Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СПб ГТУРП: Успех не приходит случайно

В настоящее время в лесном комплексе чрезвычайно остро ощущается потребность в специалистах, обладающих современными знаниями и навыками. Состояние кадрового потенциала на многих предприятиях целлюлозно-бумажной отрасли является критическим, поскольку средний возраст работающих превышает пятьдесят лет.

Просмотров: 1685
П.В. ЛУКАНИН, ректор Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров, профессор

Для лесопромышленного комплекса, предприятия которого зачастую располагаются в отдалённых и депрессивных регионах, подготовка и закрепление кадров является особенно значимой экономической и социально-политической задачей.

Знания – двигатель прогресса

В настоящее время в лесном комплексе чрезвычайно остро ощущается потребность в специалистах, обладающих современными знаниями и навыками. Состояние кадрового потенциала на многих предприятиях целлюлозно-бумажной отрасли является критическим, поскольку средний возраст работающих превышает пятьдесят лет. Всем производствам – от заготовки древесины до управления наукоемкими технологическими линиями химической и механической переработки сырья, – не хватает квалифицированных работников, которые могли бы трудиться на современной технике с соблюдением необходимых требований.

Практически отсутствуют кадры инженерного звена, администраторы производства среднего возраста, обладающие знаниями на системном уровне и способные не только понимать проблемы, но и предлагать пути их решения.

В связи с переходом на инновационный путь развития повышается роль глубокой химической переработки древесины, снижения энергоёмкости мощностей, развития производства биотоплива и уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду. Поэтому важна комплексность подготовки кадров для всего спектра отраслей на принципах непрерывной многоуровневой системы, включающей довузовскую подготовку, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру, послевузовское дополнительное образование. На это направлена вся деятельность Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров.

СПб ГТУРП является ведущим вузом в подготовке кадров для ЦБП и энергетики по следующим направлениям: химическая и биотехнологии, энергетика и электротехника, технологические машины и оборудование, автоматика и управление, безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды, экономика и управление. В университете на базе заочного факультета активно развивается система дистанционного обучения.

При подготовке магистров вуз, наряду с российским опытом обучения фундаментальным основам технических наук, использует и европейский, когда особое место отводится практическому применению знаний, то есть приобретению навыков профессиональной деятельности, анализа производственных и рыночных ситуаций. Реализация СПб ГТУРП и Лаппеенрантским технологическим университетом (Финляндия) совместных программ позволяет успешнее воплощать в жизнь эти задачи.

Для большинства вузов острейшей проблемой является обеспечение преемственности. В настоящее время средний возраст кандидатов наук – как в целом по России, так и в СПб ГТУРП – насчитывает более пятидесяти лет, докторов наук – более шестидесяти пяти лет. Ситуация усугубляется отсутствием в научно-образовательных учреждениях современного оборудования.

Решение подобных проблем невозможно без активного привлечения бизнеса в процессы подготовки и переподготовки кадров, что в свою очередь требует нормативно-правового взаимодействия государства и предпринимательства в сфере науки и образования.

Центростремительная сила

СПб ГТУРП вышел с инициативой создания инновационного образовательного центра. Университет растительных полимеров имеет возможность обеспечить научно-образовательное ядро и материальную базу. Холдинг «Группа «Илим» может предоставить производственные мощности и опытный полигон. Такому центру по силам объединить сохранившиеся звенья крупнейших в прошлом отраслевых проектных и научных организаций: таких как Гипробум, Гипролестранс, ВНИИБ и другие, обладающие интеллектуальным потенциалом и архивными сведениями.

Базовой площадкой, учитывая удачное расположение, мог бы стать СПб ГТУРП, главным инвестором видится «Группа «Илим», основными заказчиками разработок и обеспечения специалистами – создающиеся или проводящие модернизацию предприятия ЦБК.
На основе планов руководства страны предполагается осуществлять финансирование научных исследований: прежде всего, через механизм технологических платформ и формирования научных кластеров. В создании такого центра целесообразно участие федеральных и заинтересованных региональных властей. Созданная в 2011 году технологическая платформа «БИОТЕХ-2030», составной частью которой является Российская лесная технологичекая платформа, включает в свое руководство представителей СПб ГТУРП, холдинг «Группа «Илим», РАО «Бумпром». В портфеле заявок ТП «БИОТЕХ-2030» имеется ряд совместных разработок вуза и предприятий отрасли.

По предпроектным представлениям, формирование центра можно завершить в течение 2013 года, начав полноценное функционирование в 2014 году.

Дополнить – значит обогатить

Важной составляющей образовательной деятельности университета является дополнительное профобразование. В СПбГТУРП эти функции выполняет институт «КРОНА», состоящий из нескольких специализированных подразделений.

«КРОНА» предоставляет широкий спектр дополнительных образовательных услуг – как для ЦБП и ТЭК, так и для многих других отраслей промышленности России, – поскольку СПб ГТУРП имеет в своем составе один из 5 лучших среди 129 российских факультетов промышленной энергетики. За время работы «КРОНОЙ» были установлены тесные контакты со 150 предприятиями и фирмами, сформирован контингент более чем из 100 лучших российских и зарубежных экспертов-преподавателей, разработано и реализуется свыше 20 оригинальных программ. Активно развиваются новые формы обучения, в том числе электронные и дистанционные. За последние пять лет повышение квалификации и переподготовку в институте «КРОНА» прошли более 5 тыс. специалистов из большинства регионов страны.

Нацеленность на будущее

Престиж вуза и его привлекательность складываются из качества образования и результатов трудоустройства.

Управление процессом трудоустройства в СПбГТУРП базируется на формировании эффективной системы содействия занятости молодежи. Основой этой системы являются мониторинг отраслевого и регионального рынка труда, исследование карьерных планов студентов, анализ качества трудоустройства выпускников, индивидуальное сопровождение поиска работы, пролонгированная профориентация, содействие в реализации партнерства «вуз – предприятие – отрасль – регион».

С 2002 года в университете действует центр содействия занятости и трудоустройства выпускников. Его основная миссия состоит в организации связи между компаниями-работодателями и молодыми соискателями, позволяющей производственникам привлечь к сотрудничеству самых перспективных выпускников, а студентам – найти компанию своей мечты, и обеим сторонам – достичь профессионального успеха.

Вуз формирует сеть контактов среди работодателей и организует заключение договоров о сотрудничестве. Предприятия-партнеры университета участвуют:

  • в процессе отбора выпускников, к которому относятся ярмарки вакансий и дни карьеры, участие в ГАК при защите дипломных проектов, взаимодействие с вузовским центром содействия занятости и трудоустройству, конкурс дипломных проектов, выполненных на объектах компании, стратегия отбора и развития молодых специалистов – graduate recruitment & development program;
  • в обучении студентов практическим навыкам, а именно: проведении студенческой практики, руководстве и консультировании при подготовке курсовых и дипломных проектов, организации занятий на производственных площадках, создании рабочих мест для студентов;
  • в реализации стипендиальной программы;
  • в проведении совместных мероприятий по выработке единой политики обеспечения качества профподготовки.

Прокладывая новые пути

При создании образовательных программ особое внимание уделяется подготовке кадров в сфере комплексной химической переработки древесины, освоения производства продуктов с высокой добавленной стоимостью, а в процессе обучения – практическим и лабораторным квалификационным работам, стажировке на новейшем оборудовании, дающим умения и навыки самостоятельной работы.
С 2010 года СПб ГТУРП успешно участвует в осуществлении проекта «Реализация инновационной технологии комплексной переработки древесины лиственницы (с выводом на мировые рынки нового вида товарной целлюлозы)». Вуз стал победителем конкурса на право получения субсидий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства с целью государственной поддержки кооперации российских вузов и организаций сектора экономики. Этот совместный проект холдинга «Группа «Илим» и университета относится к инновационному развитию лесного комплекса на базе частно-государственного партнерства.

Государство выделило субсидию в размере 150 млн. рублей. Такую же сумму затрачивает холдинг. Реализация проекта, находящегося на стадии опытного производства, позволит российскому лесному сектору сделать новый шаг в использовании ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, университет получил в своё распоряжение несколько уникальных, оснащенных оборудованием на уровне мировых стандартов лабораторий для подготовки инженерных кадров предприятий лесного комплекса, в том числе и для инвестора – «Группы «Илим».

Фундаментальность и политехничность образовательных программ в сочетании с их прикладной направленностью на основе взаимодействия с ведущими компаниями ЦБП и ТЭК определяют стабильно высокий спрос на выпускников СПб ГТУРП всех форм подготовки. Особенно в приоритетных отраслях гофроиндустрии, производства тары и упаковки, инвестиционных проектов в сфере энергетики и лесопромышленного комплекса по технологической и экологической модернизации, реконструкции и строительству новых объектов.

Регулярный мониторинг трудоустройства выпускников свидетельствует об их востребованности: показатель трудоустройства молодых специалистов в 2009-2012 годах составлял 65 процентов, причём 58 процентов выпускников работают по специальности.

Сейчас идёт работа по открытию новых основных образовательных программ ВПО и СПО на базе вуза в области энергетики, информационных технологий и полиграфии.

Осенью 2012 года вуз успешно прошел процедуру государственной аккредитации.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, инженерное образование, санкт-петербургский государственный технический университет растительных полимеров, профиль, ао-61

Похожие материалы:
Конкурентные преимущества транспортных университетов
ВГИ – история горного образования и науки Заполярья
Инженерное образование в современном мире
УлГТУ - центр изобретательской работы в России
Инновационная идеология КГТУ
Правильный курс ведет к успеху
Подготовка морского инженера в современных условиях
Миссия Мичуринского государственного педагогического института
Качественное образование – основа компетентности специалиста!
Построение информационной системы медицинского вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#105Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
#110Опыт и традиции подготовки специалистов
#106Дайджест № 106 «Аккредитация в образовании»
#104В Педагогическом колледже им. Н.К.Калугина создан ресурсный центр для детей с ОВЗ
#112Управление научной лабораторией: лучшие практики и вызовы времени
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ