Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Когда наука становится приоритетом

Подготовка специалистов в России традиционно основывалась на гармоничном сочетании образовательной и научно-исследовательской деятельности. При этом на протяжении многих лет при сохранении приоритета фундаментальности подчеркивалась важность практической ориентации исследований. Это стало особенно актуальным, когда правительство страны объявило курс на развитие инновационной экономики.

Просмотров: 1879

Научно-исследовательская работа – один из главных показателей эффективности деятельности вузов

Критерий, направленный на инновации

Л.Ю. КОССОВИЧ, ректор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор физико-математических наук
Д.А. УСАНОВ, проректор по научно-исследовательской работе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор физико-математических наук

Основным документом, регламентирующим требования к уровню научных исследований в вузе, необходимому для обеспечения качественной подготовки специалистов в образовательных учреждениях ВПО различных типов и видов, в настоящее время следует считать приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 2267 от 25 октября 2011 года. В соответствии с ним требуется, чтобы в университетах осуществлялись функциональные и (или) прикладные исследования по отраслям наук, соответствующих образовательным программам, реализуемым в рамках укрупненной группы направлений подготовки (специальностей), или не менее чем 90 процентов специальностей в рамках одной отрасли наук. При этом оговаривается, что среднегодовой объем финансирования научных исследований по каждой из отраслей наук, соответствующих образовательным программам, реализуемым в рамках УГС, должен быть не менее 3 млн. рублей. Устанавливается, что количество публикаций в ведущих российских и зарубежных изданиях должно быть не менее 5 в год в расчете на 100 человек научно-педагогического состава. Предусматривается на базе университета не менее чем по 90 процентам специальностей научных работников в рамках одной отрасли, соответствующей рекомендуемым УГС, проведение в течение шести лет международных, всероссийских научных или научно-практических конференций. Перечисленные оценочные критерии следует считать минимально необходимыми для отнесения вуза к типу «университет».

Подготовка специалистов в России традиционно основывалась на гармоничном сочетании образовательной и научно-исследовательской деятельности. При этом на протяжении многих лет при сохранении приоритета фундаментальности подчеркивалась важность практической ориентации исследований. Это стало особенно актуальным, когда правительство страны объявило курс на развитие инновационной экономики. Фундаментальные исследования, как известно, являются начальным этапом инновационного процесса. Существующие критерии отнесения вуза к тому или иному типу и виду являются стимулирующим фактором развития деятельности, направленной на соответствие им и превышение установленных минимальных показателей. Критерии – например, характеризующие инновационную деятельность при отнесении вуза к той или иной категории – в настоящее время отсутствуют.

В то же время во многих случаях необходимым условием победы объявляемых на конкурсной основе проектов является наличие их софинансирования. Легче всего эту проблему решить, когда имеется перспектива практической реализации и в успехе заинтересованы отраслевые НИИ и научно-производственные объединения. Подобные условия конкурса стимулируют инновационную направленность НИР даже при отсутствии такого рода оценки в числе необходимых критериев типа вуза. Введение критерия, характеризующего инновационную деятельность, могло бы способствовать подготовке выпускников вузов, более приспособленных к работе на предприятиях в условиях рыночной экономики, и расширению инновационного сектора экономики страны.

Фундаментальным этапом инновационного процесса называют выявление новшества, установленного в результате исследования, и его патентование. В условиях рыночной экономики выпускники вузов, обучавшиеся по естественнонаучному профилю, должны обладать необходимыми компетенциями для решения такого рода задач. Патенты приравниваются к публикациям из списка ВАК, рекомендованного в качестве учитываемых при защите диссертаций. Введение показателя, характеризующего патентную активность вуза, в качестве критерия могло бы способствовать стимуляции этого вида деятельности в российских масштабах.

Критерий, благоприятствующий развитию публикационной активности сотрудников вуза, имеется. В то же время, думается, его следовало бы уточнить, выделив публикации в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Sсienсe), как это рекомендуется в указе Президента РФ от 7 мая 2012 года, № 599, и дополнив учетом индекса цитирования авторов публикаций.

Приведенные количественные характеристики соответствующих критериев, по-видимому, не должны быть установленными раз и навсегда. Для оценки их достаточности с течением времени можно использовать показатели, характерные, например, для национальных исследовательских университетов с соответствующими коэффициентами.

Динамичное развитие вуза

Достигнутые элитными вузами показатели и их динамика могут служить своего рода реперными точками для корректировки абсолютных значений критериев, требуемых для определения типа вуза.

Так, например, в Саратовском национальном исследовательском государственном университете по итогам 2012 года на 100 человек научно-педагогического состава приходилось 74 публикации в ведущих российских и зарубежных изданиях. По специальности «Физика» объем финансирования составил примерно 109 млн. рублей, «Химия» – 15 млн., «Математика» – 7,5 млн., «Философия» – 7,1 млн.

В период с 2010 по 2012 годы средний годовой объем финансирования по отраслям составил: по специальности «Физика» – 103 млн. рублей, «Химия» – 13,14 млн., «Математика» – 3,9 млн., «Философия» – 7,3 млн. Существенное превышение в 2012 году критериальных показателей, по сравнению со средними показателями этого вида деятельности за период с 2010 по 2012 годы, свидетельствует о положительной динамике в работе вуза по этому важному направлению.

Количественные показатели патентно-лицензионной работы в 2012 году характеризуются следующими данными: число заявок на объекты промышленной собственности достигло 85, число полученных патентов РФ – 32, свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ, баз данных, топологии интегральных микросхем – 60. Средние показатели этого вида деятельности с 2010 по 2012 годы: поданных заявок на объекты промышленной собственности – 77, полученных патентов РФ – 35, свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ, баз данных, топологии интегральных микросхем – 30.

Разработки ученых университета в 2012 году были представлены на трех выставках за рубежом: 7-й Международной выставке изобретений и новых технологий в г. Куньшань (Китай), 64-й Международной выставке «Идеи – Изобретения – Новые Продукты» IENA-2012 в г. Нюрнберге (Германия), 6-й Международной выставке современных технологий и решений в системе образования GESS-2012 (Gulf Educational Supplies & Solutions) в г. Дубай (ОАЭ) – и награждены золотой и тремя серебряными медалями.
Для внедрения новшеств, доведения их до реализации на рынке университет совместно с заинтересованными партнерами выступил в качестве учредителя 16 малых инновационных предприятий.

С 2010 по 2012 годы в среднем проводилось 23 международные конференции в год, в том числе:

  • VIII Международная конференция «Алгебра и теория чисел: современные проблемы и приложения», посвященная 190-летию П.Л. Чебышева и 120-летию И.М. Виноградова;
  • VIII Международная конференция «Фундаментальные проблемы электрохимической энергетики»;
  • международная научно-практическая конференция «Начальный период Великой Отечественной войны и депортация российских немцев: взгляды и оценки через семьдесят лет»;
  • XV Международная школа для студентов и молодых учёных по оптике, лазерной физике и биофотонике «Saratov Fall Meeting – 2011»;
  • международная зимняя школа «Современные проблемы теории функций и их приложения» (в подготовке участвовали МГУ и Математический институт им. В.А. Стеклова РАН);
  • ежегодная 53-я Международная конференция студентов и аспирантов «Новый век: человек, общество, история глазами молодых», приуроченная к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне;
  • международная молодёжная научная школа по оптике, лазерной физике и биофотонике «Saratov Fall Meeting – 2010»;
  • международная школа «Хаотические автоколебания и образование структур» (ХАОС-2010).

Коллектив СГУ имени Н.Г. Чернышевского, выполняя программу развития вуза как национального исследовательского университета, ставит перед собой задачу занять достойное место в числе ведущих российских и европейских высших учебных заведений.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Индекс Хирша ученых Томского политеха вырос на 12%
Наука проседает, образование пока держится
Как попасть в рейтинговый научный журнал?
Амбиции ученых Уральского федерального университета реальны
По общему числу научных публикаций Россия занимает 12-е место в мире
Когда найти работу сложно
Опубликован рейтинг SCImago Institutions Rankings
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы
Ректор Саратовского госуниверситета подвёл итоги 2015 года
Открылась Международная школа SARATOV FALL MEETING 2012

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ