Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Воронежский государственный университет: на пути к совершенству

На протяжении девяноста пяти лет деятельности ВГУ динамично развивается – открываются новые специальности и направления подготовки. При этом ВГУ удается успешно сочетать традиции классического фундаментального образования и современные технологии. Что достигнуто Воронежским государственным университетом и над чем еще предстоит работать?

Просмотров: 2648

Mutando in melius
(изменяясь к лучшему)

Для Воронежского государственного университета 2013 год – юбилейный. На протяжении девяноста пяти лет деятельности ВГУ динамично развивается – открываются новые специальности и направления подготовки. При этом ВГУ удается успешно сочетать традиции классического фундаментального образования и современные технологии, учитывать происходящие в стране глобальные изменения.

Вуз стремится к тому, чтобы университетское образование стало гарантом профессиональных возможностей выпускников, а знания и компетенции, приобретённые студентами, были востребованы на рынке труда. Для достижения этой цели анализируются кадровые потребности города и региона, происходит активное расширение связи с бизнес-сообществом.

Что достигнуто Воронежским государственным университетом и над чем еще предстоит работать?

ЕНДОВИЦКИЙ Дмитрий Александрович – ректор Воронежского государственного университета, доктор экономических наук.
Родился в 1970 году в Воронеже. Окончил Воронежский государственный университет. С 1999 года по 2011 годы – заведующий кафедрой экономического анализа и аудита ВГУ, с 2006 года по 2011 год – проректор по экономическому развитию и инновациям, с 2011 года – ректор вуза. Профессор.
Опубликовал 263 научные и 33 научно-методические работы, автор 15 известных учебников и монографий. Под его руководством защитились 50 кандидатов и 3 доктора наук.
Входит в состав резерва управленческих кадров Президента РФ по Центральному федеральному округу. Является почетным работником высшей школы РФ, членом Общественной палаты Воронежской области и ЦФО, экспертом учебно-методического объединения вузов в области финансов, учета и мировой экономики.
Кандидат в мастера спорта по акробатике.
Женат, двое детей.

Без «пяти минут» столетие

История Воронежского государственного университета тесно связана с Юрьевским (Дерптским) университетом, открытым в 1802 году по указу императора Александра I и в 1918 году, в соответствии с постановлением Большой государственной комиссии, «перевезённым» в город Воронеж. События двух мировых войн – эвакуация, восстановление разрушенных учебных корпусов – проверили жизнеспособность университета, сумевшего сохранить и приумножить научно-образовательный потенциал в эти тяжелые времена.

Крупнейший вуз Черноземья расположен в городе, 13 процентов населения которого составляют студенты. По всем ключевым показателям структуры и деятельности университетов ВГУ, находясь в четверке лидеров, не уступает, а по некоторым (количество иностранных студентов, количество изданий ВАК, число публикаций в международной базе данных Web of Knowledge) и значительно превосходит действующие федеральные университеты.

В состав этого культурного и исследовательского центра входят 18 факультетов, 1 филиал, 14 научно-исследовательских лабораторий, 10 учебно-научно-производственных центров. В России и за рубежом широко известна «Галичья гора» – единственный заповедник в Европе, принадлежащий вузу. В фонде научной библиотеки, насчитывающем более 3 млн. единиц хранения, имеются редкие книги, в том числе датированные XVI веком.

Университет за прошлый год провел 94 международные, всероссийские и региональные конференции, опубликовал 49 сборников научных работ. Продолжилось издание 14 научных журналов, утвержденных ВАК, – по этому показателю вуз занимает четвертое место в России.

ВГУ готовит специалистов по фундаментальным направлениям в области математических, естественных, гуманитарных наук и здравоохранения, реализует непрерывный цикл подготовки. Среди 1555 преподавателей вуза 299 докторов наук, профессоров, 975 кандидатов наук, доцентов.

За девяносто пять лет деятельности высшее учебное заведение подготовило более 120 тыс. специалистов. Среди выпускников университета нобелевский лауреат П.А. Черенков, выдающийся организатор здравоохранения СССР, хирург Н.Н. Бурденко, основатель хроматографии М.С. Цвет. Здесь учились выдающийся ботаник, член Линнеевского общества, член-корреспондент Академии наук СССР Б.М. Козо-Полянский, одна из первых женщин-физиков России, профессор М.А. Левитская, лауреаты Ленинской премии, государственных премий СССР и России, академики и члены-корреспонденты РАН, члены международных академий, министры, деятели науки и культуры. Выпускники университета работают в 90 странах мира.

Всегда в движении

Воронежский госуниверситет концентрирует свои усилия на развитии семи основных научно-образовательных направлений, по которым он обладает конкурентными преимуществами на рынке образовательных услуг:

  1. биомедицинские технологии и живые системы;
  2. рациональное природопользование;
  3. IT-технологии и телекоммуникации;
  4. индустрия наносистем и материалы, энергосбережение;
  5. радиоэлектронные технологии для аэрокосмической сферы;
  6. ядерная энергетика и радиационные технологии;
  7. экономико-правовые и социокультурные исследования.

По результатам мониторинга, проведенного в 2012 году Минобрнауки РФ, деятельность ВГУ признана эффективной. По первым трём пунктам показатели университета оказались выше пороговых значений. Так, показатель образовательной деятельности составляет 73,4 балла при пороговом значении 60 баллов. Показатель научно-исследовательской деятельности достиг уровня 132,8 тыс. рублей, пороговый – 50 тыс. рублей. Показатель международной деятельности – 2,7 процента, пороговый – 0,7 процента. Финансово-экономическая деятельность ВГУ достигла отметки 1020 тыс. рублей. Эта цифра на 80 тыс. рублей ниже пороговой, однако благодаря внешним инвестициям финансово-экономический показатель удастся повысить.

Общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента составляет 10,57 кв. метра. Пока этот показатель несколько меньше необходимого уровня, составляющего 11 кв. метров, но в июне 2013 года запланирован ввод в эксплуатацию нового (десятого) корпуса для экономического факультета ВГУ. Корпус общей площадью 8,5 тыс. кв. метров позволит увеличить показатель инфраструктуры до 11,2 кв. метра.

В настоящее время создан и развивается Фонд Управления целевым капиталом университета. В учебном заведении регулярно проходят заседания Попечительского совета вуза, в состав которого вошли представители государственной власти, бизнеса, промышленности, науки, выпускники университета. Основными направлениями работы Попечительского совета в 2013 году являются строитель­ство Центра информационных технологий, создание высокотехнологичных производств на предприятиях Воронежа с участием вуза, формирование системы повышения квалификации специалистов в области промышленного производства и экономики, социальной и управленческой сферы на базе ВГУ, содействие трудоустройству выпускников, проведению производственной и преддипломной практики на предприятиях, социальная поддержка советам студентов и работников вуза, развитие системы корпоративного образования на базе университета.

Указ Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 года и новые целевые установки Минобрнауки РФ заставили руководство университета пересмотреть стратегические планы. В частности, осознавая значимость интернационализации высшего образования, Воронежский госуниверситет поставил задачу активного продвижения вуза в мировых рейтингах, в эффективно действующих глобальных образовательных и научных проектах, дальнейшей интенсификации программ академической и студенческой мобильности. Высокая репутация ВГУ и опыт в сфере международного сотрудничества являются залогом успешной работы в этом направлении.

Разработанный план стратегического развития университета позволяет не только решать текущие задачи, но и видеть перспективу, работать на нее. Так, была усовершенствована система мотивации научно-педагогических работников: по примеру лидирующих зарубежных университетов введено премирование за публикации в престижных научных журналах и за высокие индексы цитируемости. Общий объём стимулирующих выплат по итогам года превысил 400 тыс. рублей. За год сотрудники университета опубликовали 180 реферируемых статей, количество цитирований работ сотрудников за год впервые превысило тысячу.

Значительно увеличился объем научно-исследовательских работ. За год была выполнена 271 НИР, а их общий объем оценивается в 218,5 млн. рублей. Разработана система внутренних исследовательских грантов аспирантам и молодым ученым. Реализовано 30 исследовательских проектов молодых ученых и аспирантов, целью которых стало достижение научных результатов российского и международного уровней.

Этот план в 2012 году вывел университет в число победителей общероссийского конкурса программ стратегического развития Минобрнауки РФ. На конкурс было подано 248 заявок, но в группе классических университетов лишь 21 вуз стал победителем, в результате на финансирование мероприятий ВГУ выделена субсидия в размере 300 млн. рублей.

Вуз федерального значения

Как один из ведущих вузов Российской Федерации Воронежский государственный университет видит себя образовательным, научно-исследовательским, инновационным и культурным центром Центрального федерального округа, ориентированным на удовлетворение запросов населения, государства и бизнес-сообщества в подготовке квалифицированных специалистов, соответствующих современным и перспективным потребностям рынка труда. Для Воронежской области университет является драйвером экономического роста и существенным фактором притяжения в регион зарубежных и отечественных инвесторов.

В последние годы значительно укрепились позиции университета в органах исполнительной и законодательной власти субъекта федерации, в Минобрнауки РФ, других министерствах и ведомствах, с которыми вуз сотрудничает: например, с министерствами обороны, природных ресурсов, экономики и другими. Во всех этих структурах ВГУ воспринимается как один из немногих ведущих образовательных, научных и культурных вузовских центров, способных решать задачи на уровне современных требований и заслуживающих государственной поддержки развития.

С этой целью были приняты решения о выделении денежных средств на строительство учебного корпуса, студенческого общежития и спортивного комплекса с бассейном, о ряде грантов по целевым научным программам и финансовой поддержке студенческих инициатив.

В значительной мере ВГУ удалось укрепить и расширить взаимодействие с бизнес-структурами, причем именно инновационной направленности, касающейся как кадрового обеспечения, так и работы по совместным проектам. В качестве примера можно назвать несколько фирм и объединений, с которыми ведется активная совместная работа: «Атос», «Эфко», «Т-Системс», «Ростелеком», «ПрайсВотерхаусКуперс» и другие.

Многостороннее сотрудничество Воронежского государственного университета с высокотехнологичными предприятиями реальной экономики России, опыт корпоративных институтов, наработки, полученные при создании более 20 малых инновационных предприятий при ВГУ позволяют руководству вуза поставить амбициозную задачу создания регионального кластера по информационным технологиям. Университетская инициатива поддержана губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым и руководителями ряда предприятий.

Сейчас разрабатывается проект по открытию в Воронежском госуниверситете Высшей школы инженерных наук, которая позволит поднять качество подготовки востребованных специалистов. В области формируется комплексная система кадрового воспроизводства, разрабатываются проекты создания регионального Центра аддитивных технологий, учебного центра кластера предприятий деревообрабатывающей, мебельной промышленности и других. ВГУ готов взять на себя подготовку высококвалифицированных кадров для кластера IT-технологий.

Не менее важным направлением является создание института биомедицинских исследований – новаторского по набору специалистов и междисциплинарного по своей сути. Такой институт позволит вывести естественнонаучные исследования на качественно новый, соответствующий мировому уровень. Все эти достижения и перспективы стали основанием для того, чтобы полагать, что на базе ВГУ может быть открыт Центрально-Европейский федеральный университет, и по поручению губернатора Воронежской области А.В. Гордеева вузом в 2010 году подана заявка на его создание.

Модернизация системы образовательного процесса ставит перед университетом новые задачи. В области международного образования планируется довести число двойных дипломов к 2015 году до 12, сформировать программы на английском языке, увеличить число обучающихся в вузе иностранных студентов. Для содействия корпоративному образованию следует удвоить к 2016 году количество корпоративных магистратур. Особое внимание будет обращено на развитие дистанционного образования как сегмента высшего профессионального, довузовского и дополнительного образования.

На международной арене

Деятельность Воронежского государственного университета становится всё более заметной в мировом образовательном пространстве.

Об успешности свидетельствуют международные рейтинги. Университет впервые вошел в базы данных таких авторитетных в международном академическом сообществе рейтингов, как Шанхайский академический рейтинг (ARWU), рейтинг Times Higher Education (THE), рейтинг QS (Quacquarelli Symonds), и в шорт-лист Академического рейтинга университетов мира. Помимо этого, ВГУ, начиная с 2012 года, находится в базе данных рейтинга экологических университетов мира UI GreenMetric World University Ranking и в рейтинге University Ranking by Academic Performance, принял участие в только что апробированном рейтинге «ЭкспертРА» (43-е место) и рейтинге НФПК (25-е место).

Конкурентоспособность Воронежского государственного университета на международном уровне доказывается такими крупными проектами в Китае, как открытие и под­держка центров русского языка, обменные студенческие программы, совместные научные проекты.

ВГУ одним из первых высших учебных заведений России стал реализовывать программы двойных дипломов с вузами США, Великобритании, Ирландии, Австрии. Знание языков и желание студентов позволяют без финансовых расходов получить сразу два диплома – российский и западного вуза. ВГУ реализует программы двойных дипломов в 4 университетах США и 3 университетах Европы, участвует в программах Европейского Союза (TEMPUS, Erasmus Mundus и другие), привлекает в состав штатных работников известных зарубежных преподавателей и исследователей.

Значимость университета подчеркивают создание Ассоциаций выпускников ВГУ в Германии и США, высокий и постоянно растущий индекс цитируемости научных работ университетских ученых в базах данных Scopus и Web of Science. Из года в год возрастает масштаб охвата программами обучения и повышения квалификации тысяч зарубежных студентов и специалистов, усиливается координационная роль университета при взаимодействии с системой образования Приднестровья, осуществляются исследовательские проекты в области рационального природопользования в Эфиопии и Монголии.

Международной активности и интернационализации своей деятельности ВГУ придает системный характер и будет в этом направлении усиливать свою работу. Так, в 2012 году международная деятельность университета была направлена на расширение сотрудничества с вузами Франции, Германии, Великобритании, Испании, США, КНР, Польши, Румынии, Украины. Заключены 10 договоров и соглашений с ведущими вузами Европы и Азии.

Задачами университета на ближайший год является закрепление и последующее продвижение вуза в международных и сохранение ведущих позиций в российских рейтингах.

ВГУ будет всемерно содействовать процветанию России, социально-экономическому и культурному развитию Центрального федерального округа и Воронежской области, укреплению инновационных отраслей отечественной экономики, реализации требований и задач, формируемых «экономикой знаний».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, дмитрий ендовицкий, рейтинги, воронежский государственный университет, alma mater, ао-63

Похожие материалы:
Целеполагание университетского менеджмента
Болонский клуб в Донском государственном техническом университете
Государственные задачи негосударственного вуза
Интервью с Ириной Корюкиной о подготовке врачей
Путеводная звезда Налоговой академии
ОГИС: траектория развития творческого вуза
Ставропольский институт бизнеса и технологий «Бизнестранс»
Лесное образование в условиях Болонского процесса
Образование с учетом специфики Севера
Исследовательская деятельность в Пермской фармацевтической академии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#96«Учебная техника» помогает реализовывать инновации
#103Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
#105Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
#97ТГУ – лидер глобального образовательного пространства
#99Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний