Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновационное развитие вуза искусств и культуры

Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК) динамично развивается как один из ведущих образовательных комплексов Белгородской области. Вуз является признанным лидером в вопросах методики обучения, воспитания и развития творческой личности.

Просмотров: 1409
ИГНАТОВА Ирина Борисовна – ректор Белгородского государственного института искусств и культуры, доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, академик Петровской академии наук и искусств, член комиссии совета депутатов г. Белгорода по вопросам законности и развития местного самоуправления.
ГРИЧАНИКОВА Ирина Александровна – проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидат социологических наук, доцент. Член Российской социологической ассоциации, член Белгородского отделения Всероссийского научного общества социологов и демографов, член Российского философского общества, член-корреспондент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления.
ЛИТВИНОВА Маргарита Васильевна – проректор по творческой деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидат философских наук, доцент. Профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Белгородского государственного института искусств и культуры, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, сценарист и режиссёр творческих проектов.

Ступени, ведущие к мастерству

Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК) динамично развивается как один из ведущих образовательных комплексов Белгородской области. Вуз является признанным лидером в вопросах методики обучения, воспитания и развития творческой личности.

Именно здесь впервые была создана и внедрена в практику региональная многоуровневая система образования специалистов творческой сферы. Процесс обучения осуществляется по следующим ступеням: школа искусств – колледж – вуз.

Первые, и самые главные шаги на пути к творческим открытиям молодые таланты начинают с занятий в Школе искусств БГИИК. Сегодня это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей в структуре вуза, отличающееся гибкостью и разнообразием программ, методов обучения и воспитания. Около 700 воспитанников занимаются по пяти художественным направлениям: спортивно-бальная, народная и классическая хореография; народный, эстрадный и классический вокал; театральное творчество; декоративно-прикладное творчество и дизайн; народные, эстрадно-джазовые, духовые и струнные инструменты. На базе школы созданы 10 творческих объединений, 4 из которых удостоены звания «Образцового детского коллектива». Каждое объединение – это не только ансамбль, оркестр, студия или театр, но и творческая лаборатория, экспериментальная площадка. В декабре 2012 года Школа искусств БГИИК первой из школ искусств Белгородской области прошла лицензирование на федеральном уровне и с сентября 2013 года работает по общеобразовательным предпрофессиональным программам.

Творчество учащихся Школы искусств БГИИК активно интегрируется в творчество студентов колледжа и вуза. Хореографическая группа образцового ансамбля песни и танца «Везелинка» выступает вместе со студенческим ансамблем песни и танца «Везелица». Воспитанники образцового театра-студии «Арлекин» делают совместные творческие работы со студентами колледжа под руководством преподавателей кафедры актерского искусства. Учащиеся классов гитары и трубы создают концертные номера вместе со студентами, обучающимися по программам среднего профессионального образования, под началом педагогов кафедры музыкального искусства эстрады и звукорежиссуры. В коллективной деятельности учащиеся успешно осваивают азы профессии, адаптируются к творческой среде.

Продолжая заниматься в творческих коллективах колледжа и вуза, выпускники Школы искусств совершают дальнейшие шаги по освоению профессионального мастерства. Гармоничное сочетание учебных и внеучебных форм деятельности способствует повышению эффективности образовательного процесса. Неслучайно Белгородский государственный институт искусств и культуры славится своими творческими коллективами и солистами – лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Воспитанники института ведут интересную насыщенную концертную деятельность, активно участвуют в мероприятиях вуза, города, области, страны, неизменно демонстрируя высокий уровень подготовки. Немало наград завоевано на престижных международных конкурсах в Италии, Германии, Сербии, Чехии, Словакии, Украине, Объединенных Арабских Эмиратах и других странах.

На базе вуза созданы и профессиональные, и народные образцовые коллективы. Высокий профессиональный статус имеют ансамбль песни и танца «Везелица», основной целью которого является сохранение и трансляция образцов народного песенного и хореографического творчества, а также театр свободной пластики «Высота», для которого, напротив, характерно стремление к максимальной свободе самовыражения средствами современного искусства. Среди народных коллективов вуза: эстрадно-джазовый оркестр «Биляр-Бэнд», оркестр русских народных инструментов «Велес», студенческий театр эстрадных миниатюр «СемьЯ», ансамбль барабанщиц «Дефиле», ансамбль скрипачей «Тутти», ансамбль бального танца «Диамант», ансамбль современного танца «Антре», академический хор, театр моды «Акцент», студия эстрадного вокала «Фортуна», молодежная театральная студия «Новая сцена», эксклюзивный в Белгородской области ансамбль барабанщиков «Драмания». В фольклорном направлении работают ансамбли «Млада», «Дивия», «Лазоревый цвет», «Раздолье», «Белгородцы» и другие объединения.

Студенты познают вкус сценической жизни и на практике совершенствуют исполнительское мастерство. Творческие занятия во внеучебное время становятся для них не менее значимыми, чем лекции и практикумы в рамках основных образовательных программ. Концертно-исполнительская деятельность воспитанников способствует саморазвитию, самореализации, личностному и духовному росту.

В магистратуре и аспирантуре вуза студенты получают фундаментальные знания по своей профессии, осваивают, исследуют, создают, внедряют инновации в социально-культурное пространство региона. Многоуровневая система образования в Белгородском институте искусств и культуры способствует обучению конкурентоспособных специалистов сферы искусств и культуры, воспитанию инициативных, творческих личностей с нестандартным мышлением, подготовке высококвалифицированных кадров для формирования инновационного, успешного и светлого будущего нашей страны. Выпускники института востребованы не только на региональном рынке труда, но и в России в целом.

Инновации – ключ к успеху

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в
своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.

Из Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Залогом успеха современного специалиста, работающего в сфере искусств и культуры, является сочетание таких противоречивых, на первый взгляд, качеств как инициативность и исполнительность, одухотворённость и предприимчивость. К профессионально значимым качествам личности можно также отнести высокую работоспособность, креативность, мобильность, организаторские и лидерские качества. Выпускник должен обладать большим количеством общекультурных и профессиональных компетенций, развить которые за время обучения в вузе можно только при условии построения образовательного процесса на основе интеграции с научно-исследовательской деятельностью и производством.

Для решения этой задачи вузу искусств и культуры важно перейти на инновационно ориентированный путь развития, что в свою очередь позволит занять устойчивые позиции на рынке образовательных услуг. Как ресурсный центр непрерывного образования в профильной среде БГИИК является примером реализации инновационной модели профобразования. Созданный в 2000 году на базе Белгородского культурно-просветительного училища (1960), институт является одним из самых молодых государственных вузов этого профиля, но уже многого достиг.

В истории развития БГИИК можно выделить две стадии. Первая из них характеризуется последовательным улучшением значений отдельных показателей деятельности высшего учебного заведения, а именно процента остепенённости профессорско-преподавательского состава, расширения спектра направлений подготовки специалистов, повышения качества подготовки. Это позволило к 2011 году сформировать 5 факультетов и 29 кафедр различной направленности: гуманитарных, библиотечных, социальных, педагогических наук, а также хореографического и музыкального искусства, дизайна и режиссуры. Кроме того, в структуру вуза вошли Школа искусств и Музыкальный колледж им. С.А. Дегтярева.

Целью второго этапа развития БГИИК с начала 2011 года стал выход на позиции вуза, представляющего регион на уровне государства и за рубежом. Институт выступил в качестве экспериментальной площадки для внедрения системы стимулирования исследовательской и инновационной деятельности. Планирование и реализация ее ведутся с учётом современных задач, стоящих перед вузами творческого профиля и основных постулатов социокультурной инноватики. Каждый из элементов структуры управления научно-исследовательской деятельностью направлен на организацию и контроль ключевых аспектов, представляющих начальные этапы инновационного процесса: рождение инновационных идей, проведение прикладных исследований, создание научных разработок, инновационных моделей и технологий, оформление прав на интеллектуальную собственность.

Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК) создан в 2000 году. На пяти факультетах вуза реализуются программы по четырем укрупненным группам специальностей/направлений подготовки: «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство», «Сфера обслуживания».
В 2006 году в БГИИК открыта аспирантура, где ведется подготовка по научным специальностям трех отраслей наук: «Документальная информация», «Педагогические науки» и «Культурология».
В структуру института входят Школа искусств, региональный центр дополнительного профобразования, региональный учебно-методический центр по художественному образованию и Музыкальный колледж им. С.А. Дегтярева.
С 2011 года ректором БГИИК является доктор педагогических наук, профессор Игнатова Ирина Борисовна.

Анализ системы общей градации вузов позволяет утверждать, что на сегодняшний день БГИИК является вузом трансформирующимся, интенсивно развивающимся. Важным условием успешности инновационного развития является определение вузом «своей ниши». Для БГИИК это искусство – развитие актёрского, хореографического, музыкального искусства и подготовка профильных кадров (музыкантов, вокалистов, художников, скульпторов, актёров, артистов балета), а также создание единого IT-пространства библиотечно-информационных структур, подготовка специалистов по музейному делу, издательской деятельности.

Уровень подготовки отвечает требованиям, предъявляемым к федеральным вузам на российском и международном рынке образовательных услуг.

Одним из важнейших направлений вуза является международная деятельность. На сегодняшний день БГИИК сотрудничает со многими странами: США, Оманом, Сербией, Китаем, Туркменистаном, Украиной, Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами, Ираком, Ираном и другими. Ориентация на международную деятельность обусловлена и внешними, и внутренними факторами развития вуза. В этом плане институт находится в авангарде, так как здесь уже реализуется программа академического обмена: например, с Академией музыки Университета г. Восточное Сараево (Босния и Герцеговина). Особое значение придается обучению студентов из бывших советских республик, которые не только изучают русский язык, но и глубоко знакомятся с культурными и духовными ценностями народов России.

В Белгородском государственном институте искусств и культуры, помимо сохранения и развития традиционной культуры, большое внимание уделяется инновационной деятельности, этот вуз является первым творческим учебным заведением России, создавшим на своей базе бизнес-инкубатор, в структуру которого входят 8 малых предприятий: «Серпантин» – оказывающее услуги по комплексной подготовке, организации и проведению современных праздников с элементами традиций народной культуры; «Апогей» – предоставляющее полиграфические и дизайнерские услуги, проводящее профильные курсы повышения квалификации и занимающееся рекламой; «Арт-Декор» – разрабатывающее и производящее сувенирную продукцию, предметы декоративно-прикладного искусства; «Акцент» – специализирующееся на дизайне и производстве текстильных материалов, одежды; театр свободной пластики «Высота» – занимающийся организацией и постановкой концертов и сценических выступлений, деятельностью в области дополнительного образования детей, постановкой хореографических номеров классического и современного балета, авторских спектаклей по оригинальным сценариям; «Иридис» – оказывающий услуги по полиграфии, рекламе и дизайну; «Искусство красоты» – формирующее стилевую индивидуализацию личности и ее культурно-эстетический облик; «Горизонт» – популяризирующий и распространяющий русский язык и национальную культуру среди иностранных граждан, обучающихся в вузах Белгородской области, а также разрабатывающий этнотуристические маршруты.

В вузе ведется работа по созданию виртуальных музеев, этнокультурных карт славянской культуры, развитию современных технологий проектной, образовательной, научно-творческой деятельности. Следующим этапом станет трансфер технологий. Международное направление деятельности и трансфер социокультурных технологий – залог успешного вхождения в мировое образовательное пространство.

Сегодня Белгородский государственный институт искусств и культуры плодотворно развивается, открывая новые горизонты для обучения и совершенствования профессиональных навыков, осваивая новые культурные проекты, стремясь к высоким стандартам качества образования, играя все более активную интеграционную роль в региональном, федеральном и международном образовательном пространстве. Руководство и коллектив БГИИК твёрдо убеждены, что современный вуз культуры должен способствовать сохранению национальной идентичности россиян в геополитическом пространстве, иметь устойчивые позиции на региональном, российском и международном рынках образовательных услуг.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: белгородская область, инновации, творческое образование, ВПО, БГИИК, alma mater, ао-66

Похожие материалы:
Коммерциализация инноваций – сфера тонкая
ХГИИК: заявка на выпускника
БГИИК: в формате инновационного развития
Творческое образование в Чувашской республике
Образование с учетом специфики Севера
Высшая школа музыки: подводя итоги
Пермский госуниверситет: вектор развития
Российское образование в области национального прикладного искусства
Ресурсы развития вуза – гибкость и профессионализм
Региональный университет как интегрированная система

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#103Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б. Васильева реализует эффективную образовательную стратегию
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
#110Опыт и традиции подготовки специалистов
#105Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ