Региональный университет и вузовская реформаРегиональным университетам, в отличие от более крупных исследовательских (отраслевых) и тем более федеральных вузов, гораздо сложнее соответствовать критериям перечня. Причины этого ясны: меньше человеческих и материальных ресурсов, не настолько широкая известность, преимущественная ориентация на интересы региона и, как следствие, невысокий уровень поддержки со стороны федеральных и международных ресурсных центров. Просмотров: 3183
Аршином общим не измеритьК Примерному перечню критериев оценки эффективности деятельности вузов, появившемуся в 2012 году и вызвавшему множество разноречивых оценок, можно отнестись по-разному. Кто-то будет негодовать, кто-то с ним согласится, как с неизбежностью, а есть и вариант воспринять его как трансляцию – пусть и вызывающую вопросы в некоторых существенных деталях – эпохального вызова, адресованного российской системе высшего профессионального образования. Положения перечня, особенно в разделах, связанных с научно-исследовательской деятельностью, прямо или косвенно ориентируют вузы на достижение заметных позиций в мировых рейтингах. Не ставя под сомнение эту задачу в целом, всё же заметим, что миссия и стратегические цели развития федеральных, отраслевых и региональных вузов – а именно такая структура начинает складываться в современном российском высшем профессиональном образовании – не могут быть идентичными, что, безусловно, следует учитывать при разработке показателей эффективности. Региональным университетам, в отличие от более крупных исследовательских (отраслевых) и тем более федеральных вузов, гораздо сложнее соответствовать критериям перечня. Причины этого ясны: меньше человеческих и материальных ресурсов, не настолько широкая известность, преимущественная ориентация на интересы региона и, как следствие, невысокий уровень поддержки со стороны федеральных и международных ресурсных центров. Между тем региональные университеты в системе российского высшего образования являются структурообразующими как для самих регионов, так и для страны в целом: при отсутствии прежней системы распределения кадров и хорошего взаимодействия ВПО с общероссийским рынком труда роль локальных операторов высшего образования трудно переоценить. Об этом ярко и образно высказался ректор Тверского государственного университета Андрей Белоцерковский: «Если в регионе нет сильного высшего учебного заведения, можно взять ластик и с карты эту область стереть, поскольку ее со временем просто не будет!». Соответственно, необходимо каким-либо образом «примирить» показатели и реальные возможности региональных университетов, пытающихся выйти на приемлемый уровень деятельности, но у которых при этом не всё и не сразу получается. Речь идёт не о том, чтобы предусмотреть для территориальных вузов комфортную аккредитационную нишу, а о системе адресной поддержки таких институтов и университетов в рамках специальных программ и об определении для них особого статуса «развивающихся». Этот подход позволил бы учитывать не только жёсткое соответствие установленным показателям, но и интервальную динамику приближения к ним, а также региональную миссию вузов. Возможно, имело бы смысл оценивать эффективность высших учебных заведений по нескольким рейтингам: абсолютные показатели, динамические показатели, показатели внутри каждой из трёх групп университетов, то есть «видовой» рейтинг. Всё познается в сравненииВ условиях формирования новой структуры высшего образования региональные университеты – это вузы локальных рынков, представляющие собой многопрофильные инфраструктурные учреждения ВПО, обеспечивающие потребности экономики региона. К такой категории вузов относится и относительно молодой – в 2014 году ему исполнится двадцать пять лет – Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема.
Он возник в последние годы советской власти и, следовательно, не может отличаться хорошей материальной базой. Контингент педагогов и обучающихся относительно невелик: примерно 200 преподавателей и 2 тыс. студентов дневного отделения. Средний возраст научно-педагогических работников около сорока лет. В Еврейской автономной области это единственный государственный вуз. Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема представляет собой университетский комплекс, в который входят институт, 7 факультетов, колледж, техникум, лицей. На базе вуза действует малое инновационное предприятие, занимающееся разработкой программного обеспечения, развивается научная кооперация со странами азиатско-тихоокеанского региона (прежде всего, с северо-восточными провинциями Китая), Европы, США и Израиля. Реализуется несколько научно-исследовательских опытно-конструкторских работ на средства, выделяемые из федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ, а также на средства государственных контрактов с региональными органами управления. В вузе издаются научный журнал, зарегистрированный в Российском индексе цитирования, несколько серий сборников научных трудов. Вместе с тем наряду с достижениями у вуза есть несколько очевидных проблем, наличие которых характерно для обычного российского вуза. К ним можно отнести невысокий, мягко говоря, индекс цитирования сотрудников в авторитетных международных базах данных – например, в Web of Science или Scopus, – отсутствие или минимальное значение таких показателей, как динамичный приток иностранных студентов, регулярное успешное участие в конкурсах международных грантов, академическая мобильность, позволяющая среди прочего рассчитывать на брендовые результаты. Врастание в систему международной межвузовской кооперации – дело долгое. Формальные контакты, которые тоже важны, установить не так уж сложно, более трудными представляются иные задачи: например, достижение профессионального двуязычия научно-педагогических работников, которое позволило бы им стать равноправными участниками международной научной кооперации. Справиться с этими проблемами развития региональные университеты со временем смогут сами, нужна лишь грамотная управленческая поддержка их усилий. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|