Исследователя формирует средаВ СибГУФУК научной и научно-методической работой занимается примерно 75 процентов профессорско-преподавательского состава. Результатами являются диссертации, монографии, статьи. В университет действует не менее 20 научных школ. Просмотров: 1332
Позиции вузовского сектора науки за последние годы значительно укрепились, чему – Уважаемый Владимир Анатольевич, прежде всего, хотелось бы знать, есть ли в вашем вузе зарекомендовавшие себя научные школы? – В нашем вузе научной и научно-методической работой занимается примерно 75 процентов профессорско-преподавательского состава. Результатами являются диссертации, монографии, статьи. В идеале, на мой взгляд, исследовательской работой должен заниматься каждый педагог высшей школы. В университете не меньше 20 научных школ. Назову самые значимые. Это школы профессоров Л.Г. Харитоновой «Механизмы адаптации к мышечной деятельности на разных этапах спортивного онтогенеза», И.Т. Лысаковского «Управление скоростно-силовой подготовкой спортсменов», Н.М. Костихиной «Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки кадров», Г.Д. Бабушкина «Психологическая подготовка в спорте» и др. Все они являются благодатной средой для подготовки исследовательских кадров. – А какие-то новые, соответствующие современным требованиям физкультурного образования направления исследований в последние годы появились? – Безусловно. Это, в первую очередь, все, что касается управления отдельными видами подготовки спортсменов: физической, технической, тактической, психологической. Разрабатываются, например, новые методы и критерии оценки физического состояния спортсмена, совершенствуются средства его подготовки и восстановления работоспособности. Наши ученые работают в составе научных бригад сборных команд России по биатлону и бадминтону, обеспечивают современной методикой подготовку высококвалифицированных спортсменов Сибирского региона по 18 видам спорта. Научно-исследовательский институт, являющийся составной частью университета, изучает механизмы адаптации к мышечной деятельности у спортсменов различного возраста и квалификации, межкафедральная научно-исследовательская лаборатория занимается медико-биологическими проблемами спорта высших достижений, лаборатория психологии спорта – психологическим обеспечением тренировочного и соревновательного процессов в системе многолетней спортивной тренировки. – В вашем вузе действуют аспирантура и докторантура. Что в работе по подготовке кадров высшей квалификации вы обозначили бы как достижения, а что – как болевые точки, проблемы, нерешенные вопросы? – В прошлом году мы утвердили на ученом совете целевую программу, направленную на поддержку молодых ученых. В ней есть все, что касается процесса обеспечения научных исследований, а также решения социальных проблем аспирантов. Кроме этого, имеется программа «Научные кадры высшей квалификации СибГУФК». В ней определены позиции, способствующие работе ведущих ученых над докторскими диссертациями. Это я бы обозначил как достижения. Что касается болевых точек, хотелось бы иметь больше желающих поступить в аспирантуру. Конечно же, размер стипендии аспиранта оставляет желать большего, но это общегосударственная проблема. Да и три года аспирантуры для педагогических исследований – срок явно недостаточный. Нужно не менее четырех лет. Учитывая данное обстоятельство, мы большое внимание уделяем магистерской подготовке, благодаря чему потенциальный кандидат в аспиранты может сделать хороший задел по предполагаемой теме кандидатской диссертации. – Каждый год в нашей стране защищается большое количество кандидатских диссертаций. В то же время научные кадры НИИ и других организаций стареют. Закрепление молодежи в российской науке становится важнейшей государственной задачей. В чем, по-вашему, состоят причины недостаточного числа молодых ученых в научно-исследовательских организациях и вузах? – Молодежь к научной работе относится так же, как государство к научным работникам, оплата труда которых просто унизительна. Из-за этого мало кто из способных молодых ученых желает работать в науке и в системе высшего образования. Остается надеяться на опытных, с большим стажем специалистов. А они снижают показатель среднего возраста научных работников. Но главная проблема состоит в другом: у старой гвардии уже нет такого энтузиазма в исследовательской работе, какой был в молодом возрасте. А для того чтобы молодой человек всерьез и надолго заинтересовался наукой, он должен видеть перспективу в своей карьере, а стало быть, и в жизни, связанной с наукой. – Что представляет собой система организации научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых, сложившаяся в университете? – В нашем вузе работает студенческое научное общество, которое организует научные мероприятия. На каждой кафедре имеется студенческий научный кружок. Перспективных студентов и начинающих молодых ученых мы стараемся закрепить за научными школами и ведущими учеными. Думаем, что находимся на правильном пути, так как научная среда имеет большое значение для формирования исследователя. Этот вывод подтверждается победами молодых ученых и студентов в международных и республиканских научных конкурсах. – Удается ли молодым ученым зарабатывать гранты для осуществления исследований, которые они проводят? – Удается, но не часто. Снижает интерес огромное количество документов, которое соискатель гранта должен представить в конкурсную комиссию. В процессе подготовки этих бумаг пропадает желание участвовать в мероприятии. Но мы не отчаиваемся и постоянно занимаемся поиском грантов на разработку и внедрение наших инноваций. – С прошлого года в стране действует закон № 217 о малых предприятиях при вузах, направленный на использование результатов интеллектуальной деятельности в коммерческих целях. Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу реализации этого закона в высших учебных заведениях физкультурно-спортивного профиля. – Бизнес является очень серьезным видом деятельности, поскольку требует высокой конкурентоспособности на рынке. Там голова должна работать полные сутки. Но, даже соблюдая это условие, «выжить» удается не всегда. Бизнесу нужно учиться так же, как специальности. Такая задача ставится только в специальных вузах. В других – это на уровне дилетантства. Студент должен овладеть знаниями по своей специальности. Только после этого он может и, я бы сказал, имеет право участвовать в реализации своего интеллектуального труда как специалист и коммерсант или бизнесмен. За двумя зайцами погонишься, сами знаете, что получится. Если кто-то способен совмещать учебу с практикой бизнеса, честь ему и хвала. Думаю, что до такой степени успешных очень мало. – Как в дальнейшем будет развиваться научная составляющая деятельности вуза? – Прежде всего, мы будем поддерживать действующие и развивать новые научные школы и коллективы. В этом году планируем разработать серьезную программу для развития студенческой науки. Убежден, что в этом наше будущее. Студент – это материал, из которого в перспективе можно сделать научный продукт хорошего качества. Главное – вовремя отдать его в хорошие руки, заинтересовать, сориентировать и поэтапно вести. Тогда не придется долго ждать результата. В этом я вижу одну из главных составляющих развития научной деятельности нашего университета. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|