Подготовка морского инженера в современных условияхПрочной основой для качественной подготовки морских инженеров является база СПО. В рамках реализуемой академией концепции непрерывного профобразования решается целый комплекс насущных проблем, в том числе недостаточности базовой школьной подготовки. Просмотров: 2447
В честь и во славу российского флота
Московская государственная академия водного транспорта в год своего тридцатилетия достойно принимает новые вызовы времени и с оптимизмом смотрит вперед. Неслучайно, девизом академии служат слова: «Не уставая творить и дерзать в честь и во славу российского флота». Рассказывает Владимир ЯКУНЧИКОВ, проректор по учебной работе МГАВТ. Конкурентные преимуществаМосковская государственная академия водного транспорта, до 1989 года Московский институт инженеров водного транспорта, создавалась для решения конкретной задачи – обеспечения кадрами Московского речного пароходства и Управления канала имени Москвы, флота Московско-Окского бассейна. В 1989 году по инициативе вуза впервые в стране была реализована трехуровневая сквозная система обучения. В результате, выпускник мог получить диплом рабочего, техника и инженера одновременно. Комплекс был создан на базе МИИВТ, Московского речного техникума и профтехучилища (СГПТУ №202). Главное конкурентное преимущество МГАВТ – территориальное расположение. Москва – это центр огромного региона, в котором потребность в специалистах по направлениям подготовки академии существует всегда. Устойчиво сохраняется и необходимость переподготовки кадров и получения второго высшего образования специалистами отрасли и городского хозяйства. Выпускники академии работают в крупнейшем в России макроэкономическом московском регионе, Волго-Камском, Северо-Западном, Западно-Сибирском бассейнах, портах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского федеральных округов. В 2005 году по распоряжению агентства морского и речного транспорта к академии в качестве филиалов были присоединены речные училища в Рыбинске, Череповце, Великом Устюге, Ростове-на-Дону, Уфе. Этот шаг способствовал сохранению сети подготовки кадров для отрасли в отдаленных регионах. Как подготовить морского инженера?Прочной основой для качественной подготовки морских инженеров является база среднего профессионального образования. В рамках реализуемой академией концепции непрерывного профобразования решается целый комплекс насущных проблем, в том числе недостаточности базовой школьной подготовки. Практика показывает, что по окончании колледжа на ступень ВПО поднимаются уже подготовленные и профессионально ориентированные люди с техническим образованием. Это во многом решает и проблему сохранения контингента для отрасли, поскольку выпускник колледжа имеет, как минимум, один рабочий диплом техника по специальности СПО и может работать на предприятиях отрасли, а при желании – продолжать обучение, получая высшее образование с отрывом или без отрыва от производства. Креативные формы обученияПри подготовке плавсостава в МГАВТ, прежде всего, используются адекватная современным требованиям тренажерная подготовка, тренажерный практикум для судоводителей и судомехаников, в ходе которого широко применяются инновационные технологии, а также специализированные компьютеризированные учебные курсы (САПР, компьютерная графика, информационные системы и др.). Активно внедряются компьютерные технологии в процесс преподавания традиционных дисциплин – сопромата (виртуальные лабораторные работы), физики, математики, иностранных языков (интерактивные доски и т.п.). Несмотря на сложную финансовую ситуацию, академией за последние два года приобретено дорогостоящее учебное оборудование – автоматизированный дизельный двигатель «Катерпиллер» мощностью 400 кВт, тренажеры для плавсостава фирм «Транзас», «Инфомартех», «Сторм». Контроль знаний студентов осуществляется в режиме онлайн в Интернете, что значительно повышает оперативность и объективность оценки, способствует успешному проведению аттестации образовательных программ при их аккредитации и лицензировании. Именно для этой цели в академии создан специальный центр компьютерного тестирования. Стратегия «вуз – работодатель»Для усиления обратной связи с работодателями выпускающими кафедрами академии ведется систематическая работа, направленная на привлечение специалистов из организаций-работодателей для преподавания профилирующих дисциплин. Кроме того, некоторые выпускающие кафедры создали свои филиалы на базе предприятий и организаций отрасли. Например, кафедра судостроения и судоремонта открыла филиал на базе центральной инспекции Российского речного регистра, кафедра водных путей и портов имеет филиал в ОАО «Гипроречтранс». Специалисты ведущих предприятий водной отрасли являются председателями государственных аттестационных комиссий, формируют идеологию рабочих учебных программ профилирующих дисциплин и др. В итоге, служба трудоустройства выпускников академии имеет целый портфель заказов на выпускников – договоры о сотрудничестве на текущий год и ближайшие пять лет. Успешно действует программа целевой подготовки кадров на трехсторонней договорной основе «студент – академия – работодатель». Эта стратегия наиболее перспективная на сегодняшний день, поскольку позволяет эффективно решать вопросы финансового обеспечения инноваций, актуализации выпускников на рынке труда, тесной связи молодых кадров с производством. Значимые разработки для отраслиЕжегодный объем финансирования госбюджетных НИР позволяет привлечь до 30 процентов преподавательского состава, весь контингент аспирантов, десятки стажеров-аспирантов на выпускающих и общеобразовательных кафедрах академии. За последние годы силами кафедр и молодых ученых академии были успешно внедрены разработки, имеющие значение для отрасли. Это новая технология морской навигации – лазерный навигационный створ «Анемон», введенный в эксплуатацию в порту Туапсе и на Ладоге, проект озерного обстановочного судна для озера Байкал. В КБ академии спроектированы и запущены в серию путейские суда проекта класса «М», из которых 12 единиц введены в эксплуатацию в Ленском и Ангарском бассейнах, сдан в эксплуатацию дебаркадер для спасательно-поисковой службы МЧС в Филях.
В рамках НИР по применению перспективных видов топлива переоборудован для работы на природном газе и прошел испытания пассажирский теплоход типа «Москва». В рамках государственно-частного партнерства в нынешнем году академией совместно с «Газпромшельф», дочерней компанией Газпрома, обеспечивающей организацию и подготовку эксплуатации Штокмановского месторождения, осуществляется работа по разработке программ тренажерной подготовки. Факультет дополнительного профессионального образования академии ежегодно обеспечивает подготовку и переподготовку до двух тысяч специалистов плавсостава, руководящих и административных работников отрасли, сфер городского хозяйства. Эта деятельность приносит доход в размере почти 5 процентов годового бюджета вуза, который имеет тенденцию к ежегодному росту. В МГАВТ созданы условия для реализации творческого и спортивного потенциала студентов. Традиционными стали ежегодные внутривузовские и отраслевые спартакиады на собственной водно-спортивной базе, смотры-конкурсы и др. В академии действует студенческий КВН, работает театр английской пьесы, функционирует студенческий правовой консультационный пункт «Норма». Расположенный в стенах вуза, музей истории речного транспорта помогает студентам-первокурсникам ознакомиться с историей речного транспорта, его славным путем и флотскими традициями. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|