Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Лесное образование в условиях Болонского процесса

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова – первое в стране учебное заведение подобного профиля, основанное указом Александра I в 1803 году. О жизни вуза рассказывает ректор, доктор биологических наук, профессор Андрей Селиховкин.

Просмотров: 1175

Россия без леса – что море без воды

Пристальное внимание к приумножению лесных богатств началось со времен Петра I, про которого писали: «О разведении и соблюдении лесов были государевы многие указы строгие, ибо сие было из важнейших его предметов». Лесу всегда нужен хороший хозяин и умелый работник. Поэтому в 1803 году указом Александра I в Петербурге был основан Лесной институт – первое в стране учебное заведение подобного профиля, ныне Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова. О жизни вуза рассказывает ректор, доктор биологических наук, профессор Андрей СЕЛИХОВКИН

– Конечной целью Болонского процесса является создание единого образовательного пространства. Между тем участие в международной интеграции подразумевает не только обогащение образовательного процесса опытом иностранных партнеров, но и широкое применение коллегами наработок вашего вуза. Каким образом осуществляется эта деятельность Санкт-Петербургским государственным лесотехническим университетом?

– Важной частью Болонской декларации является обеспечение академической мобильности, в результате которой используются сильные стороны вузов-партнеров. СПбГЛТУ заключил 32 международных договора с вузами 14 стран мира. При взаимодействии с европейскими лесными университетами в 2009 году открыта международная программа FORPEC для подготовки магистров, полностью интегрированная в международное образовательное пространство с преподаванием всех дисциплин на английском языке и организованная по блочно-модульному принципу.

Ряд программ университета прошел сертификацию по критериям международного образовательного сообщества IES. В преподавании дисциплин участвуют ведущие ученые в области лесного хозяйства Германии (Клаус Фон Гадов, Норберт Вебер, Альбрехт Бемман), Швеции – Ола Саллнас, Дании – президент IUFRO Нильс Кох, Италии – Давиде Петтенелла, Франции – Бернард Роман-Амат.

В Лесотехническом университете действует международный центр лесной промышленности и лесного хозяйства, реализуются совместные научно-образовательные проекты с Европейским институтом леса. Здесь обучается более 500 иностранных студентов из 40 стран мира, в том числе из США, Японии, Франции, Италии, Швейцарии и других. За последние десять лет выполнены 3 крупных образовательных проекта, финансируемых по программе ТЕМПУС-ТАСИС на сумму более 1,5 млн. евро.

– Университет активно осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования. Расскажите, пожалуйста, об инновационной деятельности в вашем вузе.

– Научные школы охватывают все направления деятельности предприятий лесного сектора: лесохозяйственную деятельность, заготовку, переработку древесины и транспортировку леса. В вузе успешно работают 7 малых инновационных предприятий, реализующих изобретения на практике. Ученые разработали дистанционные методы и ГИС-технологии для уменьшения последствий катастроф на примере лесных пожаров, ветровалов, вспышек лесных вредителей и болезней. Уже практикуются мероприятия по увеличению устойчивости европейских лесов и моделированию безопасности от вредителей и болезнетворных микроорганизмов при глобальном потеплении. Найдены новые решения для повышения эффективности использования ресурсов леса, по переработке отходов древесины в экологически чистые энергоносители, для получения медицинских, сельскохозяйственных продуктов и товаров технического назначения.

– Андрей Витимович, каковы, на ваш взгляд, перспективы дистанционного обучения в университете?

– Дистанционное обучение завоевывает все большую популярность, сегодня студент готов к получению образования с использованием новых технологий, которые давно уже должны стать реалиями современного вуза. Дистанционное обучение заочников, переподготовка кадров для предприятий, использование этого новшества со студентами очной формы обучения позволяют повысить социальную и профессиональную мобильность населения, сократить количество аудиторных часов, получать конкретные знания без отрыва от непосредственной деятельности и расширить образовательное пространство.

Но чтобы внедрить его в вузе в полной мере, необходимо техническое и методическое обеспечение (создание соответствующих программ) и освоение преподавателями интернет-технологий. В университете используются элементы дистанционного обучения, а в 2013 году планируется запустить пилотный проект такого обучения по экономике и управлению.

Но дистанционное обучение ни в коем случае не может стать заменой традиционному. Оно не в состоянии заменить живое общение с однокурсниками и преподавателями, создать атмосферу вузовской среды.

– Технологии, применяемые в деревообрабатывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности, меняются на глазах. Каким образом университет добивается знания учащимися новой техники?

– Практическая подготовка студентов осуществляется на ведущих предприятиях лесной отрасли, с которыми заключено более 100 договоров о сотрудничестве и трудоустройстве. Практика происходит с освоением в реальных условиях современных технологий, изучением передового отечественного и зарубежного опыта.

Ежегодно около 3 тыс. студентов для прохождения практики выезжают на ведущие предприятия отрасли, среди которых Череповецкий фанерно-мебельный комбинат, Приозерский ДОЗ, Севзапмебель, Сыктывкарский фанерный завод, Первая мебельная фабрика, концерн ПВО «Алмаз-Антей», Конструкторское бюро специального машиностроения.

– Характерные для нового времени стремительные изменения в производстве требуют непрерывного обновления знаний и выпускников, и преподавателей вуза. Как построен этот процесс в университете?

– Инновационный поход к реализации приоритетных для отрасли образовательных программ осуществляется с учетом тенденций развития отрасли при непосредственном участии работодателей. Студентам читают лекции ведущие ученые и специалисты: директор Центра защиты леса Ленинградской области Роман Глебов, член-корреспондент РАСХН Игорь Шутов, заместитель генерального директора Рослесинфорга Владимир Архипов, профессор Технологического университета г. Лаппеенранта Ежи Краславски, президент компании «International Paper» в России и СНГ Франц Маркс.

– Одним из важнейших направлений государственной политики является нравственное воспитание молодежи. Как отметил на одной из встреч с общественностью Владимир Путин, фундаментом нашего будущего является патриотизм. Как построена воспитательная работа в вузе, и какие практические меры необходимо предпринять, чтобы поднять ее на более высокий уровень?

– Определяющим воспитательным фактором является наличие благотворно влияющей среды обитания. История Лесотехнического университета – это история создания отечественной лесной науки, воспитания и формирования знаний у выпускников. Формирование мотивации к обучению у студентов, их профессиональное воспитание осуществляется профессорско-преподавательским составом университета через предметные дисциплины, социализация – заместителями деканов по воспитательной работе.

При активной поддержке совета молодых ученых университета ведется популяризация научной работы среди студентов, в результате которой в 2012 году 15 студентов и аспирантов СПбГЛТУ стали дипломантами конкурсов научных работ. Созданы условия для коллективного творчества молодежи: студии танцев, вокального мастерства, клуб любителей истории, КВН, кружки народного творчества. Студенты принимают активное участие в студенческом движении: например, поездки в общероссийский лагерь «Селигер», участие в молодежных научных форумах, экологические акции.

– Главное богатство вуза – его выпускники, которые внесли свой вклад в развитие российской лесной промышленности и других отраслей. Кто из воспитанников СПбГЛТУ вошел в золотую летопись вуза?

– Выпускники Императорского лесного института, затем Ленинградской ордена Ленина лесотехнической академии, Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, ныне университета работали и работают во всех уголках России, республиках бывшего Советского Союза, во всех европейских странах, в США, Канаде, Австралии, Китае и множестве других государств. Везде можно встретить наших выпускников на самых разных должностях, по-разному успешных в жизни и всегда благодарных альма-матер.

Как лучшее время в жизни вспоминали учёбу в университете руководитель Вьетнама Нон Дык Мань, президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров России Мирон Тацюн. Наш вуз закончили десятки руководителей предприятий, работники министерств, выдающиеся учёные, академики и члены-корреспонденты РАН, среди которых А.С. Исаев, Ю.В. Гамалей, Г.Н. Коровин, академики и члены-корреспонденты РАСХН Н.А. Моисеев, Ф.А. Чмыр, И.В. Шутов.

Но и это не главное. Золотая летопись вуза – это 30 тыс. Отечественных и почти 5 тыс. иностранных специалистов, а ещё лесные генетики, химики, мебельщики, ландшафтные архитекторы, экологи, лесоводы, экономисты и управленцы, сотни докторов и кандидатов наук.

– Какими достижения вы как руководитель вуза считаете особенно значимыми?

– Нашему университету есть чем гордиться. Лисинский учебно-опытный лесхоз, занимающий площадь более 28 тыс. гектаров, проводит эксперименты продолжительностью в 200 лет. Такого нет нигде в мире!

Учёные вуза создают уникальные вещи. Чего только стоят разработки лаборатории профессора В.И. Рощина. Медицинские препараты, включая противораковые, среди которых наиболее известен Ропрен, продаются во всем мире. В этой лаборатории родились косметические средства, добавки к кормам и многое другое. Кстати, одна из разработок наших химиков – знаменитый, спасший жизни тысячам людей ленинградский блокадный хлеб.

Сегодня учёными выполняются уникальные экологические исследования. Созданы огнеустойчивые виды древесных материалов, экологически безопасные древесные плиты, средства для борьбы с лесными пожарами, на основе нанотехнологий разработаны покрытия для древесных материалов.

Наш парк и ботанический сад представляют собой природные лаборатории, место практики студентов. Самая богатая на севере университетская коллекция древесных растений насчитывает 2 тыс. видов. За последние пять лет создана коллекция травянистых растений, превышающая 3 тыс. видов.

При этом парк открыт для посетителей. Это очень большая нагрузка на вуз, но ведь важно не только учить студентов и заниматься научными разработками, но и популяризировать знания о природе, окружающем нас мире.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновационная идеология КГТУ
Оценка процессов в системе управления учебным заведением
Южно-Уральский институт управления и экономики: верность миссии
Российское образование в области национального прикладного искусства
Региональный вуз российского значения
Армавирский государственный педагогический университет: оптимальные контуры преобразований
Становление негосударственного вуза в Невинномысске
Государственные задачи негосударственного вуза
Классический университет исследовательского типа
Новосибирская государственная академия водного транспорта: кадры для флота

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ