Образцовая модель музыкального образованияГнесинский дом представляет собой образцовую модель отечественной системы музыкального образования. Здесь сосредоточены все этапы обучения – от начального до послевузовского. Это грамотно выстроенная «образовательная вертикаль», а десятки отдельных образовательных программ составляют «образовательную горизонталь». Просмотров: 2334
Музыкальное сердце страныПроводник культурной политикиИстория этих музыкальных учебных заведений началась в XIX веке, когда в 1895 году Елена ФабиановнаГнесина вместе с сестрами Евгенией и Марией открыла в Москве частную музыкальную школу. По праву старшей она встала во главе Гнесинского дома и в течение семидесяти двух лет была его бессменным руководителем. После революции музыкальная школа была передана государству и вскоре получила статус техникума. В годы войны сформировался целый комплекс гнесинских учебных заведений, вершиной которого стал Государственный музыкально-педагогический институт, открытый в 1944 году и спустя полвека переименованный в академию. В результате целенаправленной работы по собиранию и переосмыслению национальных традиций в области музыкальной педагогики в середине XX века Е.Ф. Гнесиной была создана трехступенчатая система подготовки музыкантов (школа – училище – вуз), которая и по сей день считается лучшей в мире. В отличие от традиционных консерваторий, занятых исключительно подготовкой артистов-виртуозов, в Гнесинском доме уделяется особое внимание реализации государственной культурной политики. В 30-е годы прошлого века страна остро нуждалась в квалифицированных преподавателях в области искусства, и с тех пор их воспитание стало приоритетным направлением работы. Преподаватели всех ступеней музыкального образования, директора музыкальных школ и училищ, ректоры и проректоры музыкальных вузов обучаются в центре переподготовки и повышения квалификации академии. Именно выпускники-гнесинцы уже более полувека составляют фундамент отечественной музыкально-педагогической школы. Насущной государственной задачей во второй половине ХХ столетия стало расширение номенклатуры музыкальных специальностей, и одно за другим в академии были открыты такие направления подготовки, как баян, домра и балалайка, хоровое и сольное народное пение. В 80-е годы Гнесинский институт первым из отечественных вузов искусств и культуры начал обучение эстрадно-джазовых музыкантов и звукорежиссеров, в 2000 году – музыкальных продюсеров. Президентом В. Путиным в мае 2011 года была подписана Концепция развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ. В соответствии с этим документом академия стала базовой организацией в области музыки и художественного образования не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Рособрнадзором в декабре 2011 года выдано РАМ им. Гнесиных свидетельство об аккредитации экспертной организации в сфере образования, согласно которому академия может привлекаться к проведению мероприятий по государственному контролю качества образования. В одном из указов Президента РФ внимание акцентируется на «повышении конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Стремясь к этой цели, Гнесинская академия предприняла ряд основательных шагов. Недавно успешно пройдена общественно-профессиональная аккредитация Европейской ассоциации консерваторий. Независимые эксперты из Англии, Голландии, Германии и Эстонии признали академию одним из ведущих музыкальных вузов Европы и мира. Повышение международного авторитета связано также с присвоением кафедре музыкального мастерства и современного исполнительства статуса кафедры ЮНЕСКО. Результаты профессионально-общественной аккредитации реализуемых в академии основных образовательных программ отражены в Реестре аккредитованных программ Нацаккредцентра. Эксперты из Бельгии, Литвы, Нидерландов, Польши и России отмечают высокий уровень и разносторонность профессиональной подготовки специалистов в РАМ им.Гнесиных. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденный Правительством РФ 4 июня 2012 года, включает создание крупных образовательных структур, в которые входили бы все этапы образования – от школьного до послевузовского. Гнесинская академия представляет собой именно такую структуру в сфере культуры и искусства. Преемственность в методах обучения в системе непрерывного музыкального образования, выявление и сопровождение одаренных детей – всё это изначально входит в число приоритетов академии, а теперь выдвигается на государственный уровень.
Образцовая модель музыкального образованияС первых лет работы из Гнесинского дома по всей стране расходились учебные планы и программы, учебники и методические пособия – всё, в чем нуждались образовательные учреждения музыкального профиля. С середины ХХ века здесь работает Учебно-методическое объединение высших учебных заведений России по музыкальному образованию, под руководством которого сегодня совершается переход на двухступенчатую систему подготовки музыкантов – бакалавров и магистров. Гнесинский дом представляет собой образцовую модель отечественной системы музыкального образования. Здесь сосредоточены все этапы обучения – от начального до послевузовского. Это грамотно выстроенная «образовательная вертикаль», а десятки отдельных образовательных программ составляют «образовательную горизонталь». Ни один другой вуз искусств и культуры России не обладает подобной полнотой. Эффективность и высочайший авторитет гнесинской методики подготовки музыкантов проверены временем. В числе выпускников академии выдающиеся деятели культуры: дирижеры– Евгений Светланов, Геннадий Рождественский и Владимир Федосеев, композиторы – Микаэл Таривердиев, Давид Тухманов, Владимир Дашкевич, всенародно любимые певцы – Иосиф Кобзон и Людмила Зыкина, крупнейшие исполнители на русских народных инструментах – баянист Фридрих Липс и балалаечник Андрей Горбачев, крупнейшие молодые пианисты современности – Евгений Кисин и Константин Лифшиц, а также звезды отечественной эстрады – Валерия, Николай Басков, Филипп Киркоров, Дмитрий Билан. Среди выпускников-гнесинцев артисты таких прославленных, академических и поистине народных коллективов, как Хор им. М.Е. Пятницкого, Северный русский хор, Кубанский казачий хор, Ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова. Одним из главных критериев конкурентоспособности отечественного высшего образования в последние годы выступает вузовская наука. В этом направлении усилия коллектива академии также весьма плодотворны. Перечислим, например, несколько недавно изданных трудов преподавателей РАМ им. Гнесиных: первая полная биография Моцарта на русском языке, первый каталог древнерусских певческих рукописей из московских архивных собраний, первый за полвека фундаментальный труд о музыкальной одаренности, который вышел в английском переводе в издательстве Оксфордского университета. Докторский диссертационный совет академии первым среди подобных советов вузов искусств и культуры прошел переаттестацию ВАКа с учетом современных требований. В 2013 году в академии создано новое структурное подразделение – институт развития образования в сфере культуры и искусства. Деятельность его направлена на мониторинг отечественной системы музыкального образования и обеспечение образовательных учреждений необходимой учебно-методической литературой. Например, обновление содержания учебников для детских школ искусств – один из крупных проектов, реализация которого повысит качество обучения тысяч детей по всей стране. Гнесинская академия сегодня – это 40 народных и 53 заслуженных артиста России, 139 профессоров и 130 доцентов. Только за постсоветский период из академии вышли 984 лауреата крупных международных конкурсов. За один лишь 2013 год гнесинцы дали более тысячи концертов в России и за рубежом. К своему 70-летнему юбилею и к 120-летию Гнесинского дома академия подходит в качестве одного из ведущих вузов искусств и культуры страны. В ней, как в миниатюре, заключена российская система музыкального образования со всеми ее ступенями и направлениями подготовки. Приоритеты деятельности академии признаны и поддержаны государством в качестве ведущих. Это главенствующая роль системы образования в качестве фундамента национальной культуры, обеспечение высокого художественного уровня в академических жанрах, в народной и эстрадной музыке, структурная и методическая модернизация учебных заведений искусств и культуры, поддержка крупных образовательных комплексов на базе ведущих вузов, а также продвижение русского народного музыкального творчества. Разумное сочетание бережного сохранения традиций и активного стремления к инновациям – залог успешного движения вперед коллектива академии, основа неизменно высокого авторитета Гнесинского дома в стране и мире. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|