить сам по принципу выбора не менее четырех дисциплин из предложенных пяти-десяти по направлению подготовки. Казалось бы, немного, но для этого было создано 86 банков заданий! Вторая часть представляла собой кейс-задания. Это совершенно новый подход в системе оценивания, который позволяет предложить студенту квазиреальную задачу для оценки не только знаний и навыков, но и полученных компетенций.

Чтобы понять, что такое квазиреальная задача, В.Г. Наводнов привел пример: внук по просьбе деда должен предложить наиболее выгодный и надежный вариант размещения средств на депозит одного из известных банков страны. Выполнить такую просьбу можно, имея хорошие знания, аналитические способности и практические навыки. Кейс-­задания составлены таким образом, чтобы оценить степень сформированности у выпускника практических компетенций.

В отличие от ЕГЭ, который до сих пор проходит с использованием специальных бланков и сканеров, экзамен для бакалавров разработан на основе современных информационных технологий в режиме on-line и без привлечения экспертов для оценки. Это утяжелило разработку самих заданий, но существенно сократило расходы на привлечение человеческих ресурсов.

Для проведения экзамена были организованы 70 базовых площадок по всей стране – от Владивостока до Калининграда, к которым предъявлялись серьезные требования: наличие не менее 100 компьютеров с подключением к сети интернет, ведение веб-­трансляции, квалифицированный и мотивированный персонал.

Всего в экзамене приняли участие 4281 студент из 106 вузов страны. Первые строчки в рейтинге успешности заняли студенты Финансового университета при Правительстве РФ, Высшей школы экономики, Тверского государственного университета, РАНХиГС при Президенте РФ, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Однако формировать рейтинги вузов по результатам экзамена было бы некорректно: по каждому направлению подготовки лидируют разные вузы, и количество студентов от вуза, принимавших участие в экзаменах, тоже различно.

Кроме того, составление рейтингов не является (и не должно являться) целью экзамена. Главный результат такого эксперимента в том, что впервые в федеральном масштабе был осуществлен эксперимент по прямому измерению качества образования – до настоящего времени в высшей школе оценка проходила скорее опосредовано: например, в мониторинге эффективности, где оценивается число иностранных студентов, потраченных на науку денег и прочее.

Главным мотивирующим фактором для участия в экзамене, по утверждению первого проректора Финансового университета при Правительстве РФ Н.М. Розиной, являлось решение вуза по зачету при поступлении в магистратуру золотых сертификатов, полученных на экзамене.

– Это и элемент портфолио для рынка труда, работодателя, – поддержал В.А. Болотов. – И он будет работать. Попробуйте сегодня устроиться бухгалтером без сертификата «1С», который выдают учебные центры – между прочим, негосударственного. Или сертификаты TOEFL принимаются фирмами, в которых активно используется английский.

Важные замечания для развития проекта высказала директор центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Е.Ю. Карданова:

– Нужно не скрывать качество измерительных материалов – наоборот, рассчитать степень их надежности, а также учитывать уровень сложности разных задач в разных дисциплинах, которые вправе выбрать студент.

Советник ректора РАНХиГС при Президенте РФ Е.А. Карпухина отметила, что необходимо усиливать часть экзамена с «case-study». Независимо от того, по каким стандартам мы будем работать – ФГОС ВО или стандартам четвертого поколения – содержательное ядро подготовки студентов будет единым, без этого не может состояться ни один профессионал. Это дает возможность использовать материалы для всех вузов. Кроме того, результаты экзамена – это важная аналитика для руководства вузов.

– Мы никому не навязывали и никого не заставляли участвовать в экзамене. Мы провели опрос студентов, и выяснилось, что те, кто профессионально ориентирован и хочет карьерного роста, очень заинтересованы в сдаче таких экзаменов. Они понимают, что в дальнейшем им придется сдавать множество профессиональных экзаменов, и это для них дополнительная тренировка. И второе… Выяснилось, что по отдельным дисциплинам студенты справились блестяще, а в междисциплинарных бизнес-кейсах провалились. Это потрясающий инструмент для оценки качества подготовки и понимания того, как мы учим студентов учиться и решать практические задачи. Качество подготовки – это персональная ответственность каждого студента, основа для профессионального тренинга и роста.

Решение Нацаккредсовета содержало ряд конструктивных предложений.

  1. Признать, что создан и апробирован один из механизмов прямой и независимой оценки подтверждения качества образования.
  2. Продолжить апробацию федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата в 2016 году.
  3. Привлечь ассоциации образовательных организаций, работодателей и УМО к определению по каждому направлению (специальности) минимума знаний, который должен иметь выпускник бакалавриата, для использования при разработке заданий для ФИЭБ в 2016 году.
  4. При проведении профессионально-­общественной аккредитации и принятии аккредитационного решения учитывать результаты ФИЭБ.

Апгрейд стандартов аккредитации

Необходимость пересмотра стандартов и критериев для аккредитации, проводимой Нацаккредцентром, связана с утверждением новых Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества (ESG) на Девятой конференции министров образования Европейского пространства высшего образования в Ереване (Армения) 14-15 мая. С анализом внесенных изменений и степени переработки европейских стандартов членов совета познакомила заместитель директора Нацаккредцентра Галина Мотова.
Европейские стандарты впервые были приняты в 2005 году. Таким образом, это вторая, существенно переработанная версия стандартов.

Больше всего подверглась изменениям первая часть стандартов – для внутренних систем гарантии качества. Она включает теперь десять стандартов вместо семи. Но главное не в их количестве, само содержание стандартов содержит основные принципы и направления развития Болонского процесса. Например, введены требования согласования образовательных программ вуза с национальной структурой квалификаций и соответственно европейской структурой. Выпуск студентов по программе должен сопровождаться автоматической выдачей европейского приложения к дипломам. Принцип студентоцентрированного обучения отражен в стандартах требованием активного участия студентов в «совместном построении учебного процесса», учета потребностей всех групп учащихся.

Во второй части стандартов более детально сформулированы требования к организации и проведению внешней экспертизы образовательных программ. Впервые среди прочих стейкхолдеров в стандартах прописано участие профессиональных сообществ в оценке качества образования. И более настоятельно – привлечение студентов и международных экспертов к внешней экспертизе и принятию решений. Особые требования – к отчету по экспертизе. Он должен содержать примеры хорошей практики и рекомендации и, кроме того, публиковаться полностью. Рекомендуется также подготовка и публикация сжатого отчета для более широкого ознакомления общественности с результатами экспертизы.

Требования к деятельности аккредитационных агентств в третьей части стандартов также более четко прописаны. По­прежнему основным остается требование к независимости агентства – организационной, функциональной и в принятии решения. А также требования к достаточному наличию материальных, финансовых и человеческих ресурсов, внутренней гарантии качества деятельности органи-зации и профессиональному поведению сотрудников. Необходима и регулярная публикация аналитических отчетов о развитии образования для их использования на инсти­туциональном, национальном и международном уровнях.

Новые стандарты обсуждались в течение двух лет во всех европейских структурах и официально приняты министрами образования стран­участниц Болонского процесса, в том числе и Россией. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов лично принимал участие в Ереванской конференции министров образования и состоявшемся там же Четвертом Болонском политическом форуме. Этот факт стал основанием для пересмотра стандартов аккредитации на заседании Национального аккредитационного совета.

Поступившие замечания и предложения членов совета по проекту обновленных стандартов, разработанных на основе европейских, и критериев, адаптированных и учитывающих национальный контекст, были проанализированы и систематизированы.

– Это не новые стандарты, это своего рода «апгрейд», то есть не принципиально новый документ, а то, с чем мы уже работали много лет, – отметил председатель совета Виктор Болотов. – Среди небольших замечаний – необходимость преамбулы к документу, корректировка формата и дублирования критериев в разных стандартах.

Более серьезные замечания к обновленным стандартам были высказаны ректором Самарской гуманитарной академии Натальей Ворониной:

– Мы не должны рекомендовать вузам создание специальных структур: например, по поддержке мобильности студентов или по мониторингу образовательных программ. Это могут быть функции, возложенные на уже действующие структуры.

Дискуссию вызвало предложение президента Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Николая Максимова:
– Мы совсем забыли о воспитании. Говорим об образовании и научной деятельности, но не упоминаем о воспитательной деятельности, это неправильно.

– Не следует измерять воспитанность наших студентов, нужно оценивать среду, содействующую развитию социальной адаптации и позитивной самодеятельности, – обобщил единодушное мнение участников заседания Виктор Болотов.

Итогом обсуждения обновленных стандартов стало предложение доработки проекта с целью его введения с января 2016 года в практику и разработка дополнительного документа о порядке принятия решения по новым десяти стандартам по мере накопления статистики выполнения стандартов.

Высокий уровень ведущих университетов

На заседании были рассмотрены материалы по аккредитации двух кластеров образовательных программ Новосибирского государственного технического университета и двух кластеров образовательных программ Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

Для САФУ это была довольно привычная процедура – университет уже в третий раз выводил свои программы на международную профессионально-­общественную аккредитацию. Требование реализации программы развития университета, а главное – польза, которую дает такая аккредитация (общение с российскими и зарубежными экспертами, представителями работодателей и студентов, их предложения и рекомендации), мотивируют к прохождению независимой внешней оценки качества образовательных программ. Эту пользу в полной мере отметил и Новосибирский государственный технический университет, впервые заявив на международную аккредитацию два непрофильных направления подготовки: экономику и социологию. А эксперты, в свою очередь, отметили высокую востребованность выпускников, несмотря на то, что эти классические программы дублируются в Новосибирском государственном университете.

– НГТУ – градообразующий университет, об этом говорили все выпускники и представители бизнеса и предприятий, – отметила Наталья Тихомирова, заместитель председателя экспертной комиссии, проводившей экспертизу кластера программ по экономике.
Члены аккредитационного совета согласились с выводами и предложениями экспертных комиссий и утвердили решение по аккредитации.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Электронное обучение. Проблемы и перспективы
Интеграция в процессах глобализации
Гильдия экспертов в сфере профессионального образования отметила юбилей
Как оценить компетенции?
APQN: система поощрений как признание репутации
QUALITY ASSURANCE: развитие на примере образовательных систем ведущих стран мира
Гарантия качества высшего образования
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ