Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Удмуртский государственный университет - вуз исследовательского типа

Создание научно-образовательных центров, площадок опережающего развития технологий и академических программ, информационной среды и в целом вузовской инфраструктуры, является тактикой УдГУ для достижения стратегической цели – становления вуза как вуза исследовательского типа.

Просмотров: 1555

Синергетический эффект

БУНТОВ Семен Демьянович – ректор Удмуртского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент

Создание научно-образовательных центров (НОЦ), площадок опережающего развития технологий и академических программ, информационной среды и в целом вузовской инфраструктуры, является тактикой Удмуртского государственного университета для достижения стратегической цели – становления вуза как вуза исследовательского типа.

О других приоритетах вуза и проблемах сегодняшнего дня в беседе с нашим корреспондентом рассказывает ректор УдГУ Семен БУНТОВ.

– Семен Демьянович, став ректором удГу в 2007 году, во главу своих приоритетов вы поставили решение экономических проблем университета и разработку долгосрочной программы его развития. расскажите, пожалуйста, подробнее: какие конкретные цели вы ставили, что уже удалось сделать?

– Начну с разработки долгосрочной программы развития университета. Сегодня, в условиях проведения многочисленных реформ в системе образования, прежде всего, высшего профессионального, такую программу разработать сложно. Поэтому мы начали с разработки концепции стратегического развития университета как исследовательского вуза, в которой определили цели и задачи его деятельности на долгосрочную перспективу по следующим основным направлениям:

  • финно-угроведение;
  • биотехнологии;
  • вычислительная техника;
  • экология;
  • безопасность;
  • нанотехнологии.

Наряду с этим мы приступили к разработке концепций и программ по отдельным направлениям и видам деятельности. В частности, уже утверждены концепции и программы информатизации университета, воспитательной работы, непрерывного языкового образования, интернационализации. Завершается работа над концепциями дополнительного образования, кадровой политики, программой энергосбережения и некоторыми другими. Эти факторы способствуют тому, что работа университета приобретает плановый системный характер.

Наиболее ярко это проявляется в работе научного блока университета и управления по качеству образования. Неслучайно, несмотря на жесткие требования ВАК, университету удалось открыть 8 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, получить статус «ваковского» издания журнала «Вестник Удмуртского университета» по 5 научным направлениям.

Была проведена большая работа по укреплению экономической составляющей деятельности вуза.

Больше внимания стало уделяться эффективному расходованию средств, экономии ресурсов. В частности, лекционные потоки по родственным специальностям на ряде факультетов были объединены, что позволило без ущерба для качества сократить объем учебной нагрузки. Введен внутренний конкурсный порядок закупок оборудования для факультетов и институтов. Созданы центры коллективного пользования приборами, которые обслуживают все подразделения университета.

Благодаря этим и другим мерам, принятым ректоратом, за три года удалось существенно увеличить заработную плату преподавателей, создать систему стимулирования аспирантов и их научных руководителей. Введено добровольное медицинское страхование докторов наук, профессоров. С 2009 года ректорат планировал распространить его и на кандидатов наук, но, к сожалению, финансовый кризис пока эти планы отодвинул на более поздние сроки.

Несмотря на кризис, университет продолжает строительство межвузовской библиотеки. К сожалению, в 2010 году из-за сокращения финансирования темпы ее строительства значительно сократились.

Благодаря проведенному ремонту коренным образом преобразился внешний вид учебных корпусов университета, были существенно улучшены условия проживания в студенческих общежитиях.

За эти годы университет значительно укрепил свое положение в сфере международного сотрудничества. Мы стали членами Европейской ассоциации университетов. УдГУ выступил учредителем Ассоциации финно-угорских университетов, а в прошлом году возглавил ее.

По итогам 2009 года университет вошел в число лучших классических университетов в национальном рейтинге российских вузов, составленном по государственному заказу Федерального агентства по образованию, разделив в нем 22-25 места с несколькими другими вузами.

– Судя по вашим выступлениям в СМИ, вы считаете, что текущий год обещает быть тяжелым для вузов. Какие способы удержаться на плаву, исходя из опыта работы вашего университета, вы считаете наиболее эффективными? Какой вы видите «архитектуру» российского образования в посткризисный период?

– Бюджетное финансирование вузов в текущем году было сокращено. Судя по всему, следующий год будет не лучшим. К тому же в Удмуртии он будет отягощен последствиями низкого уровня рождаемости в начале 90-х годов прошлого века. В этих условиях для сохранения кадров преподавателей необходимо больше внимания уделять заочному обучению в сокращенные сроки, прежде всего, второму высшему образованию, а также повышению квалификации и переподготовке кадров.

Значительные надежды мы связываем с коммерциализацией наших научных разработок, созданием для этого хозяйственных обществ, а также участием в тех проектах, которые государство продолжает поддерживать. Так, за два последних года в УдГУ было создано 19 научно-образовательных центров (НОЦ) – это научные коллективы под руководством авторитетных специалистов, которые занимаются разработкой тех или иных проблем. Их деятельность финансируется из федерального бюджета путем конкурсного распределения средств. Многие наши НОЦ успешно участвовали в таких конкурсах и получили бюджетное финансирование.

Что касается «архитектуры» российского высшего образования в посткризисный период, то я пока от прогнозов воздержусь. Его «верхняя» часть в виде двух ведущих университетов России (МГУ и СПбГУ), сети федеральных и национальных исследовательских университетов уже достаточно четко очерчена. А какой будет «нижняя», пока, наверное, не знают и сами руководители российского высшего образования.

– Насколько эффективно работает на вашей «территории» закон о создании малых предприятий при вузах? Приведите, пожалуйста, примеры коммерциализации научных разработок УдГУ.

– Специфика научно-технической и инновационной деятельности университета заключается в обеспечении интеграции образовательного и научного процессов путем привлечения к научно-исследовательской и инновационной работе всего кадрового потенциала образовательного учреждения. Основными формами научно-технической и инновационной деятельности в вузе являются:

  • обеспечение выполнения непрерывного инновационного цикла от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до производства и реализации наукоемкой продукции и технологий в промышленности;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в условиях инновационной экономики;
  • воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;
  • производство инновационной продукции и услуг собственными силами;
  • создание предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом;
  • продажа лицензий на высокотехнологические процессы для выпуска научно-технического продукта;
  • создание и поддержка инновационных инфраструктур, способствующих коммерциализации новых и высоких технологий;
  • формирование инновационной культуры в бизнес-среде.

При университете уже функционируют малые инновационные структуры. Так, фирма ЗАО НПО «МКМ» возникла в результате объединения специалистов в области металлургии, физики, математики и компьютерных технологий. Совместная работа этой фирмы с предприятиями ряда городов России позволила создать систему LVMFlow, применимую к большому спектру литейных технологий. В результате сотрудничества со шведской фирмой NOVACAST система была внедрена во многих фирмах США, Канады, Бразилии, Швеции, Норвегии, Австралии, Турции.

В соответствии с концепцией ФЦП «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг.», утвержденной в начале 2010 года, УдГУ готов к внедрению разработанных специалистами университета инновационных технологий защиты теплотехнического оборудования. Предлагаемые способы защиты теплотехнического оборудования (котельных, тепловых сетей) от накипеобразования и коррозии, по опыту внедрения на предприятиях регионов РФ, обеспечивают экономический эффект 100 – 300 тыс. руб. в год на каждой локальной энергетической системе. Только в Удмуртии (без учета Ижевска) в системе жилищно-коммунального хозяйства – около 1000-1200 теплоэнергетических систем (котельных, центральных тепловых пунктов). При достижении на каждом объекте ежегодного экономического эффекта в размере почти 100 тыс. руб., в целом по Удмуртской Республике экономический эффект от внедрения разработок может составить свыше 100 млн руб. в год.

– Каким образом сегодня, когда в условиях мирового финансового кризиса «урезается» финансирование некоторых федеральных целевых программ, многие предприятия сокращают программы и бюджеты, вы выстраиваете приоритеты развития вузовской науки? О каких значимых результатах вы хотели бы рассказать?

– В условиях модернизации системы национального образования России и решения задач подготовки современных высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики страны, УдГУ взял стратегический курс на развитие вуза как вуза исследовательского типа. Своей тактикой мы избрали создание научно-образовательных центров (НОЦ) как площадок опережающего развития технологий и академических программ, информационной среды и в целом вузовской инфраструктуры.

Содержательным аспектом НОЦ становится инициирование, поддержка, развитие научных направлений, имеющих фундаментальный и прикладной характер исследования. Они выстраивают в организационном плане отношения с кафедрами, факультетами, другими научными структурами и предприятиями, где отрабатываются механизмы взаимодействия проблем интеграционного характера. Синергетическим эффектом совместной деятельности членов НОЦ является как разработка новых идей, так и открытие новых образовательных программ по всем уровням подготовки.

Таким образом, реализуется принцип интеграции науки и образования. Экономический эффект деятельности НОЦ – оптимизация ресурсов: материально-технических, интеллектуальных, финансовых. Это создает возможность многоканального финансирования университета: освоение грантов и участие в реализации федеральных целевых программ, инвестиционными приоритетами которых сегодня являются направления междисциплинарного, интеграционного характера, а это все более мощные стимулы дальнейшего развития не только высшего образования, но и инновационной экономики страны в целом.

– Сегодня остро стоит задача подготовки нового поколения научных и преподавательских кадров для вузов. Какие бы вы определили принципиальные подходы к решению этой задачи? Как и чем привлечь молодежь в науку? Каков, по вашей оценке, на сегодняшний день молодежный профиль научного потенциала УдГУ?

– В каждом вузе складываются свои способы и методы организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС), обеспечивающие приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности. В УдГУ система организации НИРС, помимо традиционной административной вертикали управления, представлена общественными объединениями, курирующими «молодежную» науку в вузе.

Начальной формой организации научной работы студентов являются студенческие научные объединения, созданные на кафедрах: научные кружки, проблемные или творческие группы, лаборатории и т.п. В настоящее время в университете работают более 40 научных объединений. Общую координацию научно-исследовательской работы студентов в рамках университета осуществляет сектор НИРС ЦНИ. В подготовке и организации общеуниверситетских научных молодежных мероприятий большую помощь оказывают участники Самоорганизации молодых ученых УдГУ (СаМоУч), деятельность которых курируется проректором по научной работе. Цель работы этой организации – научное, профессиональное, личностное развитие студентов и аспирантов. За сравнительно короткий срок, начиная с 2007 года, СаМоУч как площадка по производству идей и проектов, а также коммуникаций успела серьезно заявить о себе.

С целью формирования научно-исследовательской среды университета и повышения интереса к научной деятельности был создан молодежный научно-информационный портал (один из проектов участников СаМоУч), который стал платформой для проведения ежегодной электронной конференции «Диалог. Наука глазами молодых ученых». Уникальность этой конференции заключается в том, что все желающие могут подробно ознакомиться с научными работами и обсудить их с авторами.

Традиционными в университете стали Дни молодежной науки в УдГУ, инициированные Самоорганизацией молодых ученых. Отличительной особенностью «праздника интеллекта» в 2010 году было то, что вместо традиционных 2-3 дней он продолжался неделю. В программу Недели молодежной науки были включены выступления студентов и аспирантов с научными докладами 38-й итоговой студенческой научной конференции, ряд круглых столов, методологические и обучающие семинары-тренинги, открытые лекции преподавателей и др.

В университете ежегодно проводится внутренний конкурс грантов поддержки талантливых студентов, аспирантов и молодых ученых. По результатам их научно-исследовательской деятельности присуждаются премии в размере 10 и 15 тыс. рублей.

Одним из перспективных направлений в работе студентов и аспирантов является их участие в выполнении грантовых, научно-исследовательских и инновационных проектов преподавателей и сотрудников вуза. В 2009 году 218 студентов принимали участие в качестве исполнителей (соисполнителей) в НИР.

Среди победителей конкурса «Десять лучших инновационных идей студентов Удмуртской Республики 2010 года» четыре проекта принадлежат нашим студентам.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российское образование в области национального прикладного искусства
Подготовка кадров для сельского хозяйства Чувашии
Болонский клуб в Донском государственном техническом университете
Северо-кавказский гуманитарный институт - акцент на профориентацию
Владимир Иванов об инновационной политике МарГТУ
Кадры для сервисной экономики
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Информатизация как фактор развития вуза
Опыт реализации положений Болонского процесса
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия: испытание кризисом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ