В симфонии искусств, в гармонии успехаДостижения Уфимской государственной академии искусств лишний раз наводят на мысль, что значительность официальных рейтингов художественного вуза не способна держаться лишь на внешних показателях: внутри них действует живая неформализуемая энергия художественно-творческого созидания. Просмотров: 207
Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова в официальных рейтингах стабильно характеризуется как авторитетное и востребованное образовательное учреждение России и Башкортостана. Но даже некоторые перечисленные здесь достижения лишний раз наводят на мысль, что значительность официальных рейтингов художественного вуза не способна держаться лишь на внешних показателях: внутри них действует живая неформализуемая энергия художественно-творческого созидания. В симфонии искусств, в гармонии успехаЧасть 1. Allegro con spirito Искусство в его самом высоком понимании является главным смыслом всей творческой, образовательной и научной деятельности Уфимской академии искусств. В гармоничном союзе, иначе говоря – симфонии, здесь живут музыка и живопись, театр и танец, европейский академизм органично сочетается с традициями национальной культуры, а исторические художественные стили дополняются голосами и ритмами современного искусства. По сути, здесь сосуществуют три вуза: музыкальный – консерватория, театральный и изобразительных искусств. Музыканты различных специальностей, актеры, режиссеры, танцоры, художники, скульпторы, дизайнеры – все они питомцы одной альмаматер, будущие специалисты высшей художественно-артистической квалификации. Анализ трудоустройства последних лет показывает, что большинство выпускников, до 95 процентов, работает по профилю полученной специальности. Фактически вся культурная инфраструктура республики обеспечивается кадрами, подготовленными в этом вузе. Молодые специалисты работают в оркестрах, театрах, учебных заведениях, филармонии, на республиканском телевидении и радио, в галереях, выставочных залах. А профессиональная адаптация начинает осуществляться еще в процессе учебы, на старших курсах: например, в коллективах Национального симфонического оркестра и Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан, Башкирского государственного театра оперы и балета, Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова. Выпускники-музыковеды востребованы как педагоги, музыкальные журналисты и критики, лекторы филармонии, успешно работают редакторами различных изданий, на телевидении в качестве ведущих и авторов музыкальных программ. Часть 2. Andante maestoso Прошедший под знаком культуры 2014 год собрал в пространстве академии еще одну гармонию множеств – художественно-творческих, научных и образовательных достижений. Их поистине «симфонический» размах измеряется отнюдь не количественно: вуз ежегодно проводит сотни концертов, спектаклей, выставок, готовит десятки лауреатов, выпускает по всем направлениям художественной науки и образования исследовательские и методические работы, проводит конференции различных уровней – в том числе и самого высокого, разрабатывает новые учебные курсы. Минувший год порадовал масштабностью замыслов. В ряду творческих проектов как особо масштабный и знаковый выделяется открытый («open air») концерт «Симфоническая ночь», проведенный в июне при участии Молодежного симфонического оркестра и солистов академии. Дирижер – молодой талантливый музыкант Линар Давлетбаев, выпускник УГАИ с отличием, дипломант российских и международного конкурсов. На парковом склоне реки Белой, перед зданием уфимского Конгрессхолла, этот грандиозный праздник музыки длился четыре часа, собрав 20 тыс. слушателей – вдохновленных искусством сердец. Возможность проведения такого яркого и глубокого по воздействию мероприятия коренится в простой формуле: профессионализм и энтузиазм молодых музыкантов и их педагогов плюс поддержка руководства и правительства Республики Башкортостан, в том числе в форме грантов на наиболее значимые творческие проекты в области культуры. В научной жизни академии в 2014 году событиями особо крупной формы стали III Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Наука об искусстве в XXI веке. Инновационные формы научно-исследовательской презентации» (апрель) и Международная научнопрактическая конференция-семинар «Образование в пространстве современной культуры» (ноябрь-декабрь). Конференция молодых ученых проводилась в рамках государственного задания и Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018)». Идея проведения конференции в форме презентаций оказалась чрезвычайно привлекательной. Студенты и аспиранты из разных городов России и СНГ – Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Алматы, Уфы – проявили особый энтузиазм в подготовке и реализации мероприятия. Широкая проблематика обсуждаемых вопросов сочеталась с желанием яркого и впечатляющего, с использованием современной видео и аудиотехники, донесения идей до слушателя. Обязательное условие – использование принципа представления – проявилось не только в использовании технических средств для яркой и живой иллюстрации, доклады студентов и аспирантов включали ансамблевое музицирование, короткометражный фильм, аналитический диалог. Серия докладов о старинных танцах сопровождалась выступлениями студентов хореографического отделения. Осенняя – двухчастная, то есть состоящая из ноябрьской и декабрьской сессий, – Всероссийская научно-практическая конференция-семинар «Образование в пространстве современной культуры» собрала преподавательскую аудиторию и запомнилась благодаря целому ряду осуществленных инициатив. Среди них многочасовой семинар доктора искусствоведения, профессора МГК им. П.И. Чайковского Часть 3. Fugato Любая симфония, гармоничная в итоге, вырастает из первичного замысла и упорного труда. Такой путь в минувшем году проделан академией по взаимодействию с образовательными учреждениями культуры и искусства начального и среднего звена. Безусловно, вуз со дня основания осуществляет свою деятельность, сотрудничая с коллективами детских школ и училищ (колледжей) искусств, особенно расположенных в Башкортостане. Однако в 2014 году удалось достичь принципиально нового уровня взаимодействия. В специально разработанную «покафедральную» программу профориентационной работы были включены творческие, учебно-методические, организационные, научные мероприятия. Яркими впечатлениями и творческими откровениями для учащихся, студентов и преподавателей школ и училищ стали выездные проекты кафедр академии, конкурсы, организованные в концертных залах УГАИ, учебном театре, на сценических площадках Уфы. В большинстве случаев организационным стержнем творческого и учебно-методического партнерства становились курсы повышения квалификации, которые реализуют программы, охватывающие все специальности подготовки довузовского художественного образования. Творческие и методические мероприятия нередко перерастали в обсуждение организационных проблем, направленное на стратегическое консонирование всей вертикали «школа – училище – вуз». Наглядным результатом наступившей активности стало и очевидное многолюдье в дни открытых дверей академии, и предметный интерес будущих абитуриентов к качеству формирования своей будущей квалификации, к деталям организации студенческой жизни в альмаматер. Часть 4. Allegro con brio Конкурсы, гастроли, фестивали традиционно проходят в формате широких границ – художественных, возрастных, географических. Их атмосфера особенно сближает незнакомых прежде людей, подвигая к новому творчеству и развитию. В 2014 году академией искусств, в том числе и согласно госзаданию, была проведена целая серия разнообразных конкурсов. Наиболее впечатляющие из них: VI Открытый конкурс исполнителей башкирской фортепианной музыки им. С.Г. Хамидуллиной – более 350 участников; посвященный сорокапятилетию со дня образования академии Республиканский конкурс исполнителей на башкирских народных инструментах – более 40 участников; Международный конкурс пианистов им. А.Д. Франка – более 50 участников; Всероссийский хоровой фестиваль – первый этап, более 1800 участников; фестиваль театральных постановок, конкурсов чтецов, работ молодых режиссеров – более 50 участников; посвященный стодвадцатилетию со дня рождения Ш. Бабича Республиканский конкурс художественного чтения «Аркадаш» – около 200 участников; посвященный столетию начала Первой мировой войны республиканский конкурс художественно-изобразительных работ – более 100 участников. Специфика конкурсных мероприятий – их широкий резонанс, особая общественная значимость. Академия в такой форме – конкурсной – открывает дорогу творческим устремлениям молодежи, окрыляет их художественно-творческие замыслы. Такой же формат – широкого художественного общения – был характерен и для гастрольных мероприятий Года культуры. Гастроли распахивают не только географические, но и художественно-артистические границы. Более всего это касается студентов: во время выездных выступлений они совершенствуются интенсивнее, иначе проявляют себя творчески, настраиваясь на особый лад. С одной стороны – сказывается молодежный энтузиазм, азарт, с другой – особая ответственность за свой труд перед незнакомой аудиторией. Перед различными студенческими коллективами академии стояла задача не просто собрать репертуар, но нацелить концертную программу на выездное выступление, и она разрешилась в успешных гастрольных выступлениях в Челябинской государственной академии искусств, Казахском национальном университете искусств, поездках в Оренбург, Магнитогорск, Сибай. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|