Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инженер будет квалифицированнее и компетентнее

В мае 2012 года в стране была утверждена Президент­ская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012- 2014 годы, нацеленная на повышение качества работников высшего и среднего звена технического профиля. Документ связан с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики страны.

Просмотров: 918

На это нацелена президентская программа повышения квалификации инженерных кадров

Исследователи считают, что индустриальные компании могут удерживать собственную конкурентоспособность двумя способами. Первый – оптимизируя внутренние производственные, управленческие и организационные процессы, консолидируя рынки. Второй – осуществляя принципиальное технологическое обновление, разрабатывая и продвигая инновационные продукты.

Оптимизировать до бесконечности вряд ли возможно, тогда как для разработки нового – технологий, технических средств, систем, материалов, сред – границ и пределов нет. Инженер – одна из ключевых фигур в этом вечном движении вперед. Он придумывает, проектирует, изобретает все, что в комплексе позволяет предприятию и экономике перейти к новому качеству и выйти в авангард мировых рынков.

Наверное, можно поспорить, обсуждая вопрос, достаточно ли в России инженеров. Но когда речь заходит о квалификации, двух мнений быть не может. Экономика меняется: отраслевые границы размываются, научно-технические проблемы становятся комплексными, с одной стороны – формируются высокотехнологичные кластеры и иные мегасистемы, с другой – возникают малые инновационные предприятия. Все это требует, чтобы современный инженер владел более широким спектром основных компетенций, чем освоение узкоспециализированных научно-технических и профильных дисциплин. Он должен быть исследователем, организатором работы, ученым, техническим экспертом, руководителем проекта и, конечно же, обладать гуманитарной культурой. Смотреть в будущее и постоянно учиться – его основные задачи.

Но это в теории, а в жизни пока по-другому. На российских предприятиях работает немало инженеров, чье образование либо во многом, либо частично не соответствует и таким высоким требованиям, и запросам производства. Часть из них получали дипломы еще в советское время.

Что предпринять в такой ситуации?

В мае 2012 года в стране была утверждена Президент­ская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012- 2014 годы, нацеленная на повышение качества работников высшего и среднего звена технического профиля. Документ связан с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики страны. Это повышение энергоэффективности и ресурсо­сбережения, развитие ядерных, космических и транспортных систем, медицинских и информационных технологий, индустрии наносистем, перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

Главная цель программы – довести квалификацию инженеров до нужного уровня, обновив методологию и содержание дополнительного образования. Сделать это должны отобранные по конкурсу вузы, которые по заказам профильных предприятий разработают новые программы повышения квалификации, отражающие требования профильных заказчиков и обеспечивающие практическую направленность обучения и развитие профессиональных компетенций специалистов.

Важно подчеркнуть, что, обучаясь по президентской программе, слушатели имеют возможность стажироваться в исследовательских и инжиниринговых центрах в России и за рубежом, то есть приобрести, в том числе, и уникальные компетенции. Координирует проект Минобрнауки РФ, организационную сторону обеспечивает Национальный фонд подготовки кадров. Общий объем средств, направленных государством на обучение по программам повышения квалификации и стажировки специалистов, составляет 750 млн. рублей: в 2012 году – 200 млн., в 2013-м – 350 млн., в 2014-м – 200 млн. рублей. За три года действия программы должны повысить квалификацию не менее 15 тыс. специалистов (по 5 тыс. в год), пройти стажировки в России – не менее 4,5 тыс., за рубежом – не менее 2 тыс.

Прошло два года. Что показывает промежуточный итог?

По словам исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Ирины Аржановой, на старте программы были сомнения: смогут ли вузы набрать 5 тыс. слушателей в год. Но этот целевой показатель был превышен как на первом, так и на втором этапах реализации программы. Бизнес заинтересовался возможностью улучшить качество подготовки кадров. Только в 2012 году заказ на обучение сделали 492 предприятия реального сектора экономики.

Сначала в президентской программе участвовал 51 вуз, затем – 78, причем 44 из них повторно. За два года они обучили более 11,5 тыс. специалистов с производства. Но не цифры главное, хотя и они имеют немалое значение. Дело в том, что формируется новое содержание обучения и отрабатываются новые образовательные технологии. Программы повышения квалификации инженеров адаптируются к потребностям конкретного заказчика и переводятся в модульный формат. Создается банк лучшего опыта, который можно будет использовать при разработке не только дополнительных, но и основных профессиональных образовательных программ.

Развивается государственно-частное партнерство. В деле повышения квалификации инженерных кадров с вузами сотрудничают такие крупные работодатели, как компании «Автоваз», «Ростелеком», «Камаз», «Лукойл», «Алмаз-Антей», предприятия ядерного комплекса и другие.

Заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, а также исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова отмечают, что президентская программа повышения квалификации инженерных кадров работает успешно, и предлагают продлить ее еще на несколько лет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инженер – автор модернизации страны
Инженерное образование: механизм подготовки требует ремонта
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Менталитет профессуры и инновации в инженерном образовании
Инженерное образование в ГУАП: стратегия лидерства
Проблемы инженерно-технического образования
В России предлагают реструктуризовать сеть инженерных вузов
Лучшие образовательные программы
Обсуждение развития российского инженерного образования
Повысить качество инженерного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ