Академическая мобильность как показатель эффективностиСегодня очевидно, что одной из ведущих тенденций, стремительно набирающих силу, является интернационализация высшего образования. В последнее время её процессы приобретают всё более реальный характер. Международное сотрудничество становится неотъемлемым видом деятельности Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова. Просмотров: 505
Международная орбита
Академическая мобильность как показатель эффективности деятельности вузаСегодня очевидно, что одной из ведущих тенденций, стремительно набирающих силу, является интернационализация высшего образования. В последнее время её процессы приобретают всё более реальный характер. Международное сотрудничество становится неотъемлемым видом деятельности Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова. Вуз выбирает векторБурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова – старейший вуз Бурятии, основанный в 1931 году, родоначальник высшего образования республики. Сегодня академия, ставшая одним из крупнейших сельскохозяйственных вузов Сибири и Дальнего Востока, представляет собой многопрофильный центр интеграции аграрного образования с 6 факультетами и 3 институтами, где учатся более 8 тыс. студентов. Вуз осуществляет подготовку по 30 специальностям и направлениям 8 укрупненных групп (ГОС), по 23 направлениям подготовки бакалавров, 7 направлениям подготовки магистров и 1 специальности 11 укрупненных групп (ФГОС). Основными задачами в области образовательной деятельности Бурятской ГСХА являются интернационализация образовательных программ, развитие международной мобильности обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, разработка и развитие совместных образовательных программ. Требование жизни
Становится все более явным, что национальные системы высшего образования не могут развиваться в стороне от глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда. Решая вопросы реформирования и развития высших школ отдельных стран, уже невозможно исходить из критериев национального уровня. В условиях глобализации и интернационализации экономики и бизнеса высшее образование столкнулось с проблемой подготовки специалистов, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Для её решения формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего, в гармонизации образовательных стандартов, учебных планов и специальностей разных стран мира. Развитие такой формы интернационализации невозможно без академической мобильности. Соответственно, в вузе создаются новые условия эффективной конкуренции и взаимодействия. Кроме того, для обучающихся становится возможным выбор индивидуальной учебной траектории, получение более качественных образовательных услуг. И, наконец, поскольку рынок труда становится международным, этот фактор способствует трудоустройству выпускников, а для преподавателей и ученых расширяется возможность сотрудничества в области науки и образования. Первые шаги
Академическая мобильность в Бурятской ГСХА предусматривает организацию совместных образовательных и исследовательских программ. Первый опыт международного сотрудничества приобретен ещё в 60-е годы прошлого века, когда были установлены тесные связи с Монгольским государственным сельскохозяйственным институтом. Это незабываемые годы совместных научных исследований, обмена преподавателями, обучения монгольских студентов, проведения общих спортивных и культурных мероприятий. Большую работу по развитию и расширению международных связей осуществляла кафедра иностранных языков. Так, в 90-е годы академия активизировала сотрудничество с вузами США, Китая, Франции, Швеции, Великобритании. Состоялись первые обмены преподавателями и студентами. Созданный в рамках совместного российскоамериканского проекта инновационный центр организовывал стажировку преподавателей, фермеров и сельских школьников в колледжах, университетах и фермерских хозяйствах США. С 1997 года академия активно включилась в реализацию российских фондов поддержки научных исследований, международных грантов фонда «Евразия», Всемирного банка, Глобального экологического фонда, программы ТАСИС Европейского Союза. Например, с 1998 по 2000 годы как один из вузовпартнеров участвовала в реализации проекта ТАСИС «Укрепление органов государственной власти в Байкальском регионе» в международном консорциуме со Швецией и Францией. Благодаря этому вуз расширил свою материальную базу, были разработаны 4 программы подготовки кадров муниципальной службы и учебные материалы, 7 преподавателей и сотрудников прошли стажировку за рубежом. В академии проведены 2 международных семинара для сельских предпринимателей и 2 экологические школы для молодых ученых Байкальского региона. Ученые академии выполнили 5 международных грантов на сумму более 145 тыс. долларов США по проекту Всемирного банка и Глобального экологического фонда «Сохранение биоразнообразия в бассейне озера Байкал». Вуз развивает интеграцию с научными, образовательными учреждениями и сельскохозяйственными организациями региона в рамках Байкальского аграрного академического комплекса. Планета знаний
В настоящее время индивидуальная мобильность реализуется в основном через участие профессорско-преподавательского состава и студентов в проектах программ Европейского Союза – «Темпус», «Эразмус Мундус» – «Партнерство», в международных летних школах, а также в программе Фулбрайта, финансируемой государственным департаментом США. Бурятская ГСХА является членом Ассоциации арктических университетов (UArctic) и Ассоциации европейских университетов наук о жизни (ICA). За последние пять лет профессорско-преподавательский состав и студенты академии приняли участие в 120 мероприятиях по основным направлениям международного сотрудничества, а за рубеж в рамках межуниверситетского сотрудничества было командировано 517 преподавателей, аспирантов и студентов. Большое внимание, несомненно, уделяется развитию студенческих обменов с зарубежными вузами. Следует отметить, что, несмотря на кризисную ситуацию, сегодня академия реализует 4 международных проекта:
В этих направлениях ведут активную работу вузы таких стран, как Австрия, Германия, Голландия, Испания, Италия, Казахстан, Молдова, Польша, Франция, Чехия, Швеция. За период реализации проекта «Эразмус Мундус» «Международная академическая сеть мобильности с Россией» 63 студента, аспиранта и сотрудника Бурятской ГСХА получали знания за пределами страны. Это количество оказалось оптимальным для академии, поскольку объективно отражало потенциал вуза на соответствующий период. Опыт реализации проекта позволяет сделать вывод, что мобильность обучающихся должна проходить при четкой организации и сопоставимости научно-образовательных процессов: учебных планов, технологий обучения и оценки знаний, интеграции исследовательского процесса в учебный, процедур признания результатов обучения в европейских вузах и в своем вузе, других компонентов. Хорошая языковая подготовка и высокая профессиональная компетенция участников международных программ определили качество и устойчивость результатов этой совместной деятельности. Академия была приглашена как партнер в 5 проектов «Темпус», 3 из которых реализуются в настоящее время. Участие в проектах «Темпус» позволило укрепить потенциал профессорско-преподавательского состава академии с помощью стажировки, летних школ, международных семинаров и конференций. Были разработаны такие новые учебные программы, как магистерская – «Органическое сельское хозяйство», программы бакалавриата по экологии, модули по устойчивому развитию сельских территорий и экологии для повышения квалификации специалистов сельского и лесного хозяйства, обновлены учебное оборудование и библиотечный фонд. Всего за последние десять лет академия приняла участие в 11 проектах «Темпус», в реализацию которых вовлечено более 200 преподавателей и обучающихся. Таким образом, академическую мобильность можно рассматривать как средство развития и обновления образовательных программ высшего образования России. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|