Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инженер будет квалифицированнее и компетентнее

В мае 2012 года в стране была утверждена Президент­ская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012- 2014 годы, нацеленная на повышение качества работников высшего и среднего звена технического профиля. Документ связан с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики страны.

Просмотров: 839

На это нацелена президентская программа повышения квалификации инженерных кадров

Исследователи считают, что индустриальные компании могут удерживать собственную конкурентоспособность двумя способами. Первый – оптимизируя внутренние производственные, управленческие и организационные процессы, консолидируя рынки. Второй – осуществляя принципиальное технологическое обновление, разрабатывая и продвигая инновационные продукты.

Оптимизировать до бесконечности вряд ли возможно, тогда как для разработки нового – технологий, технических средств, систем, материалов, сред – границ и пределов нет. Инженер – одна из ключевых фигур в этом вечном движении вперед. Он придумывает, проектирует, изобретает все, что в комплексе позволяет предприятию и экономике перейти к новому качеству и выйти в авангард мировых рынков.

Наверное, можно поспорить, обсуждая вопрос, достаточно ли в России инженеров. Но когда речь заходит о квалификации, двух мнений быть не может. Экономика меняется: отраслевые границы размываются, научно-технические проблемы становятся комплексными, с одной стороны – формируются высокотехнологичные кластеры и иные мегасистемы, с другой – возникают малые инновационные предприятия. Все это требует, чтобы современный инженер владел более широким спектром основных компетенций, чем освоение узкоспециализированных научно-технических и профильных дисциплин. Он должен быть исследователем, организатором работы, ученым, техническим экспертом, руководителем проекта и, конечно же, обладать гуманитарной культурой. Смотреть в будущее и постоянно учиться – его основные задачи.

Но это в теории, а в жизни пока по-другому. На российских предприятиях работает немало инженеров, чье образование либо во многом, либо частично не соответствует и таким высоким требованиям, и запросам производства. Часть из них получали дипломы еще в советское время.

Что предпринять в такой ситуации?

В мае 2012 года в стране была утверждена Президент­ская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012- 2014 годы, нацеленная на повышение качества работников высшего и среднего звена технического профиля. Документ связан с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики страны. Это повышение энергоэффективности и ресурсо­сбережения, развитие ядерных, космических и транспортных систем, медицинских и информационных технологий, индустрии наносистем, перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

Главная цель программы – довести квалификацию инженеров до нужного уровня, обновив методологию и содержание дополнительного образования. Сделать это должны отобранные по конкурсу вузы, которые по заказам профильных предприятий разработают новые программы повышения квалификации, отражающие требования профильных заказчиков и обеспечивающие практическую направленность обучения и развитие профессиональных компетенций специалистов.

Важно подчеркнуть, что, обучаясь по президентской программе, слушатели имеют возможность стажироваться в исследовательских и инжиниринговых центрах в России и за рубежом, то есть приобрести, в том числе, и уникальные компетенции. Координирует проект Минобрнауки РФ, организационную сторону обеспечивает Национальный фонд подготовки кадров. Общий объем средств, направленных государством на обучение по программам повышения квалификации и стажировки специалистов, составляет 750 млн. рублей: в 2012 году – 200 млн., в 2013-м – 350 млн., в 2014-м – 200 млн. рублей. За три года действия программы должны повысить квалификацию не менее 15 тыс. специалистов (по 5 тыс. в год), пройти стажировки в России – не менее 4,5 тыс., за рубежом – не менее 2 тыс.

Прошло два года. Что показывает промежуточный итог?

По словам исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Ирины Аржановой, на старте программы были сомнения: смогут ли вузы набрать 5 тыс. слушателей в год. Но этот целевой показатель был превышен как на первом, так и на втором этапах реализации программы. Бизнес заинтересовался возможностью улучшить качество подготовки кадров. Только в 2012 году заказ на обучение сделали 492 предприятия реального сектора экономики.

Сначала в президентской программе участвовал 51 вуз, затем – 78, причем 44 из них повторно. За два года они обучили более 11,5 тыс. специалистов с производства. Но не цифры главное, хотя и они имеют немалое значение. Дело в том, что формируется новое содержание обучения и отрабатываются новые образовательные технологии. Программы повышения квалификации инженеров адаптируются к потребностям конкретного заказчика и переводятся в модульный формат. Создается банк лучшего опыта, который можно будет использовать при разработке не только дополнительных, но и основных профессиональных образовательных программ.

Развивается государственно-частное партнерство. В деле повышения квалификации инженерных кадров с вузами сотрудничают такие крупные работодатели, как компании «Автоваз», «Ростелеком», «Камаз», «Лукойл», «Алмаз-Антей», предприятия ядерного комплекса и другие.

Заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, а также исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова отмечают, что президентская программа повышения квалификации инженерных кадров работает успешно, и предлагают продлить ее еще на несколько лет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, модернизация образования, инженерное образование, приоритеты, ао-71

Похожие материалы:
Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развития
ФЦП развития образования: итоги-2012
Составлен первый рейтинг вузов стран СНГ
Инженерное образование в ГУАП: стратегия лидерства
Повысить качество инженерного образования
Три шага к публичной образовательной корпорации
Лучшие образовательные программы
Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы
УрФУ переходит на индивидуальное образование
Инженер – автор модернизации страны

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#105Березниковский строительный техникум отметил шестидесятипятилетие
#107Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма встречает 90-летие новыми достижениями
#104Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
#112Управление научной лабораторией: лучшие практики и вызовы времени
#112В России прошел первый международный хакатон по нефтяной тематике c цифровыми решениями «HOT CHALLENGE»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ