БГИИК: в формате инновационного развитияБелгородский государственный университет культуры и искусств сегодня исполняет роль своеобразного ресурсного центра непрерывного образования в профильной среде. Вуз готов стать «точкой роста» для развития социокультурного кластера Белгородской области и Центрального Черноземья. Просмотров: 2427
Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК), созданный на базе колледжа культуры и искусств в 2000 году, молод. Но это не мешает ему сегодня исполнять роль своеобразного ресурсного центра непрерывного образования в профильной сфере. Вуз готов стать «точкой роста» для развития социокультурного кластера Белгородской области и Центрального Черноземья. От аутентичности – к новым видам искусствОсновной задачей вуза всегда было сохранение, развитие и трансляция народной культуры, традиционных видов искусства, что отражалось на выборе образовательных программ. На современном этапе снижается интерес к аутентичному, народному творчеству. В этих условиях становится принципиально важным формирование в системе образования новой генерации профессионалов, способных не только сохранять и тиражировать традиционные виды искусства, но создавать и реализовывать новые. Так, основной задачей института в условиях модернизации российского социума и глобализации российского образования стало обеспечение конкурентоспособности образовательной системы учебного заведения за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития. Необходимы также генерация новых знаний и проведение прикладных научных исследований и научно-творческих разработок с целью получения востребованного на рынке инновационного продукта, создание системы коммерциализации и продвижения научно-творческих и проектных продуктов на рынок, поддержка предпринимательства, формирование бизнес-мышления в сфере культуры и искусства. Деятельность вуза на современном этапе развития немыслима вне формата инновационного развития. Смена образовательной парадигмы, неизбежная включенность в рыночные отношения, взаимообусловленное воздействие тенденций и его проекция на образовательную сферу обусловили новую потребность БГИИК. Это поиск путей, обеспечивающих повышение стабильности и создающих реальные основы для переориентации образования в направлении своевременного удовлетворения обновляющихся запросов социума на подготовку конкурентоспособных специалистов. Одним из таких путей является диверсификация. Диверсификация – условие подготовки студентовДиверсификация образовательных программ в БГИИК является условием подготовки студентов. Она ориентирована на реализацию прогностического, институционального, коммуникативного, акмеологического аспектов высшего образования, что нашло отражение в выявлении новых профессионально и личностно значимых качеств студента, в определении условий для их формирования, включающих поиск новых организационно-методических форм работы в структуре совместной деятельности студентов и преподавателей вуза. На внутривузовском уровне диверсификация проявляется в существенном обновлении и модернизации содержания подготовки. Например, в 2011 году БГИИК лицензировал ряд новых специальностей, среди которых и консерваторские направления подготовки, и направление, связанное с музеологией и охраной объектов культурного и природного наследия, издательское дело. Развивается система многоуровневого образования, включающая разные виды подготовок: предпрофессиональную (школа искусств БГИИК, музыкальный колледж им. С.А. Дегтярева), вузовскую (СПО, бакалавриат, специалитет, магистратура) и послевузовскую (аспирантура по 3 специальностям, центр дополнительного образования и др.). Таким образом, обеспечивается непрерывность образования на всех уровнях. По сравнению с 2010 годом, количество направлений подготовки возросло на 14 наименований и составляет 30 единиц. Кроме того, внедрение диверсификации в практику педагогической деятельности БГИИК позволяет обеспечить новое качество профессионально-педагогической компетенции преподавателей, формируемое на основе интегративности и метапредметности, что способствует выходу на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг. Реализация принципа диверсификации обеспечивает развитие педагогической системы образования и образовательных учреждений, а это способствует вхождению БГИИК в мировое образовательное пространство. За последний год количество иностранных студентов в вузе существенно увеличилось: если в 2010 году в вузе обучалось около 20 студентов из ближнего и дальнего зарубежья, то в 2011-м – более 100 человек. Выбор образовательных траекторийОдна из главных социально значимых задач БГИИК – насыщение рынка труда квалифицированными кадрами в сфере искусств и культуры. Одновременно вуз решает задачу выявления своего места на рынке образовательных услуг, находясь в жесткой конкурентной борьбе с другими учебными заведениями. В БГИИК конкурентоспособность обеспечивается путем предоставления образовательных услуг высокого качества, удовлетворяющих и студентов, и работодателя. Так, 92 процента выпускников вуза трудоустроены по специальности в учреждениях социокультурной сферы региона: модельных библиотеках, домах культуры, профессиональных коллективах Белгородской государственной филармонии и прочих. Преобразования в институте представлены в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений. Образовательный подход в БГИИК предполагает развитие и становление личности человека как профессионала, поэтому в вузе созданы условия для выбора образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями. Кластерный подходКластерный подход в образовании требует интеграции образовательных учреждений разных типов, форм и уровней вокруг интеллектуального, мозгового центра, научного и образовательного ядра кластера – головного вуза. Эту роль в регионе выполняет БГИИК. На базе института создан гуманитарно-педагогический комплекс, целостно реализующий образовательные программы различных уровней и научные исследования. Он объединяет в составе вуза образовательные структуры среднего, высшего и дополнительного образования: школу искусств БГИИК, музыкальный колледж им. С.А. Дегтярева, региональный учебно-методический центр по художественному образованию, региональный центр дополнительного профессионального образования, а также различные научно-производственные центры. К ним относятся бизнес-инкубатор БГИИК, международный научно-образовательный центр. На базе бизнес-инкубатора открыты 6 предприятий. Администрация Белгородской области выделила 2 гранта на развитие малого бизнеса на сумму 600 тыс. рублей. При каждом факультете, а их в БГИИК 4, действуют научно-образовательные центры: музеологии, охраны объектов культурного и природного наследия Белгородчины, научно-образовательный дизайн-центр, НОЦ искусств, а также НОЦ этнографии и фольклора. Это позволяет решать научно-исследовательские и образовательные задачи в комплексе. В 2011 году преподаватели вуза подали около 80 заявок на гранты. На региональном и федеральном уровнях поддержаны 10 проектов. Международный научно-образовательный центр обеспечивает методологическую базу для обучения и социализации иностранных студентов. Все это позволяет достичь необходимой концентрации научных, образовательных, учебно-методических и материально-технических ресурсов для разработки и апробации оптимальной, научно обоснованной и ориентированной на удовлетворение актуальных потребностей системы образования в сфере искусств и культуры в регионе. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|