Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В симфонии искусств, в гармонии успеха

Достижения Уфимской государственной академии искусств лишний раз наводят на мысль, что значительность официальных рейтингов художественного вуза не способна держаться лишь на внешних показателях: внутри них действует живая неформализуемая энергия художественно-творческого созидания.

Просмотров: 207
А.И. АСФАНДЬЯРОВАА.И. АСФАНДЬЯРОВА, ректор Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан

Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова в официальных рейтингах стабильно характеризуется как авторитетное и востребованное образовательное учреждение России и Башкортостана. Но даже некоторые перечисленные здесь достижения лишний раз наводят на мысль, что значительность официальных рейтингов художественного вуза не способна держаться лишь на внешних показателях: внутри них действует живая неформализуемая энергия художественно-творческого созидания.

В симфонии искусств, в гармонии успеха

Часть 1. Allegro con spirito

Искусство в его самом высоком понимании является главным смыслом всей творческой, образовательной и научной деятельности Уфимской академии искусств. В гармоничном союзе, иначе говоря – симфонии, здесь живут музыка и живопись, театр и танец, европейский академизм органично сочетается с традициями национальной культуры, а исторические художественные стили дополняются голосами и ритмами современного искусства.

По сути, здесь сосуществуют три вуза: музыкальный – консерватория, театральный и изобразительных искусств. Музыканты различных специальностей, актеры, режиссеры, танцоры, художники, скульпторы, дизайнеры – все они питомцы одной альма­матер, будущие специалисты высшей художественно­-артистической квалификации.

Анализ трудоустройства последних лет показывает, что большинство выпускников, до 95 процентов, работает по профилю полученной специальности. Фактически вся культурная инфраструктура республики обеспечивается кадрами, подготовленными в этом вузе. Молодые специалисты работают в оркестрах, театрах, учебных заведениях, филармонии, на республиканском телевидении и радио, в галереях, выставочных залах. А профессиональная адаптация начинает осуществляться еще в процессе учебы, на старших курсах: например, в коллективах Национального симфонического оркестра и Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан, Башкирского государственного театра оперы и балета, Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова. Выпускники­-музыковеды востребованы как педагоги, музыкальные журналисты и критики, лекторы филармонии, успешно работают редакторами различных изданий, на телевидении в качестве ведущих и авторов музыкальных программ.

Часть 2. Andante maestoso

Прошедший под знаком культуры 2014 год собрал в пространстве академии еще одну гармонию множеств – художественно­-творческих, научных и образовательных достижений. Их поистине «симфонический» размах измеряется отнюдь не количественно: вуз ежегодно проводит сотни концертов, спектаклей, выставок, готовит десятки лауреатов, выпускает по всем направлениям художественной науки и образования исследовательские и методические работы, проводит конференции различных уровней – в том числе и самого высокого, разрабатывает новые учебные курсы.

Минувший год порадовал масштабностью замыслов. В ряду творческих проектов как особо масштабный и знаковый выделяется открытый («open air») концерт «Симфоническая ночь», проведенный в июне при участии Молодежного симфонического оркестра и солистов академии. Дирижер – молодой талантливый музыкант Линар Давлетбаев, выпускник УГАИ с отличием, дипломант российских и международного конкурсов. На парковом склоне реки Белой, перед зданием уфимского Конгресс­холла, этот грандиозный праздник музыки длился четыре часа, собрав 20 тыс. слушателей – вдохновленных искусством сердец. Возможность проведения такого яркого и глубокого по воздействию мероприятия коренится в простой формуле: профессионализм и энтузиазм молодых музыкантов и их педагогов плюс поддержка руководства и правительства Республики Башкортостан, в том числе в форме грантов на наиболее значимые творческие проекты в области культуры.

В научной жизни академии в 2014 году событиями особо крупной формы стали III Всероссийская научно-­практическая конференция молодых ученых «Наука об искусстве в XXI веке. Инновационные формы научно-­исследовательской презентации» (апрель) и Международная научно­практическая конференция­-семинар «Образование в пространстве современной культуры» (ноябрь­-декабрь). Конференция молодых ученых проводилась в рамках государственного задания и Федеральной целевой программы «Культура России (2012-­2018)». Идея проведения конференции в форме презентаций оказалась чрезвычайно привлекательной. Студенты и аспиранты из разных городов России и СНГ – Москвы, Санкт-­Петербурга, Красноярска, Алматы, Уфы – проявили особый энтузиазм в подготовке и реализации мероприятия. Широкая проблематика обсуждаемых вопросов сочеталась с желанием яркого и впечатляющего, с использованием современной видео­ и аудиотехники, донесения идей до слушателя. Обязательное условие – использование принципа представления – проявилось не только в использовании технических средств для яркой и живой иллюстрации, доклады студентов и аспирантов включали ансамблевое музицирование, короткометражный фильм, аналитический диалог. Серия докладов о старинных танцах сопровождалась выступлениями студентов хореографического отделения.

Осенняя – двухчастная, то есть состоящая из ноябрьской и декабрьской сессий, – Всероссийская научно-­практическая конференция­-семинар «Образование в пространстве современной культуры» собрала преподавательскую аудиторию и запомнилась благодаря целому ряду осуществленных инициатив. Среди них многочасовой семинар доктора искусствоведения, профессора МГК им. П.И. Чайковского
В.В. Медушевского, интернет-­семинар профессора Е.Л. Танкелевича из Mercy College (Нью-­Йорк, США). С сообщениями и докладами выступили также выдающиеся специалисты российского и зарубежного искусствознания. Осуществлению этого научного проекта способствовал крепнущий организационный дуэт академии с республиканским учебно-­методическим центром Министерства культуры Башкортостана.

Часть 3. Fugato

Любая симфония, гармоничная в итоге, вырастает из первичного замысла и упорного труда. Такой путь в минувшем году проделан академией по взаимодействию с образовательными учреждениями культуры и искусства начального и среднего звена. Безусловно, вуз со дня основания осуществляет свою деятельность, сотрудничая с коллективами детских школ и училищ (колледжей) искусств, особенно расположенных в Башкортостане. Однако в 2014 году удалось достичь принципиально нового уровня взаимодействия. В специально разработанную «покафедральную» программу профориентационной работы были включены творческие, учебно-­методические, организационные, научные мероприятия. Яркими впечатлениями и творческими откровениями для учащихся, студентов и преподавателей школ и училищ стали выездные проекты кафедр академии, конкурсы, организованные в концертных залах УГАИ, учебном театре, на сценических площадках Уфы. В большинстве случаев организационным стержнем творческого и учебно­-методического партнерства становились курсы повышения квалификации, которые реализуют программы, охватывающие все специальности подготовки довузовского художественного образования.

Творческие и методические мероприятия нередко перерастали в обсуждение организационных проблем, направленное на стратегическое консонирование всей вертикали «школа – училище – вуз». Наглядным результатом наступившей активности стало и очевидное многолюдье в дни открытых дверей академии, и предметный интерес будущих абитуриентов к качеству формирования своей будущей квалификации, к деталям организации студенческой жизни в альма­матер.

Часть 4. Allegro con brio

Конкурсы, гастроли, фестивали традиционно проходят в формате широких границ – художественных, возрастных, географических. Их атмосфера особенно сближает незнакомых прежде людей, подвигая к новому творчеству и развитию.

В 2014 году академией искусств, в том числе и согласно госзаданию, была проведена целая серия разнообразных конкурсов. Наиболее впечатляющие из них: VI Открытый конкурс исполнителей башкирской фортепианной музыки им. С.Г. Хамидуллиной – более 350 участников; посвященный сорокапятилетию со дня образования академии Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах – более 40 участников; Международный конкурс пианистов им. А.Д. Франка – более 50 участников; Всероссийский хоровой фестиваль – первый этап, более 1800 участников; фестиваль театральных постановок, конкурсов чтецов, работ молодых режиссеров – более 50 участников; посвященный стодвадцатилетию со дня рождения Ш. Бабича Республиканский конкурс художественного чтения «Аркадаш» – около 200 участников; посвященный столетию начала Первой мировой войны республиканский конкурс художественно-­изобразительных работ – более 100 участников. Специфика конкурсных мероприятий – их широкий резонанс, особая общественная значимость. Академия в такой форме – конкурсной – открывает дорогу творческим устремлениям молодежи, окрыляет их художественно-­творческие замыслы.

Такой же формат – широкого художественного общения – был характерен и для гастрольных мероприятий Года культуры. Гастроли распахивают не только географические, но и художественно-­артистические границы. Более всего это касается студентов: во время выездных выступлений они совершенствуются интенсивнее, иначе проявляют себя творчески, настраиваясь на особый лад. С одной стороны – сказывается молодежный энтузиазм, азарт, с другой – особая ответственность за свой труд перед незнакомой аудиторией. Перед различными студенческими коллективами академии стояла задача не просто собрать репертуар, но нацелить концертную программу на выездное выступление, и она разрешилась в успешных гастрольных выступлениях в Челябинской государственной академии искусств, Казахском национальном университете искусств, поездках в Оренбург, Магнитогорск, Сибай.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асфандьярова А.И. Союз искусств в зеркале времени//«Аккредитация в образовании». – 2013, № 4 (64), с. 76­-77.
  2. Галяутдинов И.Г., Шуранов В.А. Региональный вуз искусств в условиях реформирования образования//«Проблемы востоковедения». – 2009, № 1 (43), с. 94-­97.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Творческое образование в Чувашской республике
ХГИИК: заявка на выпускника
Дышать творчеством и полноценно развиваться
Уфимская государственная академия искусств – союз искусств в зеркале времени
Краснодарский государственный университет культуры и искусств: в числе лучших
Томский музыкальный колледж им.Э.В.Денисова: навсегда с Музыкой
УГАИ им. Загира Исмагилова отметил пятидесятилетие
Плещущий родник творчества и успеха
Театральное образование на Урале
Воронежский государственный университет: на пути к совершенству

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ