Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Высшая школа музыки: подводя итоги

Подводя итоги двадцатилетней деятельности Высшей школы музыки, завершившей становление в Якутии полной системы музыкального образования, нельзя не вспомнить исторические вехи её создания.

Просмотров: 1522
И.И. НАУМОВ, ректор Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) (института) им. В.А. Босикова

Подводя итоги двадцатилетней деятельности Высшей школы музыки, завершившей становление в Якутии полной системы музыкального образования, нельзя не вспомнить исторические вехи её создания.

Становление

Известно, что развитие художественной культуры Якутской АССР в течение многих послеоктябрьских лет немало запаздывало по сравнению с другими республиками бывшего СССР. Хотя, конечно, в регионе имелись такие яркие факты культурно-художественного становления, как, например, рождение якутского театра. Во второй половине ХХ века были созданы музыкально-драматический, а затем и музыкальный театры, симфонический оркестр радиокомитета, открылись республиканская музыкальная школа, музыкальное училище, детские музыкальные школы во всех районах республики. В те годы проявились огромные трудности с кадровым обеспечением музыкального искусства Якутии: в сущности, деятельность творческих музыкальных учреждений и учебных заведений почти полностью держалась на приезжих специалистах.

Критическая нехватка собственных музыкантов, в частности, оркестрантов и преподавателей музыкальных школ, особенно проявилась в 90-е годы, когда искусство Якутии обрело новые импульсы развития. Уже тогда в общественном сознании населения республики зрели идеи расширения сферы профессионального музыкального образования и, прежде всего, организации целенаправленного обучения одаренных детей из всех районов Якутии в специальной школе-интернате.

Эти идеи поддержал первый президент республики М.Е. Николаев, понимавший, что без подготовки собственных талантливых кадров неосуществимо ни создание учреждений искусства, ни художественное воспитание подрастающих поколений, ни развитие духовности населения на основе классического искусства. Поэтому, когда начались реформы в сфере российского образования и открылась возможность создавать альтернативные учебные заведения нового типа, на базе «канадской деревни» по Указу Президента РС (Я) был основан трехступенный вуз, объединивший в едином комплексе начальное, среднее и высшее музыкальное образование. Обучение ведется в загородном комплексе, построенном в лесной зоне неподалеку от Якутска и состоящем из комфортабельных коттеджей.

Так в 1993 году была создана Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) – необычное по замыслу и воплощению государственное бюджетное образовательное учреждение, поставившее своей целью подготовку высококвалифицированных музыкантов-исполнителей. Первым ректором был назначен В.А. Босиков, плодотворно проработавший в этой должности пятнадцать лет. Ныне школа носит его имя.

Всесторонний подход

Освоение профессионального мастерства высокоодаренными музыкантами в Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) (института) им. В.А. Босикова происходит непрерывно на основе воспитания в учащихся потребности постоянного самосовершенствования.

Высшая школа музыки представляет собой единственную в России модель образовательного учреждения, объединяющего три ступени профессионального обучения музыканта. Её основными особенностями являются совмещение в 1-9 классах начальной (предпрофессиональной) музыкальной подготовки повышенного уровня с основным общим образованием, реализация в 10-11 классах полного комплекса учебных программ СПО, концентрация в ВШМ лучших музыкально-педагогических сил Якутска и привлечение в качестве постоянных консультантов мастеров музыкальной педагогики Московской и Петербургской консерваторий, Российской академии музыки имени Гнесиных. Важнейшим приоритетом этого процесса стала практикоориентированная подготовка специалистов. Начиная со средних классов, учащиеся привлекаются к практической деятельности в школьных и производственных коллективах, в оркестрах театра оперы и балета, цирка, государственной филармонии республики, в ансамбле скрипачей «Виртуозы Якутии».

Благодаря выпускникам укомплектованы творческие коллективы недавно созданной Государственной филармонии Республики Саха (Якутия): симфонический и духовой оркестры, струнный ансамбль «Arco ARTico», «Камерата Якутск», брасс-квинтет. Восполнен недостаток оркестрантов в Государственном театре оперы и балета Республики Саха (Якутия), Национальном театре танца Республики Саха (Якутия) имени С.А. Зверева и Госцирке, в Алданском государственном концертном оркестре, вокальном ансамбле «Туймаада».

Музыкальная география

Важнейшей частью образовательного процесса в ВШМ является активная концертная деятельность учащихся и студентов. Без малого двадцать лет Высшая школа музыки фактически выполняла функции филармонии. Детско-юношеская филармония ВШМ продолжает работать и сейчас. Большой интерес вызывают выступления солистов и творческих коллективов школы в концертном зале им. П.И. Чайковского, в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, в Большом театре и Кремлевском дворце съездов. В этот список вошли и зал им. Е.В. Светланова в Московском международном Доме музыки, залы музея им. А.С. Пушкина и Оружейной палаты, Большой зал Московской консерватории и Концертный зал РАМ им. Гнесиных, залы ЮНЕСКО в Париже и Страсбурге. Питомцы якутской Высшей школы музыки выступали в Италии, Франции, Австрии, Англии, Германии, Японии, Израиле, Португалии, Венгрии, Хорватии, Китае, Корее, Болгарии, Монголии, Казахстане, Украине и других странах.

Нестандартный подход к решению учебных и творческих задач позволил сформировать Государственный ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии», по праву считающийся визитной карточкой республики. В Высшей школе музыки успешно функционируют симфонический, камерный и духовой оркестры, младший ансамбль скрипачей, ансамбли виолончелистов и арфистов, квинтет деревянных духовых инструментов, ансамбль флейтистов и другие коллективы.

ВШМ является организатором крупных республиканских и международных творческих проектов. Среди них международный юношеский конкурс «Скрипка Севера», с 1997 года ставший традиционным. С 2000 года ВШМ ежегодно проводит республиканский открытый конкурс молодых исполнителей «Новые имена Якутии», включающий все номинации музыкального искусства. С 2002 года проводится ежегодный Пасхальный фестиваль искусств «Золотые купола», в котором принимают участие ведущие деятели литературы, искусства и науки из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска и других городов, выступая с просветительскими концертами и творческими встречами. Заметны достижения в научной и методической работе. Издается сборник научных трудов, в котором публикуются материалы ежегодно проводимых научно-практических конференций, выпускаются монографии, методические разработки, нотные сборники, учебные и нотные пособия, диски CD и DVD. ВШМ является учредителем научно-методического и музыкально-просветительского журнала «Якутия музыкальная», являющегося единственным изданием подобного рода в Дальневосточном федеральном округе. Студенты вуза и старшеклассники приобщаются к научно-исследовательскому поиску, уже состоялись 6 студенческих научных конференций, материалы которых опубликованы.

ВШМ стала методическим центром, оказывающим помощь развитию начального музыкального образования в республике. Осуществляется стажировка, курсы повышения квалификации и мастер-классы проводятся не только в школе, но и на местах. Эта работа открывает возможность получения высшего образования преподавателям других образовательных учреждений республики. Третий год в ВШМ функционирует летняя творческая школа для учащихся и преподавателей музыкальных школ республики. Теперь уже никто не удивляется победам якутян в международных конкурсах, фестивалях и смотрах. За двадцать лет учащиеся и студенты Высшей школы музыки около 700 раз становились лауреатами и дипломантами конкурсов международного, всероссийского и регионального уровней. Признанием достижений ВШМ стал выбор Якутска местом проведения в 2010-2012 годах отборочных туров I Всероссийского музыкального конкурса. Образовательная программа подготовки специалистов-музыкантов в 2010-2012 годах была включена экспертным сообществом России в справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России». По итогам конкурса «100 лучших вузов России», проведенного в 2009 году Независимым общественным советом, ВШМ стала лауреатом в номинации «Лучший национальный профильный вуз», а в 2011-2013 годах вошла в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России».

Всегда в развитии

Для дальнейшего развития музыкальной культуры республики была лицензирована и внедряется в структуру бакалавриата программа «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» по профилям подготовки «Музыкальная педагогика» и «Компьютерная музыка и аранжировка». С 2011 года ВШМ перешла на реализацию новых ФГОС ВПО по специальностям «Искусство концертного исполнительства» и «Музыкально-театральное искусство».

Дальнейшее развитие Высшей школы музыки связано с реализацией республиканского проекта «Музыка для всех». Совсем недавно ВШМ провела I Международный конгресс «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества», в котором приняли участие крупные российские и зарубежные деятели в области художественной культуры, музыкального искусства и образования. Конгресс, признавая выдающуюся роль музыкального образования в становлении личности, укреплении ее конкурентоспособности и социальной адаптивности, провозгласил расширение доступа к музыкальному образованию с целью развития культуры и национальной системы образования. Средством реализации этой задачи является проект «Музыка для всех», обсуждению которого и был посвящен конгресс в Якутске. Его девизом стало высказывание первого президента республики М.Е. Николаева: «Приобщение к музыкальной классике не привилегия, а право каждого гражданина республики».

Осуществление перспективных начинаний, безусловно, связано с укреплением материальной базы Высшей школы музыки: планируется строительство интерната на 150 мест, в котором будут созданы прекрасные условия для жизни, отдыха и самостоятельных занятий детей. В дальнейших планах развития ВШМ – строительство учебного корпуса и концертного зала на 200 посадочных мест. Для осуществления намеченного в 2013-2018 годах правительством республики обещана большая поддержка. Так, строительство интерната и школы вошли в федеральную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». С вводом в эксплуатацию интерната появится возможность поселить в освободившихся коттеджах приглашенных высококвалифицированных специалистов и разместить больше студентов, в том числе из-за пределов республики и зарубежья.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия), республика саха (якутия), музыкальное образование, alma mater, ао-66

Похожие материалы:
Брянская сельскохозяйственная академия: труд во имя будущего
Опорный прыжок в будущее спорта. Передовой опыт вуза
Ставропольский институт бизнеса и технологий «Бизнестранс»
Болонский клуб в Донском государственном техническом университете
Ресурсы развития вуза – гибкость и профессионализм
Лаборатория инноваций в творческом вузе
Образование с учетом специфики Севера
Инновационное развитие вуза искусств и культуры
Региональный университет как интегрированная система
Исследовательская деятельность в Пермской фармацевтической академии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В «Сколково» пройдет восьмой форум «Открытые инновации»
МОСКВА, 7 октября 2019 года. — С 21 по 23 октября в Технопарке «Сколково» состоится VIII...
III Уфимский международный салон образования
С 6 по 9 ноября в г. Уфа Республики Башкортостан на площадке ВК «ВДНХ-ЭКСПО» состоится III...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#101Медицинский колледж Управделами Президента РФ готовит конкурентоспособных специалистов
#104Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования
#102Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
#104Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia
#109Популяризация и продвижение русского языка в России и мире
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ