Ключевые темы номера: образовательная деятельность учебных заведений; проблемы и перспективы профессионального образования; гарантия качества высшего образования; преподавательские кадры системы СПО.
Единственным учреждением образования в Республике Беларусь, осуществляющим подготовку и повышение квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием для авиационной отрасли, является Минский государственный высший авиационный колледж. Здесь осуществляется подготовка кадров по всей номенклатуре авиационных специальностей.
За плечами осталось почти трехлетнее обсуждение проекта закона «Об образовании в Российской Федерации». Впереди педагогов ждет не менее ответственная и кропотливая работа по дальнейшему преобразованию системы профессионального образования. О существующих проблемах и перспективах отрасли рассказывает гость номера Вадим Дудин.
Развитие системы профессионального образования является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования Тверской области. О начале реализации областной программы, целью которой является максимальный учет потребностей работодателей в квалифицированных кадрах, и решении других актуальных проблем рассказывает министр Наталья СЕННИКОВА.
Ключевым элементом развития любого региона является наличие в нем хотя бы одного первоклассного университета, в том числе привлекающего молодежь из других регионов. Это может стать основным инструментом развития экономики знаний. И с данной точки зрения представляется абсолютно необходимым введение еще одной категории ведущих вузов, отвечающей именно за региональное развитие.
Тверской институт экологии и права, учреждённый в 1995 году, по праву считается одним из авторитетных негосударственных вузов в Тверском регионе. Подтверждение тому – золотая медаль и диплом лауреата конкурса «100 лучших организаций России в области науки и образования», звание лауреата в престижном конкурсе «Национальный знак качества».
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, расположенная в поселке городского типа Сахарово с прекрасным старинным парком, не просто компактный академический городок с развитой инфраструктурой. Прежде всего, это крупный центр подготовки специалистов для агропромышленного комплекса Верхневолжья.
Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 20011 года о передаче более 700 федеральных колледжей на региональный уровень вышло в свет в непростой период: продолжалось реформирование учебных заведений, начиналось внедрение ФГОС нового поколения. О том, как работал в условиях формирования единого образовательного пространства Совет директоров ссузов Тверской области, рассказывает руководитель этой организации, директор Тверского технологического колледжа Андрей ЦУРКАН.
Компания «Андреев Софт», уверенно лидирующая среди IT-компаний Тверской области, в 1994 году открыла первый в городе Твери и области учебный центр, начав реализацию масштабной программы обучения детей компьютерной грамотности. В 1998 году стартовал новый образовательный проект фирмы – четырехлетняя компьютерная школа «КОМПЬЮТЕРиЯ», в 2003 году открылась первая смена всесоюзного лагеря информационных технологий «КОМПЬЮТЕРиЯ».
Торжку более тысячи лет, и сто сорок из них существует Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина, открытый стараниями купечества и земства – как сейчас сказали бы, на принципах софинансирования. Сначала это была земская учительская школа – одна из первых четырех, существовавших тогда в России.
Ульяновский государственный технический университет считается одним из ведущих учебных заведений Поволжья и является центром изобретательской работы в России. Вуз ведет целенаправленную работу по формированию и развитию инновационной инфраструктуры. О результатах, научных достижениях и перспективах рассказывает проректор по научной работе, доктор технических наук, профессор Надежда Ярушкина.
Формирование личностных компетенций – ответственности, креативности, самостоятельности, уважения к истории и общечеловеческим ценностям – одна из задач высшего образования и для физиков, и для лириков. Что касается связи гуманитарных исследований со сферой социальной жизни, тут эффективному взаимодействию мешают и предрассудки о том, что социальной сферой можно эффективно управлять просто на основании здравого смысла.
Дух подвижничества и просветительства, заложенный основателями музыкального образования в Магнитогорске – городе металла и музыки, как его называют, – продолжает жить в выпускниках государственной консерватории им. М.И. Глинки.
Более 100 тыс. выпускников университета своим примером, нравственным и профессиональным достоинством утверждали и утверждают способность созидать и творить во имя лучшей жизни республики и федерации. Неслучайно, ДГУ вошел в число 20 лучших вузов страны в рейтинге 2012 года по формированию элиты государственного управления России.
За пятнадцать лет, прошедших с начала информатизации системы ВПО, большинство медицинских вузов перешло от экстенсивного пути развития данного направления к интенсивному. На смену простому наращиванию парка компьютеров пришло создание, объединение и взаимодействие целых информационных систем. Наступает время построения общего информационно-образовательного пространства.
Сегодня университетская наука переживает непростые времена, но, пожалуй, всё же легче трудиться, опираясь на сформированную материально-техническую базу и чувствуя за плечами многолетний опыт предшественников. О том, как работается в современных условиях молодому научно-исследовательскому институту, рассказывает директор НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета, доктор биологических наук, профессор Аминет ЦИКУНИБ
Факультет дополнительного профессионального образования и довузовской подготовки негосударственного Западно-Уральского института экономики и права (г. Пермь) активно взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления края по вопросам, связанным с обучением чиновников по программам ДПО в негосударственном вузе с государственной аккредитацией.
Екатеринбургский филиал Академии труда и социальных отношений – учреждение уникальное. Вуз удовлетворяет потребности рынка труда в конкурентоспособных специалистах в особой сфере – готовит кадры для профсоюзных организаций Уральского региона. В 2013 году учебному заведению исполняется пятнадцать лет. Сегодня деятельность филиала характеризуется существенными трансформациями, которые обусловлены инновационными ориентирами в развитии российских вузов.
Негосударственный Омский региональный институт осуществляет свою деятельность с целью внедрения инновационных методик и программ в образовательные процессы Омска и Омской области. Отличительной чертой инновационной деятельности вуза является то, что он аккредитован в Ростехрегулировании как орган по сертификации систем менеджмента качества.
в современной России нет ответа на вопрос, кого можно считать Левшой нашего времени, то есть не определен перечень ремесленных профессий. В классификатор должны войти 90 процентов профессий сферы бытового обслуживания населения и 100 – народных художественных промыслов.
В России началось построение новой системы подготовки кадров, основанной на профессиональных стандартах и выработке у будущих специалистов необходимых производству и социальной сфере компетенций. В стране создается сеть региональных агентств развития квалификаций и сертификационных центров. О деятельности одной из таких организаций рассказывает директор Регионального агентства развития квалификаций Республики Татарстан Вячеслав Скворцов.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала