Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Информатизация как фактор развития вуза

Информационные технологии являются неотъемлемой частью работы каждого преподавателя, сотрудника и студента. Информатизация – приоритетное направление в развитии Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.

Просмотров: 2982

Мы открыты для сотрудничества и интеграции

Мальцев Игорь Михайлович – проректор по информационным технологиям Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, кандидат физико-математических наук, доцент

В Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса (ЮРГУЭС) информационные технологии являются неотъемлемой частью работы каждого преподавателя, сотрудника и студента. Добиться такого удается далеко не всем, даже столичным, вузам. Интересно знать, что предприняли в университете, для того чтобы вывести его на передовые позиции в области информатизации? Ответу на этот вопрос посвящено интервью проектора по информационным технологиям Игоря Мальцева.

– Уважаемый Игорь Михайлович! Обрисуйте очень коротко круг ваших обязанностей. Какие из них самые трудные?

– Основная задача работающих под моим руководством подразделений – поддержка и развитие информационных технологий и ресурсов в таких областях как управление учебным процессом и контроль его содержания и качества. В условиях многоуровневого университетского комплекса, реализующего программы общего, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, приходится учитывать специфику каждого из уровней и вместе с тем решать общие задачи технического и программного обеспечения. Этим мы занимаемся более 15 лет. Поначалу нам казалось, что самой трудной задачей является создание фундамента информационной среды – корпоративной доменной сети, объединяющей несколько удаленных учебных корпусов и общежитий, потому что ее решение требует наличия квалифицированных кадров и вложения значительных финансовых ресурсов. Но вот появился окончательный результат: заработал информационно-технический центр, обслуживающий все подразделения, кафедры и лаборатории и обеспечивающий надежную работу серверов и сети; студенты и преподаватели получили свободный доступ к Интернету и библиотечным ресурсам, были закуплены и установлены необходимые лицензионные программы; в лаборатории математического моделирования и информационных систем (ММИС) собраны квалифицированные программисты, готовые решать актуальные задачи разработки и внедрения программных продуктов. И тогда оказалось, что еще труднее создать условия, в которых информационная среда становится естественной и неотъемлемой частью работы практически каждого преподавателя, сотрудника и студента. Сейчас, когда система построена, внедрена и работает не только в нашем университете, но и во многих других образовательных учреждениях России, необходимо обеспечивать ее адекватность современным требованиям к развитию образования.

– Какие направления деятельности вы считаете приоритетными в данный период?

– Приоритетным направлением развития образования в России является обеспечение сетевого взаимодействия вузов, предприятий и государства. Пример уже есть. Это сетевой университет сервиса, который дает возможность не только взять от каждого участника самое лучшее, но и обеспечить использование лучшего другими. Как показывает практика, задача непростая. Надеюсь, наши разработки найдут свое место в сетевой ассоциации.

– А какие задачи в области автоматизации и информационного обеспечения учебного процесса решались в вашем вузе в последние годы?

– Развитие информационной среды – процесс непрерывный. Чем больше делаем, тем больше усилий приходится прилагать для поддержки того, что имеется. Сейчас это основное. Кроме того, совместно с Южным федеральным университетом заканчиваем работу над встраиванием нашего программного комплекса по планированию учебного процесса в их систему документооборота. Несколько лет назад пришлось заняться вопросами военного образования. Благодаря помощи ныне полковника Дмитрия Перфильева удалось не только разработать электронную форму учебного плана Военного авиационного инженерного университета, но и создать алгоритм построения учебной нагрузки, которая, в отличие от гражданских вузов, предполагает 12 видов занятий. Вообще, как показала практика поддержки программных продуктов, каждый вуз имеет свою специфику. Мы стараемся работать так, чтобы не университет приспосабливался к программам, а наоборот. В ЮРГУЭС почти нет задач, которые решаются без использования информационных технологий. Работа приемной комиссии, подготовка нормативной документации, расчет учебной нагрузки и штатов ППС, автоматическое составление расписания занятий, электронные ведомости, которые заполняются преподавателями непосредственно на кафедрах, подготовка документов об образовании, разработка и использование заданий в тестовой форме – все это автоматизировано.

– Каким стал уровень информационного обеспечения вуза благодаря решению поставленных задач?

– Для характеристики уровня достаточно сказать, что в университете регулярно проводятся семинары и курсы повышения квалификации в области информационного обеспечения управления учебным процессом и качества образования, на которые ежегодно прибывают более 200 представителей вузов и ссузов России. Нам есть что показать, чем поделиться. Университет приобрел лицензии на использование программного обеспечения, позволяющего оказывать техническую и методическую поддержку пользователю непосредственно на его компьютере, и мы можем помочь другим. Вот недавний пример. Специалист учебно-методического управления Брянского государственного университета обратилась к нам за помощью в настройке программ и компиляции учебной нагрузки вуза. Мы предложили ей установить соответствующее программное обеспечение (LogMeIn) и разрешить удаленный доступ к рабочему столу ее компьютера. Согласие было получено. Результат: за два дня общения мы настроили систему под работу в условиях Брянского государственного университета (отсутствие доменной сети), сформулировали перспективные задачи и научили методиста формировать учебную нагрузку вуза за несколько минут.

Когда мы слышим от представителей других вузов слова: «Нам бы такой уровень!», понимаем – работаем не зря!

– Что пришлось предпринять, для того чтобы ваши преподаватели и студенты имели возможность овладевать информационно-коммуникационными технологиями?

– Чтобы обеспечить условия, при которых и преподаватели, и студенты могут эффективно использовать все достижения информационных технологий, мы развернули доменную корпоративную сеть, объединившую все 11 корпусов, расположенных в радиусе шести километров, и общежития. Для этого использовались беспроводные технологии передачи данных. Базовую станцию пришлось установить на городской телевизионной вышке. Лицензионное программное обеспечение мы закупали несколько лет, и к настоящему времени уже давно забыли что такое «пиратский» софт. Во всех корпусах оборудовали компьютерные классы и залы (в общей сложности их 28), и предоставили студентам возможность самостоятельно работать в любом из них. В среднем на каждый компьютер приходится чуть более четырех студентов очной формы обучения. На кафедрах тоже достаточно современных компьютеров. Многие аудитории оснащены мультимедийным оборудованием с интерактивными досками. В корпусах развернуты точки доступа WiFi, позволяющие как входить в корпоративную сеть, так и выходить с ноутбуков в Интернет.

Электронная библиотека университета работает в среде MARC, которая дополнена базой методических материалов, содержащей более 4,5 тысяч наименований и доступной в сети Интернет по адресу www.libdb.sssu.ru. Без таких ресурсов невозможно успешно использовать дистанционные технологии обучения, которые развиваются в нашем вузе.

– Какова роль вашего подразделения в улучшении качества образования, внедрении системы менеджмента качества?

– В Рособрнадзоре имеется Совет по координации управления качеством профессионального образования. Несколько лет назад мне довелось представлять на нем нашу информационную систему. В результате совет рекомендовал ее использование в качестве основы для построения СМК.

– Связана ли ваша работа с разработкой новых образовательных стандартов ВПО? Каким образом?

– Связана, но к содержанию ФГОС третьего поколения она прямого отношения не имеет. Прошлым летом мы приняли участие в обсуждении проектов образовательных стандартов, на что было выделено две недели. Используя нашу систему, удалось провести анализ непротиворечивости требований ФГОС, составить протокол найденных противоречий и выслать его по указанному адресу. С работой мы справились досрочно, за три дня, хотя анализировать пришлось проекты всех уровней образования. Кроме того, мы создали алгоритм автоматического построения учебного плана, удовлетворяющего требованиям новых стандартов, который реализован в электронных макетах, входящих в свободно распространяемый пакет GosInsp. При его обкатке существенную помощь оказали пользователи, особенно специалисты Таможенной академии, которые увидев недостатки в проекте ФГОС по специальности «Таможенное дело», внесли в него изменения. Если бы все учебно-методические объединения так работали, у вузов было бы гораздо меньше головной боли при разработке образовательных программ.

В настоящий момент наиболее актуальной для нас задачей является связанное с введением ФГОС создание средств, которые облегчают проектирование и внедрение новых по структуре и содержанию образовательных программ.

– Известно, что в вашем вузе действует информационная система для студентов и родителей. что она собой представляет? Какой эффект дает?

– Это лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот ссылка: www.stud.sssu.ru. На этом сайте и расписание занятий, и семестровые графики учебного процесса, с учетом давно реализуемой у нас бально-рейтинговой системы, и анализ успеваемости студентов, и ведомости текущей и итоговой аттестации. Есть даже список «забывчивых» преподавателей, которые вовремя не заполняют электронные ведомости. Каждый студент и его родители могут ознакомиться с электронной копией зачетной книжки. Открытость этих данных полезна во всех отношениях.

– Вы 15 лет занимаетесь автоматизацией и информатизацией учебного процесса. есть ли у вас какие-то интересные собственные наработки в этой области?

– В этой области практически все собственное, кроме некоторых совместных разработок. Как правило, сценарий создания очередного компонента системы такой: сначала происходит его моделирование, затем – программная реализация, после чего следуют обкатка в реальных условиях, оптимизация кода и поддержка. Примером совместной разработки может служить «Авторасписание» И. Губенко, которое удалось интегрировать с пакетом «Планы». Благодаря этому ввод исходной информации для составления расписания занятий, осуществляемый в больших вузах в течение месяца, а то и дольше, превратился в процесс конвертации данных в течение нескольких минут.

– Делитесь ли вы опытом с коллегами?

– Мы всегда открыты для плодотворного сотрудничества и интеграции. Приезжающим к нам специалистам других вузов показываем все системы непосредственно в работе. Полный перечень предлагаемых программных комплексов поместили на специальном сайте www.mmis.ru.

– А студенты участвуют в разработке программных и других продуктов?

– Не только студенты, но и многие сотрудники, аспиранты и преподаватели. Наверное, поэтому система получилась «живой».

Один студент нашего университета, обучающийся по специальности «Информационные системы» сказал так: «Участвуя в разработках конкретных программ и видя результат своей работы, приобретаешь гораздо больше, чем на всех занятиях». Это к вопросу о пользе участия в практической деятельности.

– И в заключение: что как проректор по информационным технологиям вы считаете своим самым большим достижением?

– Удалось вывести университет на передовые позиции в области информатизации. Информационные технологии стали неотъемлемой и естественной частью работы каждого преподавателя, сотрудника и студента.

И еще: разрешите предостеречь руководителей вузов от опрометчивости при освоении новых информационных технологий. Во-первых, отказываться от традиционной системы управления можно только тогда, когда даст положительный результат новая. Во-вторых, информационные системы автоматизируют, упрощают, повышают качество управления не сами по себе, а стараниями компетентных в этой области специалистов. Берегите квалифицированные кадры! И наконец, третье, мы ни разу не наблюдали внедрения каких-либо информационных систем без проявления воли и настойчивости руководства вуза. Это главное!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российская система государственной аккредитации: перспективы
Болонский клуб в Донском государственном техническом университете
Участие работодателя в подготовке бакалавра
Кадровый потенциал – важнейший ресурс вуза
Разработка образовательных программ
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Переход на новые образовательные стандарты ВПО
Владимир Иванов об инновационной политике МарГТУ
Профессиональные качества выпускника медицинского вуза
Современный студент – энергичный и прагматичный

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ