Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Живешь на селе – овладевай знаниями

Сельское хозяйство Российской Федерации – динамично развивающаяся отрасль, в которой происходит непрерывное обновление технологий и техники, внедрение инновационных разработок. Изменяющиеся условия труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника.

Просмотров: 947

Красноречивые цифры

Ю.Н. ЕГОРОВ, начальник отдела сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза РФ

Сельское хозяйство Российской Федерации – динамично развивающаяся отрасль, в которой происходит непрерывное обновление технологий и техники, внедрение инновационных разработок. Изменяющиеся условия труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника.

В настоящее время в сельскохозяйственных организациях России работает 322 895 руководящих работников и специалистов, что составляет 94,4 процента от потребности. При этом число вакантных должностей руководителей, по сравнению с 2012 годом, увеличилось с 0,3 до 0,8 процента, а количество вакантных должностей главных специалистов сократилось с 9,7 до 9,2 процента. Растет сменяемость руководящих работников и специалистов, ежегодно каждый десятый из них увольняется с работы.

Из 24 509 руководителей сельскохозяйственных организаций 16 609, или 68,3 процента, имеют высшее образование и 6 214 (25,5 процента) – среднее профессиональное. При этом 19,5 процента имеют экономическое или управленческое образование, 22,8 процента – непрофильное образование, 1,8 процента – ученую степень. Не имеют профессионального образования 1 502 (6,2 процента) руководителя, в 2012 году насчитывалось 1 812.

Высшее образование имеют 84 239 специалистов сельскохозяйственных организаций (45,8 процента), среднее специальное – 81 692 (44,4 процента). Главных специалистов с высшим образованием – 35 864 (63,1 процента), со средним специальным – 17 826 (31,4 процента). Наибольшая доля главных специалистов с высшим образованием среди главных экономистов (79,9 процента) и главных агрономов (75,4 процента), а наименьшая – среди главных инженеров (59,1 процента) и главных бухгалтеров (59,5 процента).

Объять необъятное

В современных условиях перестройки социальной структуры и формирования рынка труда возрастает роль переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса. Необходимость подстраиваться под изменяющиеся условия труда и прогрессирующие технологии также выдвигают новые требования – как к профессиональной компетентности специалистов, так и к области дополнительного профессионального образования кадров.

Система переподготовки и повышения квалификации служит важным содержательным, методическим и организационным звеном для построения эффективной системы профессиональной подготовки специалистов. Эта гибкая, быстро переналаживаемая, имеющая возможность использовать потенциал ученых и практиков среда и должна обеспечить трансферт инноваций в аграрную сферу.

Кроме того, необходимо учитывать, что большая часть руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций получила образование в иных политических и экономических условиях, в настоящее время их знания оказались недостаточными и не могут отвечать современным требованиям.

Образовательные учреждения высшего и среднего аграрного образования дают, как правило, своим выпускникам базовые знания, которые требуют развития, пополнения и постоянной адаптации к практическому производству, а значительной частью просто морально стареют и становятся неприемлемыми – и это закономерно. На смену приходят новые научно-технические разработки и практический опыт, над которыми работают ученые НИИ, вузов и практики. Именно они лучше всех знают тонкости всех инноваций, именно они могут научить молодых специалистов и работников-практиков АПК использованию этих разработок, то есть повысить их квалификацию.

Повышение квалификации в вузах ориентировано, как правило, не на потребности рынка, а на имеющихся в вузе преподавателей. Часто повышение квалификации понимают как повторение забытого вузовского курса или устранение дефектов и пробелов базового профессионального образования. Однако дополнительное образование должно связываться не с базовым образованием, а с осуществляемой деятельностью, и сформировавшаяся система ДПО в основном учитывает сложность и многообразие решаемых задач.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации в сфере АПК в 2013 году

Увеличить изображение

К слову о гибкости

Система дополнительного профессионального образования как сеть самостоятельных организаций создана приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР «О дальнейшем улучшении системы повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства» от 9 апреля 1966 года, № 161. В настоящее время она состоит из 22 учреждений дополнительного профессионального образования, среди которых 3 академии, 16 институтов, 1 школа и 2 центра. Здесь работают 1 362 штатных сотрудника.

В прошлом году в подведомственных Минсельхозу РФ образовательных учреждениях прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 27 316 руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, в том числе за счет средств федерального бюджета – 18 267 человек, на внебюджетной основе – 9 049.

В рамках государственного задания оказываются государственные услуги по профессиональной переподготовке (свыше 500 часов) и повышению квалификации (72 и 140 часов). На внебюджетной основе ведутся профессиональная переподготовка (свыше 250 часов) и повышение квалификации (свыше 16 часов), оказываются информационные и консультационные услуги, услуги по проведению ярмарок, выставок, аукционов, семинаров, осуществляется редакционно­-издательская и полиграфическая деятельность. В среднем на 1 рубль средств федерального бюджета учреждения ДПО заработали 1 рубль внебюджетных средств.

Для контроля качества образовательной деятельности, общественной аккредитации организаций и профессионально­общественной аккредитации образовательных программ создана система добровольной сертификации персонала агропромышленного комплекса, зарегистрированная в Едином реестре систем добровольной сертификации.

Всегда смотреть вперед

В целом перед системой дополнительного профобразования стоят три актуальные задачи:

  1. Разработать принципы и механизмы совершенствования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК в соответствии с потребностью инновационного развития отрасли и рынка труда.
  2. Гармонизировать имеющиеся методические и практические рекомендации и обучающие программы по повышению квалификации кадров.
  3. Разработать дополнительные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по современной тематике.

Для выполнения поставленных задач и достижения более полного удовлетворения запросов агропромышленного производства в квалифицированных кадрах необходимо:

  • создать систему мониторинга текущей и перспективной потребности в знаниях квалифицированных кадров АПК по профессиям и специальностям, совершенствовать на этой основе формирование государственных заданий учреждениям ДПО;
  • повысить уровень профессорско-преподавательских кадров, организовать их обучение и производственную стажировку в сельскохозяйственных организациях и на перерабатывающих предприятиях, внедривших инновационные технологии и достигших высоких результатов, в том числе в европейских странах, сформировать резерв руководящих кадров учреждений ДПО; привести структуру подготовки педагогических кадров в соответствие с потребностью;
  • создать на базе эффективно работающих по инновационным технологиям сельскохозяйственных организаций и предприятий перерабатывающей промышленности центры для практического обучения слушателей системы повышения квалификации;
  • сформировать районные (межрайонные) центры оценки кадрового потенциала АПК;
  • организовать в составе образовательных учреждений ДПО центры сельскохозяйственного консультирования;
  • увеличить объемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов в учреждениях ДПО всех уровней с учетом периодичности обучения и потребности агропромышленного комплекса;
  • провести анализ соответствия дополнительных образовательных программ необходимым знаниям и умениям, трудовым функциям соответствующих профессиональных стандартов.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ТГСХА: аграрный вуз с историей
Реформы аграрного образования
Специалисты Ростехнадзора повышали квалификацию на исследовательском реакторе ТПУ
Дополнительное профессиональное образование работников АПК
Дополнительное образование взрослых
ИГХТУ возглавит Экспертный совет по развитию дополнительного образования
Дополнительное профессиональное образование добивается равноправия
ДПО: частный случай большой проблемы
Информационно-консультационное сопровождение сельских товаропроизводителей
Дополнительное образование детей в ВятГСХА

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ