Информационно-консультационное сопровождение сельских товаропроизводителейСтрана находится на пороге дальнейшей ускоренной интенсификации сельскохозяйственного производства. Система информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей становится важным фактором научной, финансовой и экономической поддержки АПК, размеры которой не ограничиваются условиями ВТО. Просмотров: 1319
Пусть подсказок будет больше!Совершенствование работы образовательных учреждений ДПО АПК по информационно-консультационному сопровождению сельских товаропроизводителей
Страна находится на пороге дальнейшей ускоренной интенсификации сельскохозяйственного производства. Обусловлено это многими обстоятельствами, в том числе и необходимостью обеспечения устойчивой продовольственной безопасности России в связи с вводимыми санкциями США и ЕЭС. Необходимо значительно усилить помощь отечественным товаропроизводителям по всем возможным направлениям, в том числе и за счет усиления информационно-консультационного обеспечения организаций агропромышленного комплекса. Крупные хозяйства могут позволить себе иметь специалистов по всем основным направлениям производства. Но и они нуждаются в постоянном информационном и консультационном сопровождении по новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и практики, поскольку, работая в хозяйстве, невозможно постоянно следить за всеми аспектами научно-технического прогресса. Тем более в такой помощи нуждаются средние, мелкие хозяйства, фермеры, работники личных подсобных хозяйств. Система информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей становится важным фактором научной, финансовой и экономической поддержки АПК, размеры которой не ограничиваются условиями ВТО. К настоящему времени в отрасли сложилась разветвленная система сельскохозяйственного консультирования (ИКС). Информационно-консультационные центры АПК имеются во всех субъектах Российской Федерации. В их числе 23 государственных (автономных) учреждения, 4 государственных (казенных, унитарных) предприятия, 9 центров при вузах, 14 центров при образовательных учреждениях ДПО, 17 фермерских консультационных образований, 4 некоммерческие организации (фонды, партнерства и другие), 2 коммерческие организации, 3 подразделения при органах управления АПК. В ближайшие годы должны получить дальнейшее развитие все формы информационно-консультационной службы, прежде всего на базе образовательных учреждений ДПО и подразделений ДПО аграрных вузов, которые ближе всего стоят к системе сельскохозяйственного консультирования. Значительного усиления консультационной направленности в деятельности образовательных учреждений ДПО потребовал и Минсельхоз РФ. При подготовке новых уставов всем образовательным учреждениям ДПО министерством предложено включить в их наименования слова «консалтинг» или «консультационное обеспечение». Так, например, Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса может быть назван ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса и консалтинга» или «Татарский институт кадрового и консультационного обеспечения агропромышленного производства». Могут быть, конечно, и другие варианты названия с включением указанных ключевых слов. Переименование учреждений ДПО должно сопровождаться и изменениями в их практической работе. В вузах и учреждениях ДПО целесообразно создать специализированные подразделения – консультационные центры, укомплектовать их для начала хотя бы пятью-семью высококвалифицированными специалистами – чтобы консультационной деятельностью занимались не только преподаватели. В уставы образовательных учреждений ДПО АПК и в положения соответствующих подразделений сельскохозяйственных вузов в раздел «Основные задачи» необходимо включить следующие положения:
Во исполнение возложенных задач учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности за счет средств федерального бюджета:
Учреждение в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности:
Можно ввести в устав специальный раздел «Организация предоставления консультационных услуг», включив в него соответствующие пункты.
Следует внести соответствующие изменения и в некоторые локальные акты образовательных учреждений (подразделений вузов) дополнительного профессионального образования АПК. В частности, в большинстве их определено следующее распределение годовой педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава (1440 часов):
В связи с необходимостью усиления консультационной деятельности целесообразно несколько снизить учебно-методическую и учебно-организационную нагрузку, увеличив за счет этого консультационную часть. В новых условиях распределение годовой педагогической нагрузки целесообразно определять примерно в следующих размерах:
Таким образом, консультационную работу можно и нужно увеличить примерно в три раза. Сделать это надо, для того чтобы преподаватели могли больше внимания уделять консультационной деятельности в счет педагогической нагрузки, то есть чтобы консультирование специалистов стало, наряду с учебной и методической работой, важным направлением деятельности профессорско-преподавательского состава [1]. В государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в приложении № 5 предусмотрено выделение бюджетных средств на профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, а также оказание консультационных и информационных услуг. Таким образом, государством на текущий год на консультационные услуги предусмотрено 72,8 млн. рублей и на информационные услуги – 169,9 млн. рублей [2]. Конечно, эти деньги выделяются Минсельхозом РФ прежде всего тем учреждениям, которые эффективно занимаются этой деятельностью уже не один год. Программой запланировано, что средства на эти цели будут направляться и в последующие годы. Образовательные учреждения, организующие практическую работу по сельскохозяйственному консультированию, смогут обращаться в министерство с просьбой об установлении им государственного задания, помимо обучения, и на информационно-консультационные услуги с соответствующим бюджетным финансированием. Консультационную деятельность образовательные учреждения (подразделения вузов) ДПО должны вести и на хозрасчетных условиях. Количество договоров с товаропроизводителями и их объемы будут одним из значимых показателей их работы [3]. ПРИЛОЖЕНИЕ №5 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы
Очень важно правильно оформлять консультационную деятельность в образовательных учреждениях. Работа преподавателей в рамках педагогической нагрузки, включая и консультирование слушателей, должна записываться в журналах учета консультационной работы преподавателей, которые необходимо вести на кафедрах и в других подразделениях образовательного учреждения, с указанием даты и продолжительности консультации и росписью специалиста, получившего консультацию, или указанием, что консультация была осуществлена по телефону. Письменные консультации должны фиксироваться в этих же журналах с приложением копий отправленных документов. Консультации на хоздоговорной основе оформляются актом выполненной работы. Методическое обеспечение по усилению консультационной деятельности образовательных учреждений Минсельхозом России возложено на Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса, образованный на базе существовавшего раннее Учебно-методического центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК. В его уставе в связи с этим предусмотрено, что центр осуществляет методическое и консультационное сопровождение работы образовательных учреждений (подразделений вузов) дополнительного профессионального образования, проводит по заданию Минсельхоза России мониторинг их деятельности и анализ отчетов о результатах ежегодного самообследования, рассматривает на учебно-методическом объединении и представляет на утверждение научно-технического совета Минсельхоза России примерные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по основным проблемам развития агропромышленного комплекса, проводит обучение (семинары, конференции) руководящего состава, заведующих подразделениями, преподавателей и консультантов. Центр будет информировать образовательные учреждения (подразделения вузов) ДПО АПК о всех новых законодательных и правовых актах по проблемам дополнительного профессионального образования и консультационной деятельности, принимать участие в подготовке и обсуждении новых нормативных правовых документов, обобщать и распространять опыт работы образовательных и консультационных организаций. Сотрудники центра всегда готовы оказать любую возможную помощь образовательным учреждениям (подразделениям вузов) ДПО АПК в совершенствовании их образовательной и консультационной деятельности. Усиление консультационной деятельности аграрных образовательных учреждений (подразделений вузов) дополнительного профессионального образования является важным направлением научной и финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, не противоречащей нормам ВТО. Это будет способствовать освоению сельскохозяйственными организациями достижений научно-технического прогресса, лучшего отечественного и зарубежного опыта, что, безусловно, положительно скажется на результатах производства и обеспечит укрепление продовольственной безопасности страны.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|