Физкультурный вуз: курс на электронику и инновацииВ ходе перестройки социальной сферы изменились требования к вузовскому физкультурному образованию. На первый план выдвинулись две главные цели. Одна – готовить специалистов на основе реального спроса на их услуги. Другая – добиться того, чтобы выпускники могли работать на своем месте эффективно и качественно. Просмотров: 2681
В ходе перестройки социальной сферы изменились требования к вузовскому физкультурному образованию. На первый план выдвинулись две главные цели. Одна – готовить специалистов на основе реального спроса на их услуги. Другая – добиться того, чтобы выпускники могли работать на своем месте эффективно и качественно. Как реагирует конкретный вуз физкультурного профиля на изменения, происходящие в обществе, адаптируется к новым социальным условиям и потребностям, движется к достижению этих целей – таковы темы, которые развивает в своем интервью проректор по учебной работе Уральского государственного университета физической культуры Сергей Cериков. – Уважаемый Сергей Геннадьевич! Общепризнано, что в начале перестройки интерес к профессиональному физкультурному образованию несколько снизился. А как обстоит дело сейчас? Ощущается ли хотя бы небольшой подъем? – Если судить по нашему вузу, интерес к профессиональному физкультурному образованию в последние годы растет. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, существенно повысилось внимание государства к массовой физической культуре и спорту высших достижений. Вузу создаются условия для развития и укрепления учебно-спортивной базы. Во-вторых, наряду с традиционными, олимпийскими в нашем университете культивируются и современные, наиболее востребованные у молодежи виды спорта. В-третьих, мы следуем конъюнктуре рынка образовательных услуг и готовим специалистов по программам, пользующимся наибольшим спросом абитуриентов: юриспруденции, психологии, экономики, менеджмента, туризма и др. Но при этом формируем у студентов специальные компетенции, необходимые для того, чтобы выпускники шли работать в сферу физической культуры и спорта в качестве спортивных психологов, спортивных юристов, спортивных менеджеров и т.п. – Обязательным условием получения современного образования является информатизация. Однако некоторые исследователи утверждают, что информационные технологии не нашли широкого применения в физкультурном образовании. Разделяете ли вы это мнение? Какие условия созданы в вашем вузе для освоения информационных технологий? – Информатизации образовательного процесса мы уделяем очень много внимания. Вот несколько цифр, которые служат доказательством этому утверждению: в образовательном процессе используется 505 компьютеров; 8 классов оснащены дисплеями; 16 аудиторий – комплектами мультимедийного оборудования. А вот факты: создан отдел дистанционных образовательных технологий; часть методического обеспечения учебного процесса составляют электронные ресурсы (учебники, мультимедийные лекции, автоматизированные контрольные задания); в вузовский компонент учебных планов включены дополнительные дисциплины, посвященные освоению информационных технологий, связанных с профессиональной деятельностью. На протяжении последних четырех лет наши студенты по два раза в год участвуют в федеральном Интернет-экзамене. – Какой вклад вносят педагоги вашего вуза в обновление программ, совершенствование методической базы, создание обучающего материала? – Считаю, что достаточно весомый. Многие преподаватели являются авторами учебников и учебных пособий, рекомендованных к применению либо Госкомспортом, либо учебнометодическими объединениями вузов России. Это говорит о широком признании их работ на федеральном уровне. – Что предпринимается для улучшения практической подготовки кадров? – В нашем университете уже достаточно давно создан специальный отдел, который разрабатывает и внедряет различные инновации, направленные на улучшение практической подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту. Весьма широка база практик – около 400 организаций. Ежегодно внедряются новые формы практического обучения. Это конкурсы профессионального мастерства студентов, организация мастер-классов, которые проводят ведущие специалисты, студенческие конференции по итогам практики и др. – Имеются ли трудности, связанные с повышением профессионального мастерства педагогов? Ведь специалисты, которых выпускает ваш вуз, должны иметь и спортивную подготовку, и педагогическую. – Одним из ведущих учебных подразделений нашего университета является Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. В нем реализуется ряд программ дополнительного образования, в том числе и повышения квалификации преподавателей вузов. Причем обучаются по ним не только сотрудники университета, но и представители других вузов физической культуры России. В свою очередь и наши преподаватели выезжают на стажировки не только в вузы страны, но и за рубеж. В прошедшем учебном году они побывали в Канаде, Японии, Таиланде и других странах. – Что нового должно появиться в учебном процессе и в оценке его качества в связи с введением уровневой подготовки и государственных образовательных стандартов нового поколения? Какие технологии, формы, методы обучения будут вводиться, а может быть, уже введены? – Переход на уровневую подготовку и государственные образовательные стандарты нового поколения ставит перед нами ряд задач. Это переработка учебных планов и рабочих программ дисциплин, расширение магистратуры, введение новых дисциплин и курсов по выбору обучающихся, модернизация системы оценки освоения студентом основных образовательных программ и др. Мы планомерно работаем над их решением. Так, например, апробация балльно-рейтинговой системы оценки знаний у нас ведется с 2007 года. Разработаны шкалы соотнесения оценок с пятибалльной системой, заполняются параллельные зачетные и экзаменационные ведомости и т. д. В результате обеспечен переход на компетентностный формат оценки, повысилась мотивация студентов к учебной деятельности и самостоятельной работе, исключены субъективные факторы оценки. – Как оценивают качество подготовки кадров работодатели? Если в вузе проводятся какие-либо опросы или исследования на эту тему расскажите об их результатах. – Да, такие опросы проводятся. Последний из них проходил в декабре 2009 года. Он показал, что руководители организаций региона оценивают профессиональную компетентность наших выпускников достаточно высоко. Так, средний уровень общетеоретической подготовки достиг отметки 7,6 балла, а практической – 8,4 по десятибалльной шкале. Большинство опрошенных удовлетворены уровнем профессиональной подготовки работающих у них выпускников, и лишь 13,7% хотели бы видеть ее более высокой. – И в качестве итога: назовите основные достижения последних лет в области учебной работы. – Подводя итоги в области учебно-методической работы за последние 5 лет, хотелось бы отметить следующее:
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|