Обсуждение развития российского инженерного образованияНе менее трети российских студентов выбирают инженерные направления подготовки, и специалисты ожидают прирост числа желающих получить высшее техническое образование в ближайшие годы. Министерство образования и науки Российской Федерации уже увеличило контрольные цифры приема будущих инженеров примерно на 6 %, учитывая потребности отраслей и регионов. Просмотров: 1553
Не менее трети российских студентов выбирают инженерные направления подготовки, и специалисты ожидают прирост числа желающих получить высшее техническое образование в ближайшие годы. Министерство образования и науки Российской Федерации уже увеличило контрольные цифры приема будущих инженеров примерно на 6 %, учитывая потребности отраслей и регионов. Тем не менее, представители власти, бизнеса и промышленности отмечают, что необходимой остается подготовка по-настоящему востребованных работодателями инженеров в нужном объеме и в сжатые сроки. Об актуальности планомерной работы в школах и проведении мероприятий по повышению престижности инженерной профессии говорили участники панельной дискуссии «Ренессанс инженерного образования. От слов к делу», которая состоялась 11 июля 2013 года на международной промышленной выставке Иннопром-2013. По мнению участников дискуссии, необходимо выработать четкое понимание того, какими именно компетенциями должен обладать современный российский инженер. Организаторами события выступили Уральский федеральный университет, министерство образования и науки РФ и правительство Свердловской области. В дискуссии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, промышленных предприятий и организаций, университетов, агентства стратегических инициатив, торгово-промышленных палат и учреждений профессионального образования Уральского федерального округа.По словам ректора УрФУ Виктора Кокшарова, сегодня только четверть всех выпускников школ сдают экзамен по физике. «Мы должны повысить престиж профессии инженера. Нужно стараться на всех фронтах вести активную работу по выявлению талантливой молодежи, проводить инженерные школы. Тогда не будет и больших проблем с подготовкой инженерных кадров для предприятий и организаций. Без этого мы не сможем провести столь нужную сегодня реиндустриализацию региона. Это важнейшая проблема не только для России, но и для всех промышленно развитых стран мира», — заявил Виктор Кокшаров. Модератор дискуссии директор департамента государственной политики в сфере высшего образования минобрнауки России Александр Соболев в ходе своего выступления рассказал об основных направлениях работы министерства в области модернизации российского образования. В частности, в этом году планируется обеспечить уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава в российских вузах в размере 110 % от среднего уровня зарплаты в конкретном субъекте федерации. К 2018 году должен быть достигнут уровень уже двукратного превышения. Большое внимание Александр Соболев уделил «развилкам», которые есть сегодня в процессе реформирования системы российского образования. И оттого, насколько удачно на таких «развилках» будет сделан выбор, во многом зависит будущее России.Так, актуальным является вопрос, какими именно знаниями и навыками должен обладать выпускник вуза, чтобы быть востребованным российскими предприятиями и суметь реализовать свои способности. И здесь у экспертного сообщества нет единства мнений. «Как известно, классическое российское инженерное образование подразумевает подготовку специалиста на конкретное рабочее место. Однако, есть и альтернативная точка зрения, которая подразумевает встраивание в мировые цепочки производственной деятельности. Основную роль в таких мировых цепочках играют так называемые системные интеграторы. Инженерное образование в будущем должно быть построено на системном подходе, на идеологии жизненного цикла сложных технических систем. А это, в свою очередь, подразумевает получение широкого спектра компетенций, который позволит людям без проблем встраиваться в мировые цепочки прибавочной стоимости. Соответственно, это совсем другая парадигма инженерного образования», — отметил директор департамента минобрнауки. В любом случае, считают эксперты, модель развития российского инженерного образования должна учитывать обязательное максимально тесное взаимодействие вузов с работодателями. Вопрос только в масштабе такого взаимодействия. И здесь знаковым можно считать совместный проект Уральского федерального университета и корпорации УГМК по созданию Технического университета в Верхней Пышме. В ходе дискуссии участники не раз возвращались к теме необходимости повышения престижности инженерных специальностей. Высказывались мнения о важности такой работы, начиная со школы: важно учить школьников самостоятельно мыслить и развивать их способности к инженерному делу.По итогам дискуссии «Ренессанс инженерного образования. От слов к делу» был озвучен проект конкретных рекомендаций, которые после учета всех замечаний и предложений будут рассмотрены на ближайшем совете по науке и образованию при президенте. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|