Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Живешь на селе – овладевай знаниями

Сельское хозяйство Российской Федерации – динамично развивающаяся отрасль, в которой происходит непрерывное обновление технологий и техники, внедрение инновационных разработок. Изменяющиеся условия труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника.

Просмотров: 833

Красноречивые цифры

Ю.Н. ЕГОРОВ, начальник отдела сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза РФ

Сельское хозяйство Российской Федерации – динамично развивающаяся отрасль, в которой происходит непрерывное обновление технологий и техники, внедрение инновационных разработок. Изменяющиеся условия труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника.

В настоящее время в сельскохозяйственных организациях России работает 322 895 руководящих работников и специалистов, что составляет 94,4 процента от потребности. При этом число вакантных должностей руководителей, по сравнению с 2012 годом, увеличилось с 0,3 до 0,8 процента, а количество вакантных должностей главных специалистов сократилось с 9,7 до 9,2 процента. Растет сменяемость руководящих работников и специалистов, ежегодно каждый десятый из них увольняется с работы.

Из 24 509 руководителей сельскохозяйственных организаций 16 609, или 68,3 процента, имеют высшее образование и 6 214 (25,5 процента) – среднее профессиональное. При этом 19,5 процента имеют экономическое или управленческое образование, 22,8 процента – непрофильное образование, 1,8 процента – ученую степень. Не имеют профессионального образования 1 502 (6,2 процента) руководителя, в 2012 году насчитывалось 1 812.

Высшее образование имеют 84 239 специалистов сельскохозяйственных организаций (45,8 процента), среднее специальное – 81 692 (44,4 процента). Главных специалистов с высшим образованием – 35 864 (63,1 процента), со средним специальным – 17 826 (31,4 процента). Наибольшая доля главных специалистов с высшим образованием среди главных экономистов (79,9 процента) и главных агрономов (75,4 процента), а наименьшая – среди главных инженеров (59,1 процента) и главных бухгалтеров (59,5 процента).

Объять необъятное

В современных условиях перестройки социальной структуры и формирования рынка труда возрастает роль переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса. Необходимость подстраиваться под изменяющиеся условия труда и прогрессирующие технологии также выдвигают новые требования – как к профессиональной компетентности специалистов, так и к области дополнительного профессионального образования кадров.

Система переподготовки и повышения квалификации служит важным содержательным, методическим и организационным звеном для построения эффективной системы профессиональной подготовки специалистов. Эта гибкая, быстро переналаживаемая, имеющая возможность использовать потенциал ученых и практиков среда и должна обеспечить трансферт инноваций в аграрную сферу.

Кроме того, необходимо учитывать, что большая часть руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций получила образование в иных политических и экономических условиях, в настоящее время их знания оказались недостаточными и не могут отвечать современным требованиям.

Образовательные учреждения высшего и среднего аграрного образования дают, как правило, своим выпускникам базовые знания, которые требуют развития, пополнения и постоянной адаптации к практическому производству, а значительной частью просто морально стареют и становятся неприемлемыми – и это закономерно. На смену приходят новые научно-технические разработки и практический опыт, над которыми работают ученые НИИ, вузов и практики. Именно они лучше всех знают тонкости всех инноваций, именно они могут научить молодых специалистов и работников-практиков АПК использованию этих разработок, то есть повысить их квалификацию.

Повышение квалификации в вузах ориентировано, как правило, не на потребности рынка, а на имеющихся в вузе преподавателей. Часто повышение квалификации понимают как повторение забытого вузовского курса или устранение дефектов и пробелов базового профессионального образования. Однако дополнительное образование должно связываться не с базовым образованием, а с осуществляемой деятельностью, и сформировавшаяся система ДПО в основном учитывает сложность и многообразие решаемых задач.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации в сфере АПК в 2013 году

Увеличить изображение

К слову о гибкости

Система дополнительного профессионального образования как сеть самостоятельных организаций создана приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР «О дальнейшем улучшении системы повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства» от 9 апреля 1966 года, № 161. В настоящее время она состоит из 22 учреждений дополнительного профессионального образования, среди которых 3 академии, 16 институтов, 1 школа и 2 центра. Здесь работают 1 362 штатных сотрудника.

В прошлом году в подведомственных Минсельхозу РФ образовательных учреждениях прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 27 316 руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, в том числе за счет средств федерального бюджета – 18 267 человек, на внебюджетной основе – 9 049.

В рамках государственного задания оказываются государственные услуги по профессиональной переподготовке (свыше 500 часов) и повышению квалификации (72 и 140 часов). На внебюджетной основе ведутся профессиональная переподготовка (свыше 250 часов) и повышение квалификации (свыше 16 часов), оказываются информационные и консультационные услуги, услуги по проведению ярмарок, выставок, аукционов, семинаров, осуществляется редакционно­-издательская и полиграфическая деятельность. В среднем на 1 рубль средств федерального бюджета учреждения ДПО заработали 1 рубль внебюджетных средств.

Для контроля качества образовательной деятельности, общественной аккредитации организаций и профессионально­общественной аккредитации образовательных программ создана система добровольной сертификации персонала агропромышленного комплекса, зарегистрированная в Едином реестре систем добровольной сертификации.

Всегда смотреть вперед

В целом перед системой дополнительного профобразования стоят три актуальные задачи:

  1. Разработать принципы и механизмы совершенствования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК в соответствии с потребностью инновационного развития отрасли и рынка труда.
  2. Гармонизировать имеющиеся методические и практические рекомендации и обучающие программы по повышению квалификации кадров.
  3. Разработать дополнительные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по современной тематике.

Для выполнения поставленных задач и достижения более полного удовлетворения запросов агропромышленного производства в квалифицированных кадрах необходимо:

  • создать систему мониторинга текущей и перспективной потребности в знаниях квалифицированных кадров АПК по профессиям и специальностям, совершенствовать на этой основе формирование государственных заданий учреждениям ДПО;
  • повысить уровень профессорско-преподавательских кадров, организовать их обучение и производственную стажировку в сельскохозяйственных организациях и на перерабатывающих предприятиях, внедривших инновационные технологии и достигших высоких результатов, в том числе в европейских странах, сформировать резерв руководящих кадров учреждений ДПО; привести структуру подготовки педагогических кадров в соответствие с потребностью;
  • создать на базе эффективно работающих по инновационным технологиям сельскохозяйственных организаций и предприятий перерабатывающей промышленности центры для практического обучения слушателей системы повышения квалификации;
  • сформировать районные (межрайонные) центры оценки кадрового потенциала АПК;
  • организовать в составе образовательных учреждений ДПО центры сельскохозяйственного консультирования;
  • увеличить объемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов в учреждениях ДПО всех уровней с учетом периодичности обучения и потребности агропромышленного комплекса;
  • провести анализ соответствия дополнительных образовательных программ необходимым знаниям и умениям, трудовым функциям соответствующих профессиональных стандартов.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аграрное образование, дополнительное профессиональное образование, приоритеты, ао-75

Похожие материалы:
Дополнительное образование взрослых
ТГСХА: аграрный вуз с историей
Реформы аграрного образования
Экспресс-форум: проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования
ДПО: частный случай большой проблемы
Дополнительное профессиональное образование добивается равноправия
Дополнительное образование детей в ВятГСХА
Дополнительное профессиональное образование работников АПК
Информационно-консультационное сопровождение сельских товаропроизводителей
Дополнительное образование – важный ресурс экономики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#110Мегионский политехнический колледж участвует в экономическом развитии региона и страны
#109ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы
#105Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России
#103Якутский технологический техникум сервиса реализует эффективную модель сетевого взаимодействия
#105Современный подход к системе управления и формированию организационной структуры колледжа
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ