Инженерное образование в ГУАП: стратегия лидерстваКачество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и основой для его технологической, экономической независимости. О составляющих качества инженерного образования размышляет ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Юлия АНТОХИНА. Просмотров: 192
«Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости», – этими словами Владимир Путин открыл заседание Совета при Президенте РФ по науке и образованию в июне этого года. О составляющих качества инженерного образования размышляет ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Юлия АНТОХИНА.
Позитивный сдвигНа излете существования СССР в нашей стране сформировалась сильная школа инженерного образования. Работал ряд сильных технических вузов, выпускники которых приумножали славу отечественной науки. В период становления новой России инженерное образование отошло на второй план, что не могло не сказаться на его качестве. Профессорско-преподавательский состав вузов терял свои лучшие кадры. Материально-техническая база подготовки не только не развивалась, но зачастую деградировала. Многие выпускники технических специальностей оказывались невостребованными на предприятиях, которые переживали не лучшие времена. Молодые специалисты были вынуждены уходить в иные сферы деятельности, работать не по профилю, утрачивая навыки и квалификацию. В последние годы произошел позитивный сдвиг. Возрождение отечественной промышленности породило спрос на грамотных технических специалистов. Перед высшей школой встала задача их подготовки, а значит – и необходимости восстановить утраченные позиции. Однако этот процесс не должен стать реанимацией того, что было два десятка лет назад. Научно-технический прогресс шагнул далеко вперед, во многом изменился и облик промышленности. Эти факторы требуют новых подходов к инженерному образованию. В то же время нельзя забывать прежний опыт и лучшие традиции отечественной высшей школы. Осознанная политика вузаКогда речь заходит о развитии новых направлений деятельности, на первый план выходит проблема финансирования. Это, безусловно, важная, но не единственная проблема на пути развития инженерного образования. Сегодня государство дифференцированно подходит к бюджетному финансированию подготовки в вузах по разным направлениям. Налицо заметное превышение финансирования технических направлений по отношению, например, к экономическим или гуманитарным, что отражает реальное соотношение себестоимости подготовки «физиков» и «лириков». Однако вливания бюджетных средств недостаточно для обеспечения качественной подготовки по инженерным направлениям, особенно с учетом накопившихся в системе высшего образования проблем. Именно поэтому важны дополнительные источники финансирования. Для государственного вуза основными источниками внебюджетных средств являются оказание платных образовательных услуг, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Опыт показывает, не все инженерные направления подготовки пользуются популярностью у абитуриентов, которые платят за свое обучение самостоятельно. Здесь важна осознанная политика технического вуза по формированию перечня реализуемых направлений подготовки. Нельзя терять свое лицо как технического вуза, ориентируясь на популярные, но не соответствующие профилю направления. В то же время необходимо иметь сбалансированный набор направлений, обеспечивающий как бюджетное, так и внебюджетное финансирование. Важность НИОКР для технических вузов сложно переоценить. Безусловно, это источник дополнительного финансирования. Однако без выполнения профессорско-преподавательским составом вуза реальных работ невозможно качественное образование. Важно не только заработать средства, но и грамотно ими распорядиться. ГУАП, являясь автономным образовательным учреждением, вошел в тройку вузов с самым высоким средним уровнем заработной платы на северо-западе страны. Это позволяет не только предотвращать «утечку мозгов», в том числе из числа перспективной молодежи, но и привлекать новые кадры. На сегодняшний день кадровый состав многих кафедр в вузах можно охарактеризовать как «стар и млад» – это сотрудники в возрасте старше пятидесяти и пришедшая в последние годы молодежь. В то же время сотрудников среднего возраста нет – их «выбили» из системы высшего профессионального образования безденежные 90-е годы, что нарушает баланс преемственности поколений и негативно сказывается на качестве образования. Достаточно привлекательная зарплата и разумная кадровая политика позволяют вернуть людей, ушедших в сложные годы на вольные хлеба, однако в то же время набравших опыта работы по своему профилю. Программа стратегического развитияСерьезным подспорьем для университета стала победа в конкурсе поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проведенном Минобрнауки РФ в конце 2011 года. Программа ГУАП включает комплекс мероприятий: модернизацию образовательного и научно-исследовательского процессов и инновационной деятельности, развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся, модернизацию инфраструктуры и совершенствование организационной структуры вуза, создание и развитие эффективной системы управления. Частью этих изменений стала реорганизация факультетов, в ходе которой технические факультеты были преобразованы в научно¬образовательные институты. Это связано с необходимостью усиления научной компоненты в вузе и развитием инновационной деятельности, а также необходимостью развития магистерской и уровневой подготовки в целом. Технические факультеты не просто изменили названия – во вновь образованных институтах произошло объединение образовательной и научной деятельности за счет создания научно-образовательных центров, развития лабораторной базы и научно-экспериментальных исследований. Наука в ГУАП становится частью образовательного процесса. Частно-государственное партнерствоДля развития качественного инженерного образования важна не только модернизация внутренней структуры, но и связи вуза с окружающим миром и, прежде всего, потенциальными работодателями выпускников. Существуют наработанные десятилетиями формы такого взаимодействия: привлечение представителей работодателей к образовательной деятельности, организация практики студентов на предприятиях, создание базовых кафедр. Все это не потеряло актуальности и сегодня. Однако изменившиеся обстоятельства вызвали к жизни новые формы сотрудничества. Одной из инноваций является кластерная модель, которая завоевала популярность во всем мире. Создание кластеров в России инициировало Министерство экономического развития РФ. Санкт-Петербургский территориальный инновационный аэрокосмический кластер (СПАКК), созданный в 2011 году, является зримым результатом частно¬государственного партнерства. В кластерной структуре есть понятие якорных, то есть основных предприятий и научных центров, которые расположены на территории кластера и являются для него системообразующими. Для Санкт-Петербургского аэрокосмического кластера головным научно-образовательным центром является ГУАП. Образование через всю жизньГоворя о современном инженерном образовании, нельзя не отметить динамику научно-технического прогресса в последние годы. В очень многих областях, особенно в сфере информационных технологий, знания, которые ранее оставались актуальными на протяжении десятилетий, сегодня устаревают в течение года. Поэтому обучение не завершается на этапе получения документа об образовании. Если раньше речь шла об образовании в процессе профессиональной деятельности для совершенствования, то теперь повышение квалификации необходимо специалисту, чтобы оставаться востребованным на рынке труда. Поэтому существенную роль начинает играть дополнительное профессиональное образование (ДПО) – повышение квалификации, переподготовка. Возросшее значение ДПО в реалиях сегодняшнего дня понимает и государство. Подтверждением служит, в частности, Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы, участником которой стал ГУАП. Однако важно не само по себе дополнительное образование, а наличие еще одного звена образовательной цепочки. В ГУАП выстроена подобная цепочка: среднее профессиональное образование – многоуровневое высшее профессиональное образование – подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации и дополнительное профессиональное образование. Подобная структура предоставляет человеку возможность получить образование, поднимаясь до того уровня, который ему необходим. Достигнув определенного уровня и вступив на путь профессиональной деятельности, он может позже продолжить образование – на следующем уровне. Так на практике реализуется принцип «образование через всю жизнь». В заключение хотелось бы отметить, что динамичное развитие различных отраслей промышленности, нуждающихся в высококвалифицированных кадрах, дает мощный стимул и дальнейшему развитию инженерного образования в России, а также уверенность в том, что выпускники технических вузов будут обеспечены интересной работой и достойной зарплатой. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|