Инженер – автор модернизации страныВ Московском государственном строительном университете состоялись парламентские слушания на тему «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации». В обсуждении проблемы приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы РФ, руководители федеральных министерств и ведомств. Просмотров: 2499
В конце февраля в Московском государственном строительном университете состоялись парламентские слушания на тему «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации». В обсуждении проблемы приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы РФ, руководители федеральных министерств и ведомств, представители органов исполнительной и законодательной власти 19 регионов, ректоры 72 вузов инженерно-технического профиля и директора 15 колледжей России, педагогическая общественность и объединения работодателей. Инженер на распутье
Открывая слушания, председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко обозначила основные векторы проблематики: – Сегодня можно с удовлетворением отметить, что вопросы инженерного образования снова вернулись в сферу государственного и общественного внимания. Главное богатство страны – ее интеллектуальный потенциал, и именно благодаря ему мы сможем быть реально конкурентоспособным государством. Поэтому инвестиции в человека, его квалификацию становятся важнейшим источником экономического роста России, а задача кадрового обеспечения выходит на первый план. Глава верхней палаты парламента подчеркнула, что сегодня в стратегии экономического развития страны до 2020 года и на дальнейшую перспективу акцент сделан на модернизацию. К 2016 году в стране будет создано не менее 30 современных технопарков, а затраты на исследования и разработки составят около 2 процентов валового внутреннего продукта России. – У нас до сих пор нет масштабной, четко сформулированной комплексной стратегии развития инженерного образования, – выделила болевые точки Валентина Матвиенко. – Для повышения качества подготовки инженерно-технических кадров необходимо развивать интеграцию образования и бизнеса. Еще в 2007 году был принят федеральный закон, призванный обеспечить участие работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. Прошло пять лет, а закон работает далеко не в полной мере. Среди других важнейших вопросов сенатор назвала отсутствие системы прогнозирования потребности в кадрах, недостаточное развитие целевой контрактной формы подготовки специалистов. Если в отношении молодых специалистов, занятых в социальной сфере – прежде всего, в образовании и медицине, – государство в последнее время приняло меры по их закреплению путем существенного повышения заработной платы, предоставления жилья и иных социальных льгот, то выпускникам-инженерам уделяется мало внимания. Кроме того, стоит возродить систему кружков и школ технического творчества, способствовавшую в недалеком прошлом привлечению молодежи к технической деятельности. Крепить бронюПредседатель Комитета Госдумы РФ по образованию Александр Дегтярёв заострил внимание на одном из ключевых направлений – подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса. – С 2011 года изменился порядок реализации государственного плана подготовки инженерных кадров и научных работников для организаций оборонно-промышленного комплекса. В частности, необходимо заключение договоров между вузами и органами власти. Необходимо выдать абитуриентам направления на целевой прием от предприятий оборонно-промышленного комплекса в вузы и обязательно заключить договоры на подготовку кадров между вузами и предприятиями ОПК. В результате изменились контрольные цифры целевого приема, что привело к увеличению числа вузов, ведущих подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса, с 55 до 120. При этом среди них оказались непрофильные учебные заведения, которые раньше никогда не занимались этой деятельностью, в том числе педагогические, лингвистические, экономические, вузы дизайна и прочие. Это вылилось в существенное снижение контрольных цифр целевого приема в вузах, традиционно готовящих кадры для оборонно-промышленного комплекса. Для ряда вузов задание государственного плана в рамках целевой подготовки специалистов было сформировано впервые и ориентировано на малую численность студентов, что в свою очередь влечет дополнительные финансовые расходы. Александр Дегтярёв предложил предусмотреть отсрочку от призыва на военную службу для специалистов предприятий оборонно-промышленного комплекса. Валентина Матвиенко проинформировала участников публичных слушаний, что в соответствии с решением военно-промышленной комиссии идет работа над программой подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Важность этого вопроса заключается не только в обеспечении безопасности страны, но и в общем технологическом обновлении экономики Российской Федерации. Жизнь и кошелек
О том, что определенная работа по развитию инженерного образования уже ведется, прозвучало в выступлении заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова. Так, за последние годы национальным исследовательским университетам было выделено около 35 млрд. рублей. – Финансирование при подготовке инженеров, – проинформировал заместитель министра, – в два раза превышает базовые нормативы финансовой поддержки других направлений. Были увеличены контрольные цифры приема студентов для подготовки специалистов информационных и других современных технологий. По президентской программе повышения квалификации инженерных кадров 5 тыс. человек прошли российскую или зарубежную стажировку, и надеемся, что они свои знания и опыт будут передавать студентам. – Государственное финансирование, – продолжил тему аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов, – очень значительно. На поддержку российских вузов по всем направлениям из федерального бюджета дополнительно направлено в 2011 году 34,2 млрд. рублей, в 2012 году – 33,6 млрд., на 2013 год запланировано 36,7 млрд. Частно-государственное партнерство пока недостаточно развито, но дает первые положительные результаты. На реализацию президентской программы, о которой шла речь, в 2012 году было израсходовано 196,9 млн. рублей, при этом со стороны реального сектора экономики направлено 149,3 млн., что значительно больше отведенной пятидесятипроцентной нормы. О необходимости создания эффективных форм взаимодействия системы профессионального образования и бизнеса говорится давно, но сегодня лишь в трех отраслях экономики – в металлургии, строительстве и на железнодорожном транспорте – профобразование не стало пасынком. Только укрепление связи вузов с работодателями не является всеобщей панацеей. – В России, в отличие от общемировых тенденций, мала доля практикоориентированных технологий обучения и преобладает классно-урочная система. Но если мы будем готовить инженеров вместе с отечественными промышленными компаниями, – попытался заглянуть в будущее президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков, – это не даст хорошего результата. Необходимо вести подготовку инженеров совместно с передовыми предприятиями, а не с заводами и фабриками, на которых 90 процентов оборудования было установлено в 70-е годы. – Сегодня отчетливо видна низкая конкурентоспособность отечественного инженерного продукта на внутреннем и мировом рынках, – продолжил президент Ассоциации, – и отечественные потребительские продукты высокотехнологичного уровня в России постепенно заменяются на импортные. Выход из проблемной ситуации в стране зависит не только от вузов, но и от бизнеса и власти, от того, какие инвестиции направляют предприятия в инженерное дело и как власть стимулирует поступление этих инвестиций. К вопросу о финансировании обратился и ректор Московского государственного строительного университета Валерий Теличенко: – Сегодня в строительстве нет государственных организаций, только частные или акционерные, и они с удовольствием потребляют продукцию, которую дают вузы, считая при этом, что можно участвовать или не участвовать в образовании. Во многих европейских университетах бюджет на 30 процентов состоит из государственного финансирования, 30 процентов поступают благодаря деятельности вуза и такие же средства вливаются за счет работодателей, отрасли, фондов, общественных организаций и так далее. В России же бюджет вуза процентов на 60 состоит из средств государства, на 40 – за счет собственной активности вуза, и почти нулевой процент – вклад отрасли. Государство не может взять на себя все расходы по образованию, такого нигде нет. Необходимо, чтобы работодатели участвовали в этом процессе не на добровольной, а на четкой правовой основе. Физика: не до лирики
Особое беспокойство ректоров университетов вызывает факт, что в вузы приходят студенты, не знающие физики. – Два года назад только 23 процента школьников пожелали в рамках ЕГЭ сдать экзамен по физике, – раскрыл статистику президент АИОР Юрий Похолков. – Единый экзамен по этому предмету не вводится и сегодня, поэтому нетрудно представить, что произойдет с инженерным образованием, если ситуация не изменится. Ректор Московского энергетического университета Сергей Серебрянников взглянул на проблему шире: – Единый государственный экзамен должен быть действительно единым, и школьникам в равной степени нужно пройти проверку знаний по другим предметам: и по биологии, и по обществознанию. Сегодня мы, энергетики, вынуждены учить студентов младших курсов синусам и косинусам, а завтра придет абитуриент, не знающий химии и биологии, а его нужно обучить экологическим проблемам. В одиннадцатом классе всесторонние знания сегодня никто уже не получает: все учат только то, что нужно для сдачи экзаменов. Поэтому необходима единая система, позволяющая вести отбор хороших студентов в целом, а не знатоков в области русского языка или физики. СПО ждет переменНыне 60-80 процентов в структуре производительных сил реального сектора экономики составляют рабочие и специалисты технического профиля. Почти 4 млн. будущих рабочих и технических специалистов учатся в 5 тыс. учебных заведений, и от качества подготовки этих кадров зависит решение многих инновационных проблем.
– Сегодня меняется формат профессионального образования, – выразил озабоченность президент Союза директоров ссузов РФ Виктор Дёмин. – Основная часть учебных заведений уже находится под юрисдикцией регионов, а с 1 сентября фактически вводится режим общедоступного получения молодежью профессионального образования. В этих условиях возникает вопрос: каким быть обновленному профобразованию в России? И, к сожалению, имеются тревожные симптомы. Прежде всего это попытки заменить его профессиональной подготовкой или СПО объединить с системой высшего образования. – Видится необходимость решения несколько приоритетных задач, – продолжил Виктор Дёмин. – Во-первых, к середине 2013 года Минобрнауки РФ готовит стратегию современного развития профессионального образования. Её принятие должно носить межведомственный характер. Во-вторых, необходимо законодательно поддержать решение проблемы софинансирования. Бизнес порой готов вкладывать средства в систему профобразования, однако несовершенство ряда механизмов не позволяет это делать. Например, чтобы передать дорогостоящий станок, работодатель должен заплатить три вида налогов, и столько же налогов должно уплатить образовательное учреждение. Это только один маленький пример.
В высшей школе финансирование подготовки кадров по техническим профилям в два раза выше, чем по другим направлениям. В системе НПО и СПО фактически нет никакой нормы, которая бы отдавала приоритет этому направлению. Не получила законодательной поддержки целевая контрактная подготовка, в которой заинтересованы и работодатель, и учреждение профессионального образования. Нуждается в пересмотре и оптимизации не менявшийся Прежде до 60 процентов учебного времени отводилось обучению на рабочих местах, но сейчас в ряде учебных заведений практика переходит в виртуальный режим, поскольку работодателю организация практического обучения становится экономически невыгодной. – Нам представляется целесообразным, – предложил Виктор Дёмин, – вернуться к национальному проекту поддержки учреждений профессионального образования. Это позволит закрепить и развить те 300-400 ресурсных центров, которые равномерно расположены на территории России, и создать центры профессионального обучения. По пути обучения в подобных ресурсных центрах фактически идет весь мир. – И, наконец, назрела необходимость принятия национальной программы «Педагогические и управленческие кадры профессионального образования». Сегодня средний возраст преподавателей – 55 лет, руководителей – 57 лет, а мастеров производственного обучения – 60. Кадровый потенциал требует серьезного обновления: он в основном формировался из числа специалистов предприятий, но в условиях, когда заработная плата в профобразовании в три-четыре раза ниже, чем в реальном секторе экономики, рассчитывать на обновление кадрового потенциала, а значит, и на качественные изменения в профшколе в ближайшее время будет сложно. И срок, определивший повышение зарплаты в системе профобразования к 2018 году, еще на пять-десять лет отодвинет решение этой проблемы. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|