Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Российское образование в области национального прикладного искусства

Высшая школа народных искусств (институт) – первое и единственное в России государственное учебное заведение, ведущее профессиональную подготовку художников традиционного декоративно-прикладного искусства. Учебными программами, учебно-методическими материалами школы пользуются образовательные учреждения всей страны.

Просмотров: 1709

Нести традиции через века

В.Ф. МАКСИМОВИЧ, ректор Высшей школы народных искусств (института), доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заслуженный учитель РФ

Где бы ни демонстрировались работы студентов Высшей школы народных искусств, им всегда сопутствует успех. Вызывают изумление тончайшие вышивки, кружевные изделия и расписные шали, нарядные платья и костюмы. Можно часами любоваться ювелирными изделиями, резными украшениями из кости, шкатулками с лаковой миниатюрной живописью. Такие достижения являются закономерными результатами воплощения в жизнь уникальной системы непрерывного профессионального образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства.

Когда столетье не преграда

Интерес к созданию учебного заведения подобного рода возник во второй половине XIX века, когда общественность и государство стали поддерживать и развивать народное искусство. За возрождение народных промыслов ратовали промышленники и меценаты Савва Морозов и Савва Мамонтов, художники Сергей Малютин, Поленовы и Васнецовы.

В 1911 году открылась Школа народного искусства, которая с 1912 года разместилась в здании, построенном специально для нее на пересечении реки Мойки и Екатерининского канала, рядом с храмом Спаса на крови.

Ее основательницей стала императрица Александра Федоровна. Школа была призвана готовить инструкторов-преподавателей в области художественной вышивки, кружевоплетения, художественного ткачества и стала первым в истории мировой педагогики профессиональным учебным заведением, выпускавшим специалистов в области народного искусства, материальная и научно-методическая база которого формировалась более ста лет.

В настоящее время, помимо Московского и Рязанского филиалов, в состав Высшей школы народных искусств входят Федоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи, Омский филиал, Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова, Богородский филиал, Сергиев-Посадский филиал, Мстёрский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова.

Итогом плодотворного российско-финского сотрудничества стало открытие филиала Высшей школы народных искусств в городе Порвоо (Финляндия).

Институт сегодня представляет собой многоуровневое образовательное учреждение, реализующее программы средней общеобразовательной школы-интерната с углубленным изучением декоративно-прикладного искусства, программы СПО по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», программы ВПО по направлениям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Живопись» и аспирантуры. В вузе учатся студенты из Архангельска, Вологды, Воронежа, Кондопоги, Мстеры, Палеха, Нижнего Тагила, Торжка, Холуя и даже из таких отдаленных регионов страны, как Камчатка.

Хранители душевного огня

Образование в традиционном прикладном искусстве гораздо шире простого обучения: это подлинное возрождение и развитие многовекового русского национального искусства. О нём мало кто говорил с пафосом, и напрасно: веками создаваемое для прославления России, оно и сегодня необходимо для возрождения памяти народа о предыдущих поколениях. Именно традиционное прикладное искусство является фундаментальной базой профессионального образования в сфере народного искусства.

Высшая школа народных искусств дает не только уникальную возможность получить высшее образование, но и приобрести широкий кругозор по философии, мифологии, культурологии, истории искусства и другим дисциплинам.

Художники, которых готовит учебное заведение, обладая отличной художественной подготовкой, соединяют творческое мышление с глубоким знанием технологии изготовления произведений традиционного прикладного искусства и навыками уникальной ручной работы. Такие художники всегда успешны в индивидуально-творческой, образовательной, экспертной и предпринимательской деятельности.

Достижениями вуза можно считать опыт воссоздания одного из видов русских художественных лаков – так называемого московского письма, реконструкцию техники создания уникального кружевного веера из фондов Эрмитажа и изготовление его копии, успешное возрождение старинных технологий русской народной вышивки – кадомского вениза, вологодских стекол, воронежской вышивки.

Высшая школа народных искусств (институт) – первое и единственное в России государственное учебное заведение, ведущее профессиональную подготовку художников традиционного декоративно-прикладного искусства. Учебными программами, учебно-методическими материалами и научными публикациями школы пользуются образовательные учреждения всей страны.

Процесс образования в области национального прикладного искусства нужно ставить в зависимость только от необходимости воспитания народа собственной культурой, возрождения национального самосознания, превращения народных художественных промыслов в индустрию предметов роскоши.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Как школьника превратить в студента
Лесное образование в условиях Болонского процесса
Инновации в аграрном вузе
Компетентностный подход к подготовке специалистов
Преемственность в системе образования
Инновационное развитие вуза искусств и культуры
Интервью с Ириной Корюкиной о подготовке врачей
ХГИИК: заявка на выпускника
Творческое образование в Чувашской республике
ОГИС: траектория развития творческого вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ