Информатизация как фактор развития вузаИнформационные технологии являются неотъемлемой частью работы каждого преподавателя, сотрудника и студента. Информатизация – приоритетное направление в развитии Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса. Просмотров: 2982
Мы открыты для сотрудничества и интеграции
В Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса (ЮРГУЭС) информационные технологии являются неотъемлемой частью работы каждого преподавателя, сотрудника и студента. Добиться такого удается далеко не всем, даже столичным, вузам. Интересно знать, что предприняли в университете, для того чтобы вывести его на передовые позиции в области информатизации? Ответу на этот вопрос посвящено интервью проектора по информационным технологиям Игоря Мальцева. – Уважаемый Игорь Михайлович! Обрисуйте очень коротко круг ваших обязанностей. Какие из них самые трудные? – Основная задача работающих под моим руководством подразделений – поддержка и развитие информационных технологий и ресурсов в таких областях как управление учебным процессом и контроль его содержания и качества. В условиях многоуровневого университетского комплекса, реализующего программы общего, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, приходится учитывать специфику каждого из уровней и вместе с тем решать общие задачи технического и программного обеспечения. Этим мы занимаемся более 15 лет. Поначалу нам казалось, что самой трудной задачей является создание фундамента информационной среды – корпоративной доменной сети, объединяющей несколько удаленных учебных корпусов и общежитий, потому что ее решение требует наличия квалифицированных кадров и вложения значительных финансовых ресурсов. Но вот появился окончательный результат: заработал информационно-технический центр, обслуживающий все подразделения, кафедры и лаборатории и обеспечивающий надежную работу серверов и сети; студенты и преподаватели получили свободный доступ к Интернету и библиотечным ресурсам, были закуплены и установлены необходимые лицензионные программы; в лаборатории математического моделирования и информационных систем (ММИС) собраны квалифицированные программисты, готовые решать актуальные задачи разработки и внедрения программных продуктов. И тогда оказалось, что еще труднее создать условия, в которых информационная среда становится естественной и неотъемлемой частью работы практически каждого преподавателя, сотрудника и студента. Сейчас, когда система построена, внедрена и работает не только в нашем университете, но и во многих других образовательных учреждениях России, необходимо обеспечивать ее адекватность современным требованиям к развитию образования. – Какие направления деятельности вы считаете приоритетными в данный период? – Приоритетным направлением развития образования в России является обеспечение сетевого взаимодействия вузов, предприятий и государства. Пример уже есть. Это сетевой университет сервиса, который дает возможность не только взять от каждого участника самое лучшее, но и обеспечить использование лучшего другими. Как показывает практика, задача непростая. Надеюсь, наши разработки найдут свое место в сетевой ассоциации. – А какие задачи в области автоматизации и информационного обеспечения учебного процесса решались в вашем вузе в последние годы? – Развитие информационной среды – процесс непрерывный. Чем больше делаем, тем больше усилий приходится прилагать для поддержки того, что имеется. Сейчас это основное. Кроме того, совместно с Южным федеральным университетом заканчиваем работу над встраиванием нашего программного комплекса по планированию учебного процесса в их систему документооборота. Несколько лет назад пришлось заняться вопросами военного образования. Благодаря помощи ныне полковника Дмитрия Перфильева удалось не только разработать электронную форму учебного плана Военного авиационного инженерного университета, но и создать алгоритм построения учебной нагрузки, которая, в отличие от гражданских вузов, предполагает 12 видов занятий. Вообще, как показала практика поддержки программных продуктов, каждый вуз имеет свою специфику. Мы стараемся работать так, чтобы не университет приспосабливался к программам, а наоборот. В ЮРГУЭС почти нет задач, которые решаются без использования информационных технологий. Работа приемной комиссии, подготовка нормативной документации, расчет учебной нагрузки и штатов ППС, автоматическое составление расписания занятий, электронные ведомости, которые заполняются преподавателями непосредственно на кафедрах, подготовка документов об образовании, разработка и использование заданий в тестовой форме – все это автоматизировано. – Каким стал уровень информационного обеспечения вуза благодаря решению поставленных задач? – Для характеристики уровня достаточно сказать, что в университете регулярно проводятся семинары и курсы повышения квалификации в области информационного обеспечения управления учебным процессом и качества образования, на которые ежегодно прибывают более 200 представителей вузов и ссузов России. Нам есть что показать, чем поделиться. Университет приобрел лицензии на использование программного обеспечения, позволяющего оказывать техническую и методическую поддержку пользователю непосредственно на его компьютере, и мы можем помочь другим. Вот недавний пример. Специалист учебно-методического управления Брянского государственного университета обратилась к нам за помощью в настройке программ и компиляции учебной нагрузки вуза. Мы предложили ей установить соответствующее программное обеспечение (LogMeIn) и разрешить удаленный доступ к рабочему столу ее компьютера. Согласие было получено. Результат: за два дня общения мы настроили систему под работу в условиях Брянского государственного университета (отсутствие доменной сети), сформулировали перспективные задачи и научили методиста формировать учебную нагрузку вуза за несколько минут. Когда мы слышим от представителей других вузов слова: «Нам бы такой уровень!», понимаем – работаем не зря! – Что пришлось предпринять, для того чтобы ваши преподаватели и студенты имели возможность овладевать информационно-коммуникационными технологиями? – Чтобы обеспечить условия, при которых и преподаватели, и студенты могут эффективно использовать все достижения информационных технологий, мы развернули доменную корпоративную сеть, объединившую все 11 корпусов, расположенных в радиусе шести километров, и общежития. Для этого использовались беспроводные технологии передачи данных. Базовую станцию пришлось установить на городской телевизионной вышке. Лицензионное программное обеспечение мы закупали несколько лет, и к настоящему времени уже давно забыли что такое «пиратский» софт. Во всех корпусах оборудовали компьютерные классы и залы (в общей сложности их 28), и предоставили студентам возможность самостоятельно работать в любом из них. В среднем на каждый компьютер приходится чуть более четырех студентов очной формы обучения. На кафедрах тоже достаточно современных компьютеров. Многие аудитории оснащены мультимедийным оборудованием с интерактивными досками. В корпусах развернуты точки доступа WiFi, позволяющие как входить в корпоративную сеть, так и выходить с ноутбуков в Интернет. Электронная библиотека университета работает в среде MARC, которая дополнена базой методических материалов, содержащей более 4,5 тысяч наименований и доступной в сети Интернет по адресу www.libdb.sssu.ru. Без таких ресурсов невозможно успешно использовать дистанционные технологии обучения, которые развиваются в нашем вузе. – Какова роль вашего подразделения в улучшении качества образования, внедрении системы менеджмента качества? – В Рособрнадзоре имеется Совет по координации управления качеством профессионального образования. Несколько лет назад мне довелось представлять на нем нашу информационную систему. В результате совет рекомендовал ее использование в качестве основы для построения СМК. – Связана ли ваша работа с разработкой новых образовательных стандартов ВПО? Каким образом? – Связана, но к содержанию ФГОС третьего поколения она прямого отношения не имеет. Прошлым летом мы приняли участие в обсуждении проектов образовательных стандартов, на что было выделено две недели. Используя нашу систему, удалось провести анализ непротиворечивости требований ФГОС, составить протокол найденных противоречий и выслать его по указанному адресу. С работой мы справились досрочно, за три дня, хотя анализировать пришлось проекты всех уровней образования. Кроме того, мы создали алгоритм автоматического построения учебного плана, удовлетворяющего требованиям новых стандартов, который реализован в электронных макетах, входящих в свободно распространяемый пакет GosInsp. При его обкатке существенную помощь оказали пользователи, особенно специалисты Таможенной академии, которые увидев недостатки в проекте ФГОС по специальности «Таможенное дело», внесли в него изменения. Если бы все учебно-методические объединения так работали, у вузов было бы гораздо меньше головной боли при разработке образовательных программ. В настоящий момент наиболее актуальной для нас задачей является связанное с введением ФГОС создание средств, которые облегчают проектирование и внедрение новых по структуре и содержанию образовательных программ. – Известно, что в вашем вузе действует информационная система для студентов и родителей. что она собой представляет? Какой эффект дает? – Это лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот ссылка: www.stud.sssu.ru. На этом сайте и расписание занятий, и семестровые графики учебного процесса, с учетом давно реализуемой у нас бально-рейтинговой системы, и анализ успеваемости студентов, и ведомости текущей и итоговой аттестации. Есть даже список «забывчивых» преподавателей, которые вовремя не заполняют электронные ведомости. Каждый студент и его родители могут ознакомиться с электронной копией зачетной книжки. Открытость этих данных полезна во всех отношениях. – Вы 15 лет занимаетесь автоматизацией и информатизацией учебного процесса. есть ли у вас какие-то интересные собственные наработки в этой области? – В этой области практически все собственное, кроме некоторых совместных разработок. Как правило, сценарий создания очередного компонента системы такой: сначала происходит его моделирование, затем – программная реализация, после чего следуют обкатка в реальных условиях, оптимизация кода и поддержка. Примером совместной разработки может служить «Авторасписание» И. Губенко, которое удалось интегрировать с пакетом «Планы». Благодаря этому ввод исходной информации для составления расписания занятий, осуществляемый в больших вузах в течение месяца, а то и дольше, превратился в процесс конвертации данных в течение нескольких минут. – Делитесь ли вы опытом с коллегами? – Мы всегда открыты для плодотворного сотрудничества и интеграции. Приезжающим к нам специалистам других вузов показываем все системы непосредственно в работе. Полный перечень предлагаемых программных комплексов поместили на специальном сайте www.mmis.ru. – А студенты участвуют в разработке программных и других продуктов? – Не только студенты, но и многие сотрудники, аспиранты и преподаватели. Наверное, поэтому система получилась «живой». Один студент нашего университета, обучающийся по специальности «Информационные системы» сказал так: «Участвуя в разработках конкретных программ и видя результат своей работы, приобретаешь гораздо больше, чем на всех занятиях». Это к вопросу о пользе участия в практической деятельности. – И в заключение: что как проректор по информационным технологиям вы считаете своим самым большим достижением? – Удалось вывести университет на передовые позиции в области информатизации. Информационные технологии стали неотъемлемой и естественной частью работы каждого преподавателя, сотрудника и студента. И еще: разрешите предостеречь руководителей вузов от опрометчивости при освоении новых информационных технологий. Во-первых, отказываться от традиционной системы управления можно только тогда, когда даст положительный результат новая. Во-вторых, информационные системы автоматизируют, упрощают, повышают качество управления не сами по себе, а стараниями компетентных в этой области специалистов. Берегите квалифицированные кадры! И наконец, третье, мы ни разу не наблюдали внедрения каких-либо информационных систем без проявления воли и настойчивости руководства вуза. Это главное! Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|