Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Региональный университет и вузовская реформа

Региональным университетам, в отличие от более крупных исследовательских (отраслевых) и тем более федеральных вузов, гораздо сложнее соответствовать критериям перечня. Причины этого ясны: меньше человеческих и материальных ресурсов, не настолько широкая известность, преимущественная ориентация на интересы региона и, как следствие, невысокий уровень поддержки со стороны федеральных и международных ресурсных центров.

Просмотров: 2848
Л.С. ГРИНКРУГ, ректор Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, кандидат технических наук
П.Н. ТОЛСТОГУЗОВ, проректор по научной работе и инновациям Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, доктор филологических наук, профессор

Аршином общим не измерить

К Примерному перечню критериев оценки эффективности деятельности вузов, появившемуся в 2012 году и вызвавшему множество разноречивых оценок, можно отнестись по-разному. Кто-то будет негодовать, кто-то с ним согласится, как с неизбежностью, а есть и вариант воспринять его как трансляцию – пусть и вызывающую вопросы в некоторых существенных деталях – эпохального вызова, адресованного российской системе высшего профессионального образования.

Положения перечня, особенно в разделах, связанных с научно-исследовательской деятельностью, прямо или косвенно ориентируют вузы на достижение заметных позиций в мировых рейтингах. Не ставя под сомнение эту задачу в целом, всё же заметим, что миссия и стратегические цели развития федеральных, отраслевых и региональных вузов – а именно такая структура начинает складываться в современном российском высшем профессиональном образовании – не могут быть идентичными, что, безусловно, следует учитывать при разработке показателей эффективности.

Региональным университетам, в отличие от более крупных исследовательских (отраслевых) и тем более федеральных вузов, гораздо сложнее соответствовать критериям перечня. Причины этого ясны: меньше человеческих и материальных ресурсов, не настолько широкая известность, преимущественная ориентация на интересы региона и, как следствие, невысокий уровень поддержки со стороны федеральных и международных ресурсных центров. Между тем региональные университеты в системе российского высшего образования являются структурообразующими как для самих регионов, так и для страны в целом: при отсутствии прежней системы распределения кадров и хорошего взаимодействия ВПО с общероссийским рынком труда роль локальных операторов высшего образования трудно переоценить. Об этом ярко и образно высказался ректор Тверского государственного университета Андрей Белоцерковский: «Если в регионе нет сильного высшего учебного заведения, можно взять ластик и с карты эту область стереть, поскольку ее со временем просто не будет!».

Соответственно, необходимо каким-либо образом «примирить» показатели и реальные возможности региональных университетов, пытающихся выйти на приемлемый уровень деятельности, но у которых при этом не всё и не сразу получается. Речь идёт не о том, чтобы предусмотреть для территориальных вузов комфортную аккредитационную нишу, а о системе адресной поддержки таких институтов и университетов в рамках специальных программ и об определении для них особого статуса «развивающихся».

Этот подход позволил бы учитывать не только жёсткое соответствие установленным показателям, но и интервальную динамику приближения к ним, а также региональную миссию вузов. Возможно, имело бы смысл оценивать эффективность высших учебных заведений по нескольким рейтингам: абсолютные показатели, динамические показатели, показатели внутри каждой из трёх групп университетов, то есть «видовой» рейтинг.

Всё познается в сравнении

В условиях формирования новой структуры высшего образования региональные университеты – это вузы локальных рынков, представляющие собой многопрофильные инфраструктурные учреждения ВПО, обеспечивающие потребности экономики региона. К такой категории вузов относится и относительно молодой – в 2014 году ему исполнится двадцать пять лет – Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема.

Он возник в последние годы советской власти и, следовательно, не может отличаться хорошей материальной базой. Контингент педагогов и обучающихся относительно невелик: примерно 200 преподавателей и 2 тыс. студентов дневного отделения. Средний возраст научно-педагогических работников около сорока лет. В Еврейской автономной области это единственный государственный вуз.
Однако, несмотря на неблагоприятные условия для развития в 1990-е и 2000-е годы, университет демонстрирует неплохую динамику роста. Возникнув как педагогический институт, он вырос в многопрофильное учебное заведение, реализующее несколько десятков разноуровневых направлений подготовки и специальностей, а также послевузовское обучение в аспирантуре по 14 специальностям 10 отраслей наук.

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема представляет собой университетский комплекс, в который входят институт, 7 факультетов, колледж, техникум, лицей. На базе вуза действует малое инновационное предприятие, занимающееся разработкой программного обеспечения, развивается научная кооперация со странами азиатско-тихоокеанского региона (прежде всего, с северо-восточными провинциями Китая), Европы, США и Израиля. Реализуется несколько научно-исследовательских опытно-конструкторских работ на средства, выделяемые из федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ, а также на средства государственных контрактов с региональными органами управления. В вузе издаются научный журнал, зарегистрированный в Российском индексе цитирования, несколько серий сборников научных трудов.

Вместе с тем наряду с достижениями у вуза есть несколько очевидных проблем, наличие которых характерно для обычного российского вуза. К ним можно отнести невысокий, мягко говоря, индекс цитирования сотрудников в авторитетных международных базах данных – например, в Web of Science или Scopus, – отсутствие или минимальное значение таких показателей, как динамичный приток иностранных студентов, регулярное успешное участие в конкурсах международных грантов, академическая мобильность, позволяющая среди прочего рассчитывать на брендовые результаты. Врастание в систему международной межвузовской кооперации – дело долгое.

Формальные контакты, которые тоже важны, установить не так уж сложно, более трудными представляются иные задачи: например, достижение профессионального двуязычия научно-педагогических работников, которое позволило бы им стать равноправными участниками международной научной кооперации.

Справиться с этими проблемами развития региональные университеты со временем смогут сами, нужна лишь грамотная управленческая поддержка их усилий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: рейтинги, ВПО, приамурский государственный университет, акцент, ао-61

Похожие материалы:
Ремесленное образование. Введите Левшу в правовое поле
Наука международных отношений: вернуть лидерство?
Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли
УралГАХА: основа развития – творчество
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
Рейтинговый мониторинг, или Как измерить инновационную деятельность вузов
ЛЭТИ: Система качества вуза – желание или необходимость?
К вопросу об исследовательской компоненте качества вуза
Построение информационной системы медицинского вуза
Омский региональный институт: в поисках новизны

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#108«Серебряный Морин хуур» – созвучие педагогических талантов
#110Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
#106Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
#103Выборгский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина готовит кадры по стандартам WSR
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ