Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Лесному образованию по пути с инновациями

Специалисты для лесного хозяйства составляют, в среднем, только одну пятую часть из числа всех обучающихся. Большая часть – это экономисты, и, конечно же, инженеры как главная составляющая, занятые в деревообработке и энергоемких отраслях производства. Отрасль и система образования не останутся без инноваций.

Просмотров: 1764
ОБЛИВИН Александр Николаевич – президент Научно-образовательной ассоциации лесного комплекса России, президент Московского государственного университета леса, доктор технических наук, профессор

Наш разговор с президентом Научно-образовательной ассоциации лесного комплекса России Александром ОБЛИВИНЫМ о перспективах отечественного лесного образования начался не совсем обычно. Признаться, в одном из вопросов лесная отрасль России была опрометчиво названа рудиментарной, и это несколько задело моего компетентного собеседника, который тут же представил доказательства в пользу несостоятельности такого подхода. Несмотря на то, что лес по-прежнему останется сырьем, заявленная переориентация российской экономики от сырьевого типа к инновационному не обойдет стороной лесопромышленный комплекс нашей страны и подготовку специалистов для отрасли.

В стороне не останутся

– Александр Николаевич, в России объявлен курс на реформирование экономики от сырьевого типа к инновационному. Как чувствует себя в этих условиях лесное образование, фактически тесно связанное с сырьевыми запасами?

– Хотя лесное образование и связано с сырьевой составляющей, не нужно забывать о том, что оно включает большой комплекс по подготовке специалистов для лесоперерабатывающей отрасли: деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, мебельного производства. В общем контингенте обучающихся специалисты для лесного хозяйства, которые непосредственно занимаются сохранением и умножением лесных ресурсов, составляют, в среднем, только одну пятую часть. Большая часть – это экономисты, и, конечно же, инженеры как главная составляющая, занятые в деревообработке и энергоемких отраслях производства. Таким образом, отрасль и система профильного образования не останутся в стороне от инновационных процессов.

– Тогда вполне естественно, что вузы лесной направленности должны участвовать и в конкурсах инновационных проектов?

– Наши отраслевые вузы в них принимают достаточно активное участие. Совсем недавно победителем такого конкурса стал Северный (Арктический) федеральный университет, который совместно с Соломбальским целлюлозно-бумажным комбинатом получил грант на исследования по теме «Создание высокотехнологичных производств щепы из сухостойной древесины для получения сульфатной целлюлозы». И это далеко не единственный пример. Так, Санкт-Петербургский технологический университет растительных полимеров вместе с компанией «Илим Палп Энтерпрайз» выиграл конкурс по разработке инновационной технологии комплексной переработки древесины лиственницы с выводом на мировой рынок нового вида товарной целлюлозы. Можно привести целый ряд других примеров, подтверждающих то, что вузы лесной отрасли активно участвуют в конкурсах инновационных проектов.

– Изменилась ли ситуация с финансированием научных исследований в вузах лесной отрасли?

– Она действительно изменилась, и не в лучшую сторону. В лесной отрасли закрылись почти все научно-исследовательские институты. Ранее они прошли акционирование, что и привело их к развалу. На плаву остались немногие.

Не взирая на это, вузовская наука сегодня по-прежнему жива. Но говорить о том, что она процветает, к сожалению, не приходится. Это происходит по двум основным причинам. Во-первых, из-за недостаточного количества грантов, которые выделяются именно под деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные и лесохимические производства. Во-вторых, из-за недостатка финансирования лесохозяйственной науки – в частности, на проведение биологических и селекционных исследований.

И конечно, наши образовательные учреждения испытывают определенный кадровый дефицит. Ни для кого не секрет, что уровень заработной платы профессоров, доцентов, кандидатов и докторов наук по основным инженерным направлениям в экономике не соответствует их трудозатратам на работе. И вообще, престиж вузовского преподавателя, с моей точки зрения, очень невысок, что не позволяет привлекать молодежь для работы по основным научным направлениям. Аспирантские стипендии настолько нищенские, что на них невозможно не только жить, но денег элементарно не хватает на оплату проезда до места работы.

Радует, что президент и правительство начинают уделять решению этой проблемы определенное внимание, и думаю, что ситуация будет исправляться. Отечественная фундаментальная наука без помощи государства развиваться не сможет.

Потребность в специалистах вырастет?

– С недавних пор в российские леса устремился частный бизнес. Насколько активно пользуются предприниматели услугами специалистов, которых готовят государственные учреждения профобразования?

– Могу судить по Московскому государственному университету леса. Здесь создан деятельный попечительский совет, в состав которого входит более 100 руководителей крупных отраслевых предприятий. Вуз заранее распределяет своих выпускников по этим предприятиям. В частный бизнес идут молодые люди, хорошо овладевшие знаниями, получившие необходимые инженерные навыки. На таких специалистов в перерабатывающих отраслях большой спрос.

Сфера лесного хозяйства, а она финансируется из бюджета, менее привлекательна для выпускников вузов. В ней остается неразрешенным целый ряд вопросов, связанных с социальной поддержкой лесничих и низким уровнем их заработной платы. В связи с этим в лесное хозяйство молодежь идет неохотно.

– Разве оправданы в нынешней ситуации вложения государства в подготовку большого числа специалистов лесного дела?

– Однозначно скажу, что оправданы, и могу привести в подтверждение своих слов следующие цифры. Сегодня по всему лесному комплексу в год выпускается порядка 8 тыс. специалистов с высшим образованием. Потребность составляет порядка 9 тыс. специалистов в год плюс 3 тыс. выпускников учреждений среднего профессионального образования.

Считаю, что лесное образование перспективно, так как лесоперерабатывающая промышленность в свете последних пожеланий президента и премьер-министра страны будет развиваться. И потребность в специалистах будет возрастать.

– Популярны ли в отрасли договоры на подготовку специалистов между работодателями и вузами?

– Они популярны и перспективны, но этим направлением активно должны заниматься сами вузы. С крупнейшими компаниями у нас заключены договоры на подготовку специалистов. Если брать в качестве примера МГУЛ, можно сказать, что распределение студентов начинается уже с четвертого курса. Студенты, которые планируют работать в отрасли, налаживают контакты с компаниями, и, в результате, получаются приличные дипломные проекты, подготовленные на базе конкретных предприятий.

Должен сказать, что активность в заключении договоров на подготовку специалистов необходимо проявлять и самим вузам.

Единение вузов, НИИ и предприятий

– В начале 2000-х годов в профессиональном сообществе активно шли разговоры о необходимости разработки программы развития российского лесного образования. Она должна была проанализировать региональные потребности в специалистах различных квалификационных уровней, предусмотреть разработку профессиональных компетенций для всех квалификаций и согласование образовательных программ среднего специального и высшего профессионального образования. Какова судьба документа?

– Межотраслевая программа развития лесного образования в России до 2010 года была разработана, но, к сожалению, на государственном уровне не утверждена. Однако усилиями Научно-образовательной ассоциации лесного образования и учебно-методического объединения многое из того, что намечалось в ней, выполняется.

Если правительство сочтет необходимым подготовку аналогичной программы на перспективу и поддержит ее, то она может быть достаточно быстро отработана и утверждена.

– Минувшее аномально жаркое лето, спровоцировавшее лесные пожары на значительной территории России, показало слабую готовность системы лесоохраны к масштабным стихийным бедствиям. Нужно ли изменить Лесной кодекс РФ, чтобы в будущем сократить ущерб от лесных пожаров?

– Правительство возлагало надежды на арендаторов, которые должны заниматься вопросами, связанными с охраной и восстановлением лесов. Но в России в аренде фактически находится только до 20 процентов лесов, остальные 80 процентов оказались бесхозными. Отсюда и все неприятности. В свое время были ликвидированы пожарно-химические станции, пожарная техника, прошло сокращение лесной охраны более чем на 70 тыс. человек! В начальной стадии тушить пожары было попросту некому.

Думаю, что Лесной кодекс необходимо переработать, и уже есть поручение Президента России Дмитрия Медведева заинтересованным ведомствам провести работу в этом направлении. С моей точки зрения, Лесной кодекс РФ должен быть переработан по целому ряду вопросов. Он далеко не совершенен. Думаю, что в ближайший год поправки будут внесены. В первую очередь, на мой взгляд, следует восстановить прежнюю систему лесоохраны.

– Какие новшества могли бы обеспечить развитие лесного образования в России?

– В качестве одной из мер по его развитию Московский государственный университет леса предложил создать Национальный центр развития лесного образования с тремя филиалами: Центральным – с офисом на базе МГУЛ, Северо-Западным в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии и Восточным – с офисом в Сибирском государственном технологическом университете. Эта структура позволит объединить вузы, научно-исследовательские институты и предприятия лесного комплекса. Только при таком единении сегодня можно не только качественно готовить специалистов, но и решать вопросы инновационного развития отрасли в целом.

Идею уже поддержало Министерство образования и науки РФ. Если предложение в дальнейшем выйдет на уровень правительства и будет им поддержано, можно говорить о том, что лесное образование и наука в России получат мощный толчок к развитию, а отраслевые предприятия – качественно подготовленных специалистов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: александр обливин, лесное образование, ВПО, актуальное интервью, ао-42

Похожие материалы:
Дагестанский государственный технический университет: приоритеты в развитии инженерного образования
Оренбургский государственный аграрный университет - Локальный научно-образовательный центр
Михаил Опёнков: Технология и мифология легко уживаются друг с другом
Слияния в российской высшей школе: мотивы, издержки, возможности
Актуальные проблемы лесного образования
Юго-Осетинский госуниверситет: Трудностям наперекор
Машиностроительному комплексу нужны инженеры
Региональные университеты в системе образования России
Особенности нижегородского профессионального образования
Интернет-олимпиада для студентов вузов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего образования
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего...
V Всероссийский студенческий форум «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России»
Поволжский государственный технологический университет приглашает вас принять участие в работе V...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Из журнала
#105Березниковский строительный техникум отметил шестидесятипятилетие
#98Развитие сетевого взаимодействия в школе
#103Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
#104Шахунский агропромышленный техникум готовит кадры для АПК Нижегородской области
#106Сибирский государственный университет геосистем и технологий отметил восьмидесятипятилетие
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку