Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка морского инженера в современных условиях

Прочной основой для качественной подготовки морских инженеров является база СПО. В рамках реализуемой академией концепции непрерывного профобразования решается целый комплекс насущных проблем, в том числе недостаточности базовой школьной подготовки.

Просмотров: 2387

В честь и во славу российского флота

ЯКУНЧИКОВ Владимир Владимирович – проректор по учебной работе Московской государственной академии водного транспорта, кандидат технических наук, доцент.

Московская государственная академия водного транспорта в год своего тридцатилетия достойно принимает новые вызовы времени и с оптимизмом смотрит вперед. Неслучайно, девизом академии служат слова: «Не уставая творить и дерзать в честь и во славу российского флота».

Рассказывает Владимир ЯКУНЧИКОВ, проректор по учебной работе МГАВТ.

Конкурентные преимущества

Московская государственная академия водного транспорта, до 1989 года Московский институт инженеров водного транспорта, создавалась для решения конкретной задачи – обеспечения кадрами Московского речного пароходства и Управления канала имени Москвы, флота Московско-Окского бассейна.

В 1989 году по инициативе вуза впервые в стране была реализована трехуровневая сквозная система обучения. В результате, выпускник мог получить диплом рабочего, техника и инженера одновременно. Комплекс был создан на базе МИИВТ, Московского речного техникума и профтехучилища (СГПТУ №202).

Главное конкурентное преимущество МГАВТ – территориальное расположение. Москва – это центр огромного региона, в котором потребность в специалистах по направлениям подготовки академии существует всегда. Устойчиво сохраняется и необходимость переподготовки кадров и получения второго высшего образования специалистами отрасли и городского хозяйства.

Выпускники академии работают в крупнейшем в России макроэкономическом московском регионе, Волго-Камском, Северо-Западном, Западно-Сибирском бассейнах, портах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского федеральных округов.

В 2005 году по распоряжению агентства морского и речного транспорта к академии в качестве филиалов были присоединены речные училища в Рыбинске, Череповце, Великом Устюге, Ростове-на-Дону, Уфе. Этот шаг способствовал сохранению сети подготовки кадров для отрасли в отдаленных регионах.

Как подготовить морского инженера?

Прочной основой для качественной подготовки морских инженеров является база среднего профессионального образования. В рамках реализуемой академией концепции непрерывного профобразования решается целый комплекс насущных проблем, в том числе недостаточности базовой школьной подготовки. Практика показывает, что по окончании колледжа на ступень ВПО поднимаются уже подготовленные и профессионально ориентированные люди с техническим образованием. Это во многом решает и проблему сохранения контингента для отрасли, поскольку выпускник колледжа имеет, как минимум, один рабочий диплом техника по специальности СПО и может работать на предприятиях отрасли, а при желании – продолжать обучение, получая высшее образование с отрывом или без отрыва от производства.

Креативные формы обучения

При подготовке плавсостава в МГАВТ, прежде всего, используются адекватная современным требованиям тренажерная подготовка, тренажерный практикум для судоводителей и судомехаников, в ходе которого широко применяются инновационные технологии, а также специализированные компьютеризированные учебные курсы (САПР, компьютерная графика, информационные системы и др.). Активно внедряются компьютерные технологии в процесс преподавания традиционных дисциплин – сопромата (виртуальные лабораторные работы), физики, математики, иностранных языков (интерактивные доски и т.п.).

Несмотря на сложную финансовую ситуацию, академией за последние два года приобретено дорогостоящее учебное оборудование – автоматизированный дизельный двигатель «Катерпиллер» мощностью 400 кВт, тренажеры для плавсостава фирм «Транзас», «Инфомартех», «Сторм».

Контроль знаний студентов осуществляется в режиме онлайн в Интернете, что значительно повышает оперативность и объективность оценки, способствует успешному проведению аттестации образовательных программ при их аккредитации и лицензировании. Именно для этой цели в академии создан специальный центр компьютерного тестирования.

Стратегия «вуз – работодатель»

Для усиления обратной связи с работодателями выпускающими кафедрами академии ведется систематическая работа, направленная на привлечение специалистов из организаций-работодателей для преподавания профилирующих дисциплин. Кроме того, некоторые выпускающие кафедры создали свои филиалы на базе предприятий и организаций отрасли. Например, кафедра судостроения и судоремонта открыла филиал на базе центральной инспекции Российского речного регистра, кафедра водных путей и портов имеет филиал в ОАО «Гипроречтранс».

Специалисты ведущих предприятий водной отрасли являются председателями государственных аттестационных комиссий, формируют идеологию рабочих учебных программ профилирующих дисциплин и др.

В итоге, служба трудоустройства выпускников академии имеет целый портфель заказов на выпускников – договоры о сотрудничестве на текущий год и ближайшие пять лет. Успешно действует программа целевой подготовки кадров на трехсторонней договорной основе «студент – академия – работодатель». Эта стратегия наиболее перспективная на сегодняшний день, поскольку позволяет эффективно решать вопросы финансового обеспечения инноваций, актуализации выпускников на рынке труда, тесной связи молодых кадров с производством.

Значимые разработки для отрасли

Ежегодный объем финансирования госбюджетных НИР позволяет привлечь до 30 процентов преподавательского состава, весь контингент аспирантов, десятки стажеров-аспирантов на выпускающих и общеобразовательных кафедрах академии.

За последние годы силами кафедр и молодых ученых академии были успешно внедрены разработки, имеющие значение для отрасли. Это новая технология морской навигации – лазерный навигационный створ «Анемон», введенный в эксплуатацию в порту Туапсе и на Ладоге, проект озерного обстановочного судна для озера Байкал. В КБ академии спроектированы и запущены в серию путейские суда проекта класса «М», из которых 12 единиц введены в эксплуатацию в Ленском и Ангарском бассейнах, сдан в эксплуатацию дебаркадер для спасательно-поисковой службы МЧС в Филях.

Московская государственная академия водного транспорта осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием для морского и речного флота и воднотранспортной отрасли с 1980 года. Академия готовит судоводителей, судомехаников, судовых электриков, а также береговых инженеров-кораблестроителей, эксплуатационников и проектировщиков портов и гидротехнических сооружений, специалистов по логистике, экономике и правовому обеспечению эксплуатации флота.

За тридцать лет деятельности академией выпущено свыше 35 тыс. специалистов, в том числе свыше 10 тыс. инженеров, более 18 тыс. техников, 7 тыс. рабочих.

Сегодня в МГАВТ и ее филиалах обучается свыше 10 тыс. студентов, в том числе свыше 5 тыс. – по программам высшего профессионального образования, по 7 направлениям подготовки и 12 специальностям. Ведется подготовка по 7 специальностям СПО. Действует аспирантура.

Академия имеет 19 учебных судов, в том числе 2 – смешанного плавания (река – море).

В рамках НИР по применению перспективных видов топлива переоборудован для работы на природном газе и прошел испытания пассажирский теплоход типа «Москва».

В рамках государственно-частного партнерства в нынешнем году академией совместно с «Газпромшельф», дочерней компанией Газпрома, обеспечивающей организацию и подготовку эксплуатации Штокмановского месторождения, осуществляется работа по разработке программ тренажерной подготовки.

Факультет дополнительного профессионального образования академии ежегодно обеспечивает подготовку и переподготовку до двух тысяч специалистов плавсостава, руководящих и административных работников отрасли, сфер городского хозяйства. Эта деятельность приносит доход в размере почти 5 процентов годового бюджета вуза, который имеет тенденцию к ежегодному росту.

В МГАВТ созданы условия для реализации творческого и спортивного потенциала студентов.

Традиционными стали ежегодные внутривузовские и отраслевые спартакиады на собственной водно-спортивной базе, смотры-конкурсы и др. В академии действует студенческий КВН, работает театр английской пьесы, функционирует студенческий правовой консультационный пункт «Норма». Расположенный в стенах вуза, музей истории речного транспорта помогает студентам-первокурсникам ознакомиться с историей речного транспорта, его славным путем и флотскими традициями.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: московская государственная академия водного транспорта, инженерное образование, ВПО, профиль, ао-42

Похожие материалы:
Дагестанский государственный технический университет: приоритеты в развитии инженерного образования
УлГТУ - центр изобретательской работы в России
Инновационная составляющая развития медицинского вуза
Оренбургский государственный аграрный университет - Локальный научно-образовательный центр
Концепция нового закона об образовании
Инженерное образование в современном мире
Реализовать нравственный потенциал искусства
Машиностроительному комплексу нужны инженеры
СПб ГТУРП: Успех не приходит случайно
Соответствовать авторитету головного вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Медиастратегию лидерства в образовании обсудят на пресс-конференции в "Интерфаксе"
12 ноября в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоится пресс-конференция на тему:...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Открытие онлайн-олимпиады Учи.ру «Юный предприниматель» состоялось в школе «Летово»
5 ноября в международной школе для одаренных детей «Летово» дан старт основному туру III...
Из журнала
#104Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования
#108РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ: новый раунд реформы
#107Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
#106Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ