Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инженерное образование: механизм подготовки требует ремонта

В Томске состоялась общероссийская научно-практическая конференция «Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации». Участниками конференции было предложено сформировать комплексную программу новой индустриализации России и придать ей статус федерального закона.

Просмотров: 4393

В декабре 2012 года в Томске прошла общероссийская научно-практическая конференция «Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации».

Инженер – это звучит?

Отношение работодателей к труду инженера меняется на глазах. Если прежде статус этой профессии сопровождал синоним «бессребреник», то в настоящее время оклады начинающих инженеров порой составляют 30-40 тыс. рублей, а нужных специалистов, особенно конструкторов, производственники готовы искать днем с огнем. Сегодня инженерно-технические направления остаются самыми востребованными и для иностранных студентов, обучающихся в России.

Но нерешенных проблем остается немало. Об этом на профильной конференции в Томске ёмко высказался заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Кресс:

– Отечественное инженерное дело находится в системном кризисе. Так считают 28 процентов экспертов Ассоциации инженерного образования России, 30 процентов полагают, что оно в критическом состоянии, и 27 процентов относят его к состоянию стагнации.

Это находит подтверждение и при анализе структуры российского экспорта: доля машин, оборудования и технологий в нём, по различным оценкам, составляет от 2,9 до 5 процентов. Для сравнения, в США этот сектор составляет 37 процентов, в Японии – 42 процента.

Глобальными вызовами для инженерного образования стали вступление России в ВТО и Болонский процесс, отсутствие общих требований к квалификации специалистов, противоречия между требованиями работодателей и системой подготовки, стареющая материальная и кадровая база вузов и небольшое число предприятий, оснащенных современным оборудованием.

Действительно, несмотря на значительный выпуск специалистов и возросший спрос на инженерные специальности, производственников зачастую не устраивает недостаток опыта или направление подготовки инженера. Получается, в институте молодого человека учили одному, а на практике от него требуется иное. В конечном счете проблема возникла из-за того, что в стране десятилетиями отсутствовала взаимосвязь между системой образования и рынком труда.

Сенатор предложил разработать национальную доктрину инженерного образования России, создать в стране признанную международным сообществом сертификацию инженерных квалификаций и учредить Национальный регистр специалистов, поднять престиж этой категории работников, развивать систему элитного технического образования, стимулировать продвижение «от идеи до продукции» на внутреннем и внешнем рынке, а также принять закон об инженерной деятельности.

Производству нужны генераторы

Как отметил президент АИОР Юрий Похолков, толчком к проведению конференции стали накопившиеся проблемы в сфере инженерного образования. Российские вузы, как правило, строят свою работу так, чтобы выпускники получили знания в области естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, алгоритмов проектирования и технологий. Работодатели хотят видеть у инженеров и другие качества: способность эффективно решать производственные задачи, умение работать в команде, знание бизнес-среды, свободное владение иностранным языком, способность генерировать и презентовать идеи. Выступающий подчеркнул, что хотя европейские эксперты, знакомые с результатами работы наших лучших специалистов за рубежом, оценивают качество подготовки российских инженеров на «отлично», отечественные – дают оценку «удовлетворительно» или даже считают его низким.

– Противоречие заключается в том, что подготовка специалистов в России не соответствует требованиям, которые должны были бы предъявляться лидерами производства. Этим предприятиям нужны инженеры, позволяющие победить в конкурентной борьбе на мировом рынке. А для нашей промышленности, низкой, они хорошие. Мы хорошо учим инженеров для прошлого, а надо готовить их для будущего, – признал Юрий Похолков.

Организация опережающего инженерного образования должна получить два основных направления: формирование технически образованной нации и создание научно-технической элиты общества. Если первое подразумевает подготовку широких слоев населения к грамотному использованию постоянно меняющихся технических устройств, то элитарное обучение нацелено на выпуск специалистов с исключительными профессиональными компетенциями, способных генерировать инженерные идеи. Схема реализации такова: при всеобщем среднем образовании 70-80 процентов выпускников школы получают высшее образование, из них 40-50 процентов – высшее техническое, и лишь только один из десяти инженеров войдет в техническую элиту.

Основные проблемы инженерной подготовки, с педагогической точки зрения, выделил ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета Пётр Чубик: массовизация ВПО, низкий конкурс при поступлении в инженерные вузы и, соответственно, недостаточный запас знаний абитуриентов. Чтобы избежать девальвации диплома о высшем образовании, необходимо произвести мониторинг и оптимизацию сети вузов, развивать прикладной бакалавриат и СПО, произвести унификацию нормативно-подушевого финансирования бюджетных и платных студентов, установить пороговый балл ЕГЭ по профильному предмету на уровне 50-55 баллов. Для повышения конкурса в инженерные вузы следует увеличить стипендии студентам и аспирантам, обучающимся по приоритетным направлениям, создать при ведущих инженерных вузах лицеи-интернаты для довузовской подготовки школьников по профильным предметам и сократить контрольные цифры приема на технические специальности.

Гарантией качества подготовки инженеров должны стать общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, сертификация и регистрация профессиональных инженеров. Система сертификации позволит сохранить термин «инженер» в условиях перехода высшей школы на уровневую подготовку, повысит международный престиж, конкурентоспособность и мобильность российских инженеров.

Ректор Московского государственного технического университета МИРЭА Александр Сигов обозначил пробелы системы образования, вызванные недостаточной связью с работодателями, отсутствием периодического подтверждения квалификации выпускника и связи между различными уровнями профессионального образования.

Конвертирование диплома

Один из ведущих мировых экспертов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии, заместитель председателя Вашингтонского соглашения (Washington Accord), профессор Национального университета Тайваня Эндрю Во в выступлении на конференции отметил, что за последние несколько лет Россия совершила колоссальный прорыв в области инженерной подготовки:

– Доказательством является деятельность Ассоциации инженерного образования России, которая в июне 2012 года стала пятнадцатым членом Вашингтонского соглашения. Безусловно, это поможет России войти в международное сообщество, принять критерии, необходимые для оценки качества инженерного образования, что очень важно при подготовке инженеров, конкурентоспособных на международном рынке труда.

Благодаря вхождению АОИР в Washington Accord образовательные программы подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологий в российских вузах, аккредитованные АОИР, получат международное признание, а дипломы выпускников будут признаны во всем мире.

Тему продолжил проректор по образовательной и международной деятельности Томского политехнического университета, председатель аккредитационного совета АИОР Александр Чучалин:

– В соответствии со стандартами Вашингтонского соглашения одним из критериев качества образовательных программ является требование подготовки выпускников к комплексной инженерной деятельности. Эксперты этой организации на основе анализа нормативной базы, посещения ряда российских вузов и изучения аккредитируемых АИОР образовательных программ, их материального и методического обеспечения, оценки результатов реализации и изучения профессиональной карьеры выпускников сделали вывод, что международным стандартам отвечают требования к программам подготовки специалистов, соответствующие ГОС-2.

Переход на двухуровневую систему требует в ближайшем будущем разработки образовательных программ, обеспечивающих подготовку бакалавров к комплексной инженерной деятельности. Упрощает ситуацию то, что требования ФГОС к подготовке бакалавров стали более ориентированными на практику, по сравнению с предыдущими стандартами, а программы бакалавриата по содержанию приближаются к программам специалитета. Сравнительный анализ структуры образовательных программ и требований ФГОС к результатам обучения бакалавров и специалистов показывает, что требования в части гуманитарных и социально-экономических знаний, а также естественно-научной и математической подготовки для них практически одинаковы, а в профессиональной подготовке и в практике для специалитета они выше на 10-50 кредитов ECTS.

Участники конференции приняли рекомендации, в перечень которых входит предложение сформировать комплексную программу новой индустриализации России и придать ей статус федерального закона. Это позволит создать национальную доктрину инженерного образования, обеспечивающую опережающую целевую поддотовку инженеров.

Федеральному Собранию РФ предложено разработать и принять закон об инженерной профессии в России.

Минобрнауки РФ рекомендовано сформировать перечень направлений и специальностей подготовки специалистов в области техники и технологий с учетом потребностей новой индустриализации, рассмотреть вопрос о введении двенадцатилетнего среднего образования, а также разработать правовой статус и юридическую форму объединения вузов и научных организаций без потери юридического лица каждого учредителя.

При подготовке материала использованы данные сайта www.AEER.ru

P.S. Редакция приглашает читателей, представителей различных учреждений, организаций и структур присоединиться к дискуссии по проблемам инженерного образования на страницах журнала. С интересом готовы рассмотреть ваши мнения и материалы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Гарантия качества высшего образования
Развитие инженерного образования и его роль в модернизации
Современное инженерное образование: проблемы модернизации
Инженер – автор модернизации страны
Качество образования зависит не от статуса вуза
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Форум членов ENQA

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Alex Незарегистрированный пользователь
Для усиления связи с производством при подготовке инженеров необходимо руководствоваться интересами производства. Для этого вся теоретическая часть подготовки должна быть подчинена практической её части. Как указано в предисловии к HUTTE металлургическому изд. 1926г. "чистой науке необходимо уделять место настолько, насколько это необходимо для производства. Иначе обстоит с хозяйством, ибо хозяйственные условия образуют основы для технических возможностей"."Мы хорошо учим инженеров для прошлого, а надо готовить их для будущего, – признал Юрий Похолков". Нет, не учите вы их хорошо для прошлого. Чтобы учить хорошо для прошлого, нужно учить так, как в учили в прошлом, а вы - не те преподаватели, которые могут это сделать, ибо те - уже в могиле. Учите инженеров по 5 - ти томнику HUTTE 1933 - 1939гг, тогда будет результат. Вы сделали слишком большой упор на вопрос "как?" не ответив на вопрос "что?". У вас уже нет нормальных инженеров (по сравнению с царской Россией и предвоеннным СССР),а дальше будет ещё хуже, если за ум не возьмётесь.

Инженер - конструктор, стаж работы 30 лет.

2021-07-10 12:31:21 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ