Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Машиностроительному комплексу нужны инженеры

Основой развития современного сильного государства и его экономики всегда служили базовые отрасли промышленности, такие как машиностроение, энергетика, транспорт, связь. Для ускорения эффективного развития промышленности необходимы разработка и внедрение в производство нового оборудования, техники и инновационных технологий.

Просмотров: 1787

Ю.М. ЗУБАРЕВ, ректор Санкт-Петербургского института машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии машиностроения, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Российской инженерной академии.

Страна, не способная производить средства производства, обречена на экономическую зависимость и отсталость

Основой развития современного сильного государства и его экономики всегда служили базовые отрасли промышленности, такие как машиностроение, энергетика, транспорт, связь. Для ускорения эффективного развития промышленности необходимы разработка и внедрение в производство нового оборудования, техники и инновационных технологий. Тогда, начиная от фундаментальных и прикладных научных исследований и заканчивая производством высокотехнологичной и конкурентной, а значит востребованной продукции, можно ожидать резкого увеличения ВВП. Разработкой и проектированием новых машин и агрегатов, внедрением новых технологий на производстве должны заниматься инженеры.

Проблемы инженерного образования широко обсуждались в мае 2010 года на парламентских слушаниях Комитета по образованию и науки Федерального Собрания, и это позволяет оптимистично смотреть в будущее.

Инженерное образование является самым наукоемким из всех сфер образования. Инженер проектирует и создает новое оборудование: турбины, станки, воздухоплавательную технику, корабли и прочее. И основная тяжесть технологического переоснащения страны ложится именно на представителей инженерно-технических профессий.

Не ставя под сомнение необходимость введения двухуровнего высшего образования (бакалавр – магистр) для многих направлений науки, таких как физика, математика, материаловедение, экономика, юриспруденция, гуманитарные науки, хотелось бы выразить твердое убеждение инженерного корпуса России, связанного с конкретным производством: для машиностроительного комплекса страны необходимо сохранить подготовку инженеров-специалистов.

В течение последних двадцати лет неизменно наблюдается падение конкурса в вузы на технические специальности. Во многом потому, что познавать математику и физику сложно. Как точные науки они требуют усилий при изучении. А малейшая трудность снижает интерес и мотивацию школьника. Учителя в большинстве случаев не могут пробудить интерес к инженерным наукам. Например, в 2010 году в Санкт-Петербурге на ЕГЭ по физике записалось только 25 процентов выпускников. Дисциплина «Черчение» в школах, как правило, отсутствует.

Однако в 2010-2015 годах в отечественном машиностроении, особенно энергетическом и атомном, ожидается большой спрос на инженерные кадры. Проведенный по заказу Министерства образования и науки мониторинг дал следующие результаты: в 2011-2015 годах вузы станы выпустят вдвое больше дипломированных гуманитариев и в 3,5 раза больше экономистов и управленцев, чем это необходимо рынку труда. А вот металлургов, машиностроителей, специалистов по металлообработке выпустят вдвое меньше, чем потребуется.

Готовить инженеров для промышленности необходимо, поэтому нет смысла сетовать о разрыве уровня знаний, нельзя ориентироваться исключительно на гениев, воспитывать и обучать следует реальную молодежь. Решая эту конкретную задачу, необходимо обеспечить промышленность страны специалистами, закладывать основы знаний как фундамент процветания следующих поколений.

Инженерное образование в России всегда было одним из авторитетнейших в мире. Его основой является сформированное в течение столетий сочетание общенаучных, общетехнических, гуманитарных и социально-экономических дисциплин на первом этапе подготовки инженера и специальных дисциплин – на втором этапе. И лишь хорошее сочетание разностороннего теоретического обучения с основательной практической подготовкой в условиях промышленного производства обеспечивает высокую профессиональную компетентность специалиста.

Экономические приоритеты России в XXI веке ставят перед системой высшего технического образования актуальную проблему – формирование интегрированной с производством системы обучения. Старейшим представителем высшей школы, где не на словах, а на деле широко внедрена в учебный процесс инновационная интегрированная система подготовки высококвалифицированных специалистов для машиностроительной отрасли России, является Государственный Санкт-Петербургский институт машиностроения (ПИМаш).

Под термином «интегрированная система обучения» (ИСО) понимается теоретическая подготовка вузами студентов очной формы в неразрывной связи с их трудовой деятельностью по избранной специальности на базовых предприятиях, в фирмах, научных, учебных и других учреждениях. Эта подготовка осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами вузов и трудовым законодательством. В период трудовой деятельности студенты обучаются по очно-заочной (вечерней) форме. Периоды чередования этих форм устанавливаются советом вуза с учетом специальности, подготовки, содержания трудовой деятельности студентов и особенностей производства базового предприятия или вида деятельности базового учреждения.

Основное отличие впервые внедренной Санкт-Петербургским институтом машиностроения ИСО заключается в том, что дневная форма обучения органично сочетается с активной инженерно-производственной подготовкой на базовых предприятиях. Уже со второго курса студенты распределяются по предприятиям и являются их сотрудниками. Фундаментальная подготовка, теоретическое изучение специальных технологических и конструкторских дисциплин тесно связаны в разработанных программах инженерной производственной подготовки (ИПП) на базовых предприятиях, где учащимся обеспечивается последовательный переход в производственной деятельности по цепочке «ученик рабочего – квалифицированный рабочий – техник – помощник мастера – инженер-стажер».

Высокий уровень теоретической подготовки студентов ПИМаш гарантируется, с одной стороны, высокой квалификацией педагогических кадров, с другой стороны, этот уровень обучения устанавливается государственными стандартами фундаментальных и специальных дисциплин. Производственная же составляющая обеспечивается как специальными заданиями, так и полноправным положением студентов на заводе: штатной должностью и заработной платой, специальной стипендией, учетом рабочего стажа, льготами заводских работников. Бесценным является также воспитательное влияние рабочего коллектива на студентов. Уже на пятом курсе они, как правило, знают, где будут работать после окончания вуза, выполняют курсовые и дипломные проекты, «привязанные» к конкретному подразделению завода. Словом, проблем с трудоустройством не возникает. Период адаптации на производстве не требуется. По специальности работают 80-85 процентов выпускников вуза.

Сегодня институтом заключены 29 долгосрочных (на пять и более лет) договоров с ведущими предприятиями города. Этот круг постоянно расширяется. В 2010 году вуз заключил договор с Торгово-промышленной палатой города, в соответствии с которым ТПП взяла на себя роль дирижера по расширению связей института с предприятиями, созданию банка данных о потребности в подготовке и переподготовке специалистов.

Как отметил министр образования и науки А.А. Фурсенко, молодым специалистам нужен не просто набор знаний, а умение их использовать. И такой опыт в нашей стране есть: заводы – втузы, где обучение перемежается с достаточно серьезной практической работой студентов.

Интегрированная система обучения как основа подготовки кадров для машиностроительного комплекса России была положительно оценена главой Госкорпорации «Ростехнологии» С. Чемезовым. ИСО активно поддерживается и Союзом машиностроителей России. Все это является следствием того, что за последние годы – по оценке РСПП, «Деловой России» и «Опоры России» – Санкт-Петербургский институт машиностроения занимает лидирующие места в рейтинге технических вузов страны. Так, по результатам деятельности в 2008 году ПИМаш занимает второе место.

Уже на стадии обучения в вузе, вследствие теснейшей связи с производством, студенты включаются в инновационную деятельность, поскольку суть обучения состоит в решении проблем обновления производства, создании новой высокоэффективной и энергосберегающей продукции машиностроительного комплекса России, поиске перспективных конструкторских решений, внедрении современного оборудования и новых технологий.

Поскольку становление и развитие ИСО прошло долгий и трудный путь, и в этом участвовали тысячи людей и десятки (а то и сотни) различных предприятий и организаций, сформировавшаяся сегодня учебно-методическая и научная школа «завод – втуз», или Санкт-Петербургский институт машиностроения, должна занимать свою достойную нишу в реформируемой системе высшего образования России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Пути повышения мотивации талантливой молодежи к получению инженерного образования
Подготовка морского инженера в современных условиях
Объединить научное пространство Арктики
«ЕГЭ» для бакалавров
Развитие не бумажной, а живой науки
Владикавказский институт управления - вуз с креативным характером
СПб ГТУРП: Успех не приходит случайно
Дагестанский государственный технический университет: приоритеты в развитии инженерного образования
Образование для туристической отрасли Владимирской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ