Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Региональный университет как интегрированная система

В конце прошлого года появился новый вуз – Ивановский государственный политехнический университет (ИВГПУ), образованный путем объединения Ивановского архитектурно-строительного университета и Ивановской текстильной академии. О своем видении развития нового учебного заведения рассказывает ректор вуза, доктор технических наук Роберт АЛОЯН.

Просмотров: 1476

В основу стратегии развития нового вуза – Ивановского политехнического университета – положена концепция научно-образовательно-производственного кластера

В ходе дискуссии в Тверском госуниверситете в апреле нынешнего года генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина заявила, что результативность реформы образования в Российской Федерации зависит от расширения полномочий вузов и укрепления региональных учебных заведений. В конце прошлого года появился новый вуз – Ивановский государственный политехнический университет (ИВГПУ), образованный путем объединения Ивановского архитектурно-строительного университета и Ивановской текстильной академии. О своем видении развития нового учебного заведения рассказывает ректор вуза, доктор технических наук Роберт АЛОЯН.

АЛОЯН Роберт Мишаевич – ректор Ивановского государственного политехнического университета (ИВГПУ), доктор технических наук.
Родился в 1960 году в деревне Джарарат (Армения). С отличием окончил технологический факультет Ивановского инженерно-строительного института по специальности «Гидромелиорация». Трудовую биографию начал в альма-матер: доцент, профессор, заведующий кафедрой, первый проректор, ректор ИГАСУ. С ноября 2012 года – ректор ИВГПУ.
Среди научных интересов – формирование организационных механизмов развития ЖСК, разработка новых строительных материалов на основе прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий. Автор более 260 научных работ. Профессор. Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук.
Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Почетный строитель России. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

– Роберт Мишаевич, какая концепция положена в основу деятельности нового университета?

– Необходимо подчеркнуть, что благодаря поддержке Минобрнауки РФ и лично Дмитрия Ливанова, а также руководства области стало возможным возрождение Ивановского политеха, созданного в далеком 1918 году по инициативе М.В. Фрунзе, но прекратившего свое существование в 30-е годы. Новый университет призван стать лучше и эффективнее, чем объединившиеся – важно отметить, на добровольной основе – вузы (для справки, по данным мониторинга прошлого года, ИГАСУ и ИГТА были отнесены к числу эффективных). ИВГПУ должен отвечать жестким требованиям сегодняшнего дня, принимать деятельное участие в решении грандиозных задач, поставленных президентом и правительством страны. Вуз обязан приносить практическую пользу региону, иметь выход на мировой уровень, обеспечивать высокое качество оказываемых образовательных услуг, активно развивать научно-исследовательскую деятельность, реализовывать социальные проекты и заниматься, что очень актуально, воспитанием молодежи.

Именно поэтому в основу стратегии развития университета положена концепция научно-образовательно-производственного кластера.

– Возможно ли модели из бизнеса перенести в сферу профессионального образования, ведь критерии мониторинга деятельности вузов, в частности, предполагают, что ректор должен взять на себя роль эффективного управленца? Какими вам представляются наиболее перспективные модели управления вузом?

«Многие разработки ученых вуза связаны с программой стратегического развития Ивановской области до 2020 года и встроены в развитие текстильного кластера, строительного комплекса и производства строительных материалов, развитие дорожного строительства, туризма и сервиса».

– Не стал бы ставить знак равенства между образованием и бизнесом, ведь основная задача последнего – получение прибыли. Государственное образовательное учреждение не может считать эту задачу для себя первостепенной. Безусловно, ректор обязан быть эффективным управленцем: с позиции выполнения тех задач, которые стоят перед вузом, это качественное образование, инновационная научная деятельность, приносящая практическую пользу региону и стране в целом, воспитание молодежи и формирование интеллектуально развитого гражданина современного общества. Но некоторые рациональные элементы управления, характерные для бизнеса, могут быть использованы сферой профобразования. Это организационная гибкость, готовность к изменениям, открытость вызовам, толерантность к неудачам, формирование стимулирующей среды, использование новых принципов измерения и оценки качества труда, развитие организации как интегрированной системы. С нашей точки зрения, для вуза наиболее эффективной и привлекательной является модель инновационного университета. Ее преимущества в том, что с одной стороны она нацеливает вуз на активное вхождение в рыночные отношения, а с другой – «предопределяет» профессионализм сотрудников и рост их квалификации.

– Опыт оптимизации отечественной высшей школы, одним из инструментов которой является объединение вузов, дает как позитивные, так и негативные примеры. Как вы оцениваете первые итоги деятельности нового университета?

– Думаю, что какие-либо итоги подводить еще рано. Однако уверен, объединение ИГАСУ и ИГТА – это, несомненно, правильный и разумный шаг, отвечающий духу времени. Профессионально-педагогическое сообщество ничего не потеряло, а в числе приобретений мощный внутренний стимул к развитию, обновлению и совершенствованию.

Мы осознаем, что современные реалии – высокий уровень конкуренции в сфере образовательных услуг и вызовы, предъявляемые системе высшего образования извне, – не позволяют стоять на месте, требуют постоянного динамичного развития. В условиях вновь созданного университета мы переходим на эффективные контракты с преподавателями, создаем организационные структуры, которых ранее не было, расширяем сферы деятельности, в том числе международной. На сегодняшний день активно работаем над программой стратегического развития ИВГПУ. «Точки опоры» программы – совершенствование системы многоуровневого профессионального образования, от начального до послевузовского, активизация научно-исследовательской и инновационной деятельности, повышение качества образовательных услуг, укрепление материально-технической базы, повышение эффективности труда преподавателей, в том числе за счет повышения оплаты их труда, укрепление связей с работодателями, интеграция образования и науки в национальное и мировое экономическое пространство, оптимизация организационной структуры и повышение эффективности управления вузом.

– Каким вы видите спектр научных исследований ИВГПУ? Что можете сказать об интеграции вуза в экономическое пространство региона и страны – сегодня и в перспективе?

«Мы не боимся ставить амбициозные, но выполнимые цели. Среди них – стать не только самым крупным вузом в Ивановском регионе, но и самым значимым и эффективным».

– Спектр исследований, реализуемых университетом, достаточно широк, охватывая 11 научных отраслей и 24 научных направления. Многие разработки ученых вуза связаны с программой стратегического развития Ивановской области до 2020 года и встроены в развитие текстильного кластера, строительного комплекса и производства строительных материалов, развитие дорожного строительства, туризма и сервиса. Значительная доля НИОКР реализуется совместно с Российской академией архитектуры и строительных наук. В вузе созданы и эффективно функционируют 9 малых инновационных предприятий, выполняющих исследования и разработки по различным направлениям, имеющим большое практическое значение. В частности, научно-творческий центр университета «Архпроектинновация» осуществляет в сотрудничестве с администрациями муниципальных образований Ивановской области сквозное проектирование: от генеральных планов и градостроительных решений до конкретных жилых и нежилых объектов.

Среди наиболее значимых направлений можно также выделить исследования в области разработки технологий получения текстильных продуктов на основе новой сырьевой базы, обеспечивающей снижение импортозависимости отрасли. Разработки ученых университета явились веским основанием для включения его в реестр участников технологической платформы РФ «Текстильная и легкая промышленность». В ближайшей перспективе – решение задачи создания межотраслевых научно-исследовательских центров, центров коллективного пользования для привлечения в научно-исследовательскую сферу в первую очередь представителей молодежи.

– Один из магистральных трендов сегодняшнего дня – вузы должны быть ориентированы на потребности работодателей. Каким видится контент сотрудничества ИГТУ и будущих работодателей выпускников?

– Благодаря деятельности созданного в вузе центра содействия трудоустройству и управления карьерой выпускника налажено эффективное сотрудничество с работодателями, которые охотно трудоустраивают выпускников ИВГПУ. Так, по данным рейтинга Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, в 2012 году наш центр занял третье место среди вузов страны. Ежегодно проводится ярмарка вакансий, на которую собираются работодатели различных регионов и выпускники вуза, завершившие обучение по программам высшего, среднего и начального профессионального образования. Работодатели входят в состав государственных аттестационных комиссий по защите выпускных квалификационных работ будущих специалистов. Успешно решается проблема трудоустройства выпускников за счет правильного формирования и планирования структуры набора студентов по направлениям подготовки и специальностям: в ИВГПУ представлены все уровни профобразования – от начального до послевузовского и дополнительного образования.

– Какие направления международного сотрудничества будут приоритетными для ИВГПУ? Какие дивиденды рассчитывает получить вуз от реализации наиболее значимых международных проектов?

– Поскольку университет находится на этапе реорганизации, продолжается реализация тех международных проектов, инициаторами которых были вузы, вошедшие в состав политехнического университета. Это проект «Безопасность движения», проводимый под эгидой Всемирной организации здравоохранения при ООН, TEMPUS (Италия), проекты по международной мобильности студентов и преподавателей – в сотрудничестве с Польшей, Германией, Арменией и Казахстаном. Дивиденды рассчитываем получить от участия наших преподавателей и студентов в международных выставках в Швейцарии, Нидерландах, Китае. Так, недавняя поездка в Китай, где были представлены коллекции костюмов студентов кафедры текстильного дизайна, показала, насколько велик потенциал ИВГПУ. Во время представления конкурсных работ, получивших в итоге высокое международное признание, мы испытали огромное чувство гордости и уважения к таланту своих коллег и студентов.

– Летний набор абитуриентов проводился уже не в ИГАСУ и ИГТА, а в политехнический университет. Как вы оцениваете итоги первого набора в объединенный вуз? Принесла ли приемная кампания какие-либо неожиданные результаты?

– Действительно, летний набор абитуриентов осуществлялся уже в новый вуз – политехнический университет. ИВГПУ получил из Минобрнауки РФ самые высокие в Ивановском регионе контрольные цифры приема – 989 человек, и они были выполнены в полном объеме. Прием осуществлялся по 33 направлениям подготовки бакалавров, 14 – магистратуры, 5 специальностям высшего образования, по 16 программам начального и 6 – среднего профессионального образования. Без сомнения, сочетание всех уровней образования в рамках одного образовательного учреждения является конкурентным преимуществом ИВГПУ.

Каких-либо неожиданных результатов эта приемная кампания не принесла. Как и прежде наиболее востребованными направлениями подготовки стали архитектура и дизайн, сервис, конструирование изделий легкой промышленности, история костюма и текстиля, наноинженерия, информационные системы и технологии, строительство уникальных зданий и сооружений, технология транспортных процессов. Радостно осознавать, что первый набор в новый университет состоялся. Вручение студенческих билетов первокурсникам прошло по традиции в День знаний на одной из центральных площадей города Иваново и было приурочено не только к возрождению политехнического университета, но и 95-летнему юбилею Иваново-Вознесенской губернии. В торжественной церемонии приняли участие губернатор Михаил Мень, глава администрации города Александр Кузьмичев. Первокурсники получили символич на ескую зачетку с автографом губернатора – это очень почетно и вместе с тем ответственно.

– И заключительный вопрос. Каким предполагается ближайшее и отдаленное будущее возрожденного университета?

– Ближайшее будущее – это успешное завершение организационных мероприятий внутри ИВГПУ. В настоящее время создан главный орган управления – ученый совет, в состав которого вошли руководители наиболее крупных структурных подразделений, ведущие преподаватели и сотрудники университета. Важным событием также явилось получение лицензии на ведение образовательной деятельности в новом университете, разрешения на работу диссертационных советов по защите докторских диссертаций. Все свои позиции мы сохранили, даже приумножили. Уже состоялся первый выпуск Ивановского государственного политехнического университета – около 2 тыс. человек, причем 203 выпускника получили дипломы с отличием. На сегодняшний день мы занимаемся оптимизацией организационной структуры.

Решением ученого совета университета были созданы централизованные службы управления финансами, кадрами, информационными потоками, хозяйственной деятельностью, а также принято решение о создании целого ряда общеуниверситетских центров, занимающихся вопросами качества образования, воспитания студентов, трудоустройства выпускников и профориентации. Параллельно идет процесс структуризации и укрупнения кафедр с целью повышения их эффективности. Это органично согласуется с концепцией университета как совокупности специализированных институтов и крупных центров.

Чуть более отдаленное будущее ИВГПУ видится позитивным. Мы не боимся ставить амбициозные, но выполнимые цели. Среди них – стать не только самым крупным вузом в Ивановском регионе, но и самым значимым и эффективным. Для этого, безусловно, необходимы финансовые ресурсы и инициативный коллектив с высоким творческим потенциалом. Можно с гордостью отметить, вторая составляющая у нас уже есть – коллектив работает слаженно и эффективно. Финансы сумеем привлечь, в том числе за счет развития НИР и участия в различных грантах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ивановская область, кластер, ВПО, ивановский государственный политехнический университет, alma mater, ао-66

Похожие материалы:
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия: испытание кризисом
Инновационная идеология КГТУ
Высшая школа музыки: подводя итоги
Становление негосударственного вуза в Невинномысске
Региональный вуз российского значения
Ресурсы развития вуза – гибкость и профессионализм
Инновационное развитие вуза искусств и культуры
Владимир Рудашевский: «Проблема взаимоотношений работодателей с вузами не имеет простого решения»
Южно-Уральский институт управления и экономики: верность миссии
Государственные задачи негосударственного вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего образования
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего...
RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
Информационно-аналитический портал российской национальной нанотехнологической сети RusNanoNet.ru...
V Всероссийский студенческий форум «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России»
Поволжский государственный технологический университет приглашает вас принять участие в работе V...
Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований»...
Из журнала
#107Учителями Подмосковья опробованы перспективные модели поддержки педагогического роста
#100Бийский педагогический колледж отметил столетний юбилей
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
#103Отраслевая наука в большом долгу у практики
#111Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку