Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профессиональное образование: посмотреть, что впереди

За плечами осталось почти трехлетнее обсуждение проекта закона «Об образовании в Российской Федерации». Впереди педагогов ждет не менее ответственная и кропотливая работа по дальнейшему преобразованию системы профессионального образования. О существующих проблемах и перспективах отрасли рассказывает гость номера Вадим Дудин.

Просмотров: 3067

За плечами осталось почти трехлетнее обсуждение педагогическим сообществом проекта закона «Об образовании в Российской Федерации». Впереди педагогов ждет не менее ответственная и кропотливая работа по дальнейшему преобразованию системы профессионального образования. О существующих проблемах и перспективах развития отрасли рассказывает заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Вадим ДУДИН.

– Вадим Николаевич, изменение структуры образовательных учреждений и оптимизация вузов вызывают наибольшую озабоченность педагогического сообщества. Каким образом происходит развитие этого процесса?

– Вопрос об этих изменениях в системе профобразования многогранен. С одной стороны, вызван необходимостью совершенствования структуры профобразования, осуществления подготовки кадров в соответствии с новыми требованиями, в том числе с активным привлечением работодателей, с другой – желанием учредителей избавиться от так называемых неэффективных вузов. Об этом же свидетельствует упоминаемая в программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг, подготовленной Минтруда и соцзащиты РФ, система целевых и контрольных индикаторов, используемая для обоснования сокращения значительной доли неэффективных государственных учреждений ВПО и расширения до 30 процентов в этой сфере доли негосударственных вузов.

Реструктуризация учреждений ведется путем интеграции, укрупнения с целью создания многоуровневых комплексов для обеспечения тесной взаимосвязи науки, образования и производства, концентрации кадровых, финансовых и материальных ресурсов. Но положительный эффект будет достигнут только в том случае, если коллектив поймет стратегию и перспективы развития вуза и проявит заинтересованность в результатах совместной деятельности.

Ряд областных комитетов Профсоюза работников народного образования и науки РФ в рамках реализации социального партнёрства с администрацией регионов или городов добились принятия местных законов, обеспечивающих социальную поддержку педагогических работников и студентов.

Так, например, в Воронеже в решение городской думы «О льготах по родительской плате за содержание детей» был включён пункт о предоставлении 50-процентной льготы родителям – студентам НПО, СПО и вузов, а также льготное предоставление места ребёнку в дошкольном учреждении.

Минобрнауки РФ начата серьезная работа по дифференциации подведомственных учреждений. На сегодня созданы 2 вуза с особым правовым статусом, 9 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских. Именно они будут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования при финансировании за счет федерального бюджета. В период с 2006 по 2014 годы на развитие локомотивов высшего образования государство предусматривает выделение 105 млрд. рублей.

Первые практические шаги реструктуризации таковы: 315 вузов подверглось укрупнению, на начало 2012 года ликвидировано 97 филиалов вузов из 1042, планируется закрыть еще 90. В ведение субъектов федерации переданы 706 ссузов. Планово осуществляется формирование университетских комплексов с включением 165 ссузов в структуру вузов, 20 вузам присвоен статус автономных учреждений.

Приоритетной, но действительно весьма болезненной и неоднозначной для нашего профессионального сообщества является качественная, количественная и территориальная оптимизация сети вузов, в результате которой сформируются группы вузов, имеющие специфические миссии и задачи достижения высокого качества образования.

Среди них должны быть исследовательские вузы мирового класса, обеспечивающие лидерство России в фундаментальной и прикладной науке, включенные в систему коммерциализации знаний и технологий.

Другую важную группу высших учебных заведений составят отраслевые лидеры, включенные в процессы технологической и кадровой модернизации различных отраслей российской экономики.

Важнейшая функция социально-культурной модернизации страны ляжет на группу вузов гуманитарной и социальной направленности, включая вузы, готовящие педагогов. Еще одну группу вузов образуют университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда. Крупные центры заочного (дистанционного) образования с высоким современным качеством программ займут нишу открытого образования.

Интересы комплексного оздоровления системы российского высшего образования требуют проведения единой образовательной политики, которая перешагивает границы ведомственной подчиненности организаций и консолидирует ведомства в ее осуществлении и поддержке лидеров.

Одной из мер, направленных на решение этой проблемы, будет планомерная передача в ведение Минобрнауки РФ вузов, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти.

В Кемеровской области при поддержке губернатора реализуется комплексная социальная поддержка ученых, научно-педагогических работников, молодых специалистов. За счет средств областного бюджета выплачиваются премии. Утверждены почетные звания (например, «Почетный профессор Кузбасса»), премии лауреатов Кузбасса за существенный вклад в научное обеспечение актуальных проблем области.

С целью материального поощрения деятельности молодых ученых коллегией администрации Кемеровской области утверждено 40 ежегодных грантов губернатора в размере 60 тыс. рублей и 20 грантов в размере 100 тыс. рублей, 40 ежегодных премий в размере 20 тыс. рублей.

Также, в соответствии с законодательством Кемеровской области, осуществляется выдача льготных займов работникам бюджетной сферы, в том числе учителям, на двадцать лет без первоначального взноса под 3-5 процентов годовых, молодым специалистам – без процентов.

– Каким образом меняются ориентиры правительства страны по повышению эффективности системы государственного управления в системе профессионального образования?

– Существующая сеть государственных образовательных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях, и расходы на содержание большинства государственных учреждений планировались, как правило, не исходя из объемов оказываемых ими услуг, а из необходимости их содержания. Поэтому в числе приоритетов деятельности Правительства РФ выделяются две взаимосвязанные задачи: совершенствование правового статуса государственных учреждений, внедрение новых форм финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг.

Выполнение первой задачи обеспечивает принятый федеральный закон №83. Вместе с тем это уже и алгоритм решения второй проблемы, этот же закон предполагает изменение механизмов финансового обеспечения оказания государственных услуг и перевод учреждений с традиционного сметного финансирования на субсидии по выполнению государственного задания по оказанию государственных или муниципальных услуг.

Перевод на субсидии предполагает совершенствование практики формирования государственных заданий и их финансового обеспечения. Если прежде в сфере образования под государственным заданием понимались контрольные цифры приема, то теперь понятие госзадания расширяется. Оно увязывает размеры финансирования учреждений с объемами оказываемых ими государственных услуг, то есть обеспечивает нацеленность бюджетных расходов на достижение конкретных результатов. Конечной целью преобразований должно стать создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений. Практическая реализация этих решений позволит уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.

Федеральный бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов – первый трехлетний бюджет, формирующийся и исполняющийся в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения и оказания услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

– Какие проблемы в сфере профессионального образования являются в настоящее время наиболее острыми?

– Прежде следует выделить несоответствие структуры и содержания профессионального образования потребностям рынка труда. Серьезные проблемы создают избыточная массовизация ВПО и дефицит рабочих кадров. Одной из причин невысокого рейтинга российского образования многие эксперты считают излишне разросшуюся сеть низкокачественных учебных заведений. Отечественное образование, к сожалению, интегрируется в мировую систему недостаточными темпами. Не отвечают потребностям дня сложившаяся сеть образовательных учреждений и структура оказываемых ими услуг. И, наконец, всем известны негативные демографические тенденции.

В ряде регионов установлены меры дополнительной социальной поддержки работников образования и обучающихся. Белгородская область, Санкт-Петербург и Республика Марий Эл предоставили льготный проезд в городском транспорте для аспирантов и студентов. Брянская, Ростовская, Тульская области предусмотрели выделение льготных путевок на лечение и отдых работникам учреждений СПО и НПО. В соответствии с трехсторонним соглашением в Забайкалье предусмотрены обязательства правительства края по установлению дополнительных стипендий для студентов вузов и ссузов.

К слову, качество является сегодня краеугольной составляющей любых преобразований в образовании, но в то же время самой дискуссионной. У нас – самая высокая в мире доля населения со средним профессиональным и высшим образованием. Несмотря на это, наблюдается дефицит квалифицированных специалистов в большинстве сфер. Узким специалистам работодатели предпочитают работников широкого профиля. Легче переобучить человека, чем полагаться на ПТУ, техникум или вуз. По мнению работодателей, высшее образование лишь обеспечивает социальный статус, гарантируя общую культуру и компенсируя слишком короткую школу: у нас в ней учатся одиннадцать лет, тогда как в большинстве стран – тринадцать.

Несмотря на огромное перепроизводство инженеров в бюджетных вузах, хороших не хватает. Причем не хватает и квалифицированных экономистов и юристов. «Это значит, – считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, – что у нас псевдообразование в двух секторах: «бюджетные» инженеры и педагоги, и в основном «небюджетные» экономисты и юристы». Средний балл ЕГЭ, с которым они поступают, – 50-55, иногда и 30 с небольшим. Это школьная «тройка». Поэтому чиновники от образования делают вывод: нужно, чтобы сам вуз повышал свой проходной балл. Он должен быть выше нижней границы «тройки», предлагаемой в качестве минимальной положительной оценки по ЕГЭ Рособрнадзором. Такая мера, как ожидается, повысит качество абитуриентов.

По мнению ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова, одна из причин падения уровня высшего образования заключается в том, что отсутствует воспроизводство преподавательского состава. Средний возраст преподавателей технических вузов близок к пенсионному, две трети педагогов вынуждены подрабатывать, поэтому требуется поднять уровень оплаты труда профессорско-преподавательскому составу.

– Все изменения в правовом образовательном пространстве, произошедшие в последнее время, пожалуй, можно уверенно назвать реформой. Какое будущее ожидает профессиональное образование?

– В государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» перспективы профессионального образования базируются, прежде всего, на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, на оценках развития экономики, рынка труда, технологий, представленных в концепции долгосрочного социально-экономического развития России, и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных самой программой.

Разработчики программы отмечают, что в системе профобразования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся из-за демографических процессов будет наблюдаться высвобождение финансовых ресурсов. Вместе с тем снижение численности молодежи в возрасте семнадцати-двадцати пяти лет на 12-15 процентов к 2016 году, по сравнению с уровнем 2010 года, приведет к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынка труда. В долгосрочной перспективе к 2025 году соответствующие негативные тенденции могут привести к сокращению российского ВВП в реальном выражении не менее чем на 10 процентов, а с учетом роста ожидаемой продолжительности жизни населения ВВП на душу населения в реальном выражении может снизиться на 15‑20 процентов по отношению к уровню 2010 года.

Поэтому необходимо и создание высокопроизводительных рабочих мест, и радикальное повышение качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью. Четкой тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений 66 процентов работодателей. В целом такое положение соответствует мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников. Государственная программа, как ожидается, обеспечит повышение роли корпоративной подготовки, установление более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда.

Предполагается, что в результате реализации государственной программы сеть профессионального образования приобретет структуру, соответствующую реалиям экономики знаний и будет включать:

  • 40-60 ведущих исследовательских университетов – двигателей развития инновационной экономики;
  • опорные вузы региональных экономических систем, обеспечивающих специализированную профессиональную подготовку;
  • вузы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров.

Подготовку аспирантов предстоит сосредоточить в основном в исследовательских университетах. В большинстве вузов, наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры, будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. Предполагается, что к 2020 году все студенты начнут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.

Вместе с этим в регионах будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы СПО и получение прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании совместно с государством разовьют сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации СПО в конкретных отраслях. Укрупнение вузов и организаций СПО приведет к сокращению их общего числа.

Негосударственное образование, как представляется будет развиваться в условиях честной конкуренции с государственным за счет допуска аккредитованных программ к бюджетному финансированию, что приведет к повышению качества образовательных услуг в этом секторе и образовании в целом. Оно будет обеспечивать подготовку не менее 30 процентов общего контингента  профессионального образования.

Повышение качества рабочих мест, улучшение среднего профобразования и введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих программах. Опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышения профессиональной квалификации на протяжении жизни. Важнейшее место в системе непрерывного образования займет сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования.

Выполнение заявляемых шагов модернизации профессионального образования предполагается осуществлять путем реализации подпрограммы «Развитие профессионального образования».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Назарбаев Университет: перенимая лучшее у лучших
Региональный университет как базовый элемент территориального развития
Перспективы развития высшего и профессионального образования
Слово о завтрашнем дне
ОГИИК: надежда как точка опоры
Качество образования: проблемы и решения
Назарбаев Университет: генетический код инноваций
Старт для инноваций и технологий
Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ