Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перспективы развития высшего и профессионального образования

Каждому педагогу хочется заглянуть в завтрашний день и увидеть, каких высот достигнет высшая и профессиональная школы, которым уделяется в последнее время столько внимания. Об этих перспективах беседуем с заместителем председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Вадимом ДУДИНЫМ.

Просмотров: 387

Ориентиры ближайшего будущего

Каждому педагогу хочется заглянуть в завтрашний день и увидеть, каких высот достигнет высшая и профессиональная школы, которым уделяется в последнее время столько внимания. Об этих перспективах беседуем с заместителем председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Вадимом ДУДИНЫМ.

– Вадим Николаевич, в каких финансовых условиях правительство страны предполагает продолжить осуществление реформы системы высшего и профессионального образования?

– Стратегические цели бюджетной политики сформулированы в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, в государственных программах «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации». Изложены они и в проекте долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Формирование расходов федерального бюджета на 2015-2017 годы осуществлялось, исходя из следующих основных подходов:

  • индексации заработной платы в сфере образования в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в 2015 году на 5 процентов, в 2016 году – на 4,5 процента, в 2017 году – на 4,3 процента;
  • индексации с 1 сентября 2017 года на 4,3 процента стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профобразования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов и корректировки в 2015 и 2016 годах ассигнований на эти цели в соответствии с прогнозируемой инфляцией;
  • индексации в 2017 году на 4,3 процента публичных нормативных и приравненных к ним обязательств и корректировки в 2015 году бюджетных ассигнований на указанные цели, в связи с прогнозируемым уровнем инфляции.

В расходах бюджетов бюджетной системы страны на образование будет потрачено в 2014 году 11,4 процента, в 2015 году – 11,1 процента, в 2016 году – 11,4 процента, в 2017 году – 11,4 процента. В целом – 3748,2 млрд. рублей.

Доля расходов на образование в ВВП в 2014-2016 годах составит 4,3 процента, а в 2017 году – 4,2 процента, увеличившись в абсолютном выражении.

Расходы федерального бюджета по разделам бюджетной классификации в целом в предстоящие три года предполагается увеличивать. Вместе с тем расходы на образование в 2015 году, по сравнению с предыдущим годом, сократятся на 4,6 процента, что составит примерно 30 млрд. рублей, в 2016 году увеличатся на 2,1 процента, в 2017 году возрастут ещё на 4,6 процента и достигнут к концу планового периода 652 млрд. рублей.

По разделу «Общегосударственные вопросы» рост расходов учитывает потребность в дополнительных средствах на реализацию указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, включая повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений науки гражданского назначения, увеличение объемов финансирования государственных научных фондов.

Расходы по разделу «Образование» предусмотрены в 2015 году в сумме 606,8 млрд. рублей, в 2016 году – 609,7 млрд. и в 2017 году – 647,7 млрд. В основном изменение объемов федерального финансирования обусловлено завершением в 2014 году ряда проектов, поэтому произошло уменьшение межбюджетных трансфертов субъектам РФ, а именно:

  • на софинансирование расходных обязательств субъектов страны, возникающих при реализации программ модернизации региональных систем дошкольного образования в объеме 50 млрд. рублей;
  • отмена софинансирования мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в объеме 4 млрд. рублей в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в стране.

Кроме того, снижение расходов по разделу связано с завершением в 2014 году мероприятий в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в объеме 4 млрд. рублей, а в 2015 году – мероприятий государственной программы «Доступная среда» в объеме 3,8 млрд. рублей.

Рост расходов по разделу обусловлен:

  • увеличением бюджетных ассигнований для повышения оплаты труда педагогических работников в 2015 году на 24 млрд. рублей, в 2016 году – на 24,8 млрд., в 2017 году – на 22,5 млрд., по сравнению с предшествующими годами;
  • возрастанием поддержки ведущих университетов – в 2015 году на 1,5 млрд. рублей, в 2016 году – ещё на 0,5 млрд.

При составлении федерального бюджета в максимальной мере учитывалась необходимость решения задачи по развитию системы образования, в том числе за счет повышения эффективности финансирования с учетом результатов проведения структурных реформ, в том числе:

  • оптимизации количества образовательных организаций, получающих ассигнования из средств федерального бюджета;
  • изменения подходов к финансированию и оценке деятельности образовательных организаций (плановый переход на нормативное подушевое финансирование на основе базового отраслевого перечня услуг);
  • изменения соотношения обучающихся к численности профессорско-преподавательского состава с уровня 10,5:1 в 2014 году до уровня 11,6:1 в 2017 году и 12:1 в 2018 году;
  • перевода основных категорий работников отрасли на эффективный контракт;
  • сбалансированного снижения контрольных цифр приема в вузы (в частности, численность студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2015 году уменьшится на 2,8 процента, по сравнению с 2014 годом, на фоне общего сокращения численности обучающихся по программам высшего образования с 5,258 млн. человек в 2014 году до 4,285 млн. человек в 2017 году).

Будет продолжена поддержка ведущих университетов, в том числе 9 федеральных и 27 национальных исследовательских, господдержка развития кооперации вузов и организаций, а также научных исследований в ведущих вузах. На эти цели за счет средств федерального бюджета выделяется в 2014 году 17,4 млрд. рублей, в 2015 году – 17,7 млрд.

– Каких результатов в ближайшем будущем достигнет система высшего и профессионального образования?

– Публичными ориентирами, достижение которых должно произойти уже в этом году, Минобрнауки РФ названо несколько.

Во-первых, совершенствование профессионального уровня педагогических работников, повышение их заинтересованности в качестве своего труда, в том числе:

  • разработка профессионального стандарта преподавателя вуза;
  • обеспечение доли педагогов, готовых работать в условиях новых профстандартов к концу текущего года, на уровне 30 процентов;
  • разработка и предложение для принятия правительством комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

Во-вторых, повышение заработной платы педагогических работников и научных сотрудников:

  • увеличение зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения в учреждениях СПО до 26 тыс. рублей (фактический уровень 2012 года – 9 тыс., 2013 года – 25 тыс.);
  • повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов до 42 тыс. рублей (2012 год – 31 тыс., 2013 год – 40 тыс.).

В-третьих, обеспечение соответствия качества подготовки профессиональных образовательных программ потребностям общества и экономики, в том числе:

  • обеспечение трудоустройства более 50 процентов выпускников вузов и ссузов по специальности в течение одного года после выпуска;
  • доведение числа многофункциональных центров прикладных квалификаций до 200;
  • принятие за счет федерального бюджета на обучение по программам прикладного бакалавриата 7,3 процента от общего количества принятых на обучение по программам бакалавриата.

В-четвертых, развитие высшего образования:

  • вхождение в топ-200 ведущих мировых университетов, согласно одному из глобальных рейтингов, 2 российских вузов;
  • создание 15 инжиниринговых центров при ведущих российских вузах.

В-пятых, расширение доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В-шестых, планируется уменьшить число детей-сирот, находящихся на учёте в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 30 процентов до 75 тыс. человек.

В-седьмых, повышение кадрового потенциала и преодоление разрыва поколений в науке:

  • достижение роста числа статей российских авторов в изданиях, индексированных WoS, в 2014 году до 29 600 (в 2012 году их насчитывалось 27 884, в 2013 году – 28 752);
  • доведение количества результатов интеллектуальной деятельности, ориентированных на промышленное применение, в 2014 году до 25 000 (в 2012 году – 20 067, в 2013 году – 22 160).

Если же говорить о среднесрочных планах Минобрнауки РФ по развитию системы высшего и профессионального образования, необходимо выделить следующие ориентиры.

• В области повышения качества профессионального образования:

  • 8 российских вузов войдут в топ-200 мировых университетов;
  • 49 процентов занятого населения в возрасте от 26 до 65 лет пройдут повышение квалификации либо профессиональную переподготовку;
  • до 2018 года будут созданы 250 многофункциональных центров прикладных квалификаций.

• В области доступности образования для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья:

  • 25 процентов ссузов и вузов будут приспособлены для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • 100 процентов детей-инвалидов смогут обучаться на дому с использованием дистанционных образовательных программ.

• В области создания современной инфраструктуры для научных исследований:

  • создание 30 инжиниринговых центров при ведущих российских вузах;
  • реализация проекта «1000 лабораторий».

• В области конкурентоспособности российской науки:

  • увеличение доли публикаций российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science;
  • предполагается, что внутренние затраты на исследования и разработки составят 2,48 процента к ВВП;
  • годовой объем финансового обеспечения научных фондов составит в 2018 году 25 млрд. рублей и увеличится, по сравнению с 2013 годом, на 11,5 млрд.

• В области повышения кадрового потенциала науки предполагается, что средний возраст исследователей – участников ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы» достигнет 44 лет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Региональные университеты в системе образования России
Как повысить престиж профессии ученого?
Демографический кризис: вызов или возможность
Лесному образованию по пути с инновациями
Профессиональное образование: посмотреть, что впереди
Второе дыхание УМО
Особенности нижегородского профессионального образования
Развитие негосударственного сектора высшей школы
Нужно ли государству негосударственное образование?
Перспективы развития образовательного сотрудничества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ