Участие работодателя в подготовке бакалавраБез участия работодателя невозможно качественно подготовить специалиста. Работодатель должен включиться в процесс подготовки специалиста, считает первый проректор по учебной работе Московского государственного открытого университета Евгений Щербак. Просмотров: 2276
«Бакалавра придется доучивать на месте»
За четыре года бакалавриата качественно подготовить специалиста без участия работодателя практически невозможно, считает первый проректор по учебной работе Московского государственного открытого университета Евгений ЩЕРБАК. в беседе с корреспондентом «АО» гость рубрики «ПРОректор» рассказывает о том, как эта проблема решается в МГОУ. – Евгений Николаевич, как бы вы охарактеризовали региональную политику в области высшего образования? Какие ее моменты, на ваш взгляд, требуют корректировки? – Как известно, государственная политика в сфере высшего профессионального образования основывается на признании приоритетности сферы образования как важнейшего фактора, гарантирующего соблюдение конституционных прав и свобод граждан, а ее реализация обеспечивается правовыми, организационными, финансово-экономическими и иными механизмами. Именно создание целостной системы правового регулирования сферы высшего профессионального образования сегодня является ключевой проблемой. Необходим новый закон об образовании, который будет регулировать сложные правоотношения в сфере образования в современных условиях и в условиях завтрашнего дня. – Соотносятся ли планы приема этого года в вашем вузе на прогнозы подготовки специалистов? Насколько они близки к реальности, по вашему опыту? – Практика предшествующих лет показывает стабильную тенденцию на уменьшение госзаказа по гуманитарным и экономическим специальностям при сохранении контрольных цифр по инженерно-техническим специальностям. Однако в реальности конкурс при приеме в 2010 году на юриспруденцию и экономику не уменьшается. Значит, прогнозы ошибочны? Или госзаказ не соответствует потребностям общества? – Сколько бюджетных мест выделяется вашему вузу? Ваше отношение к этой цифре. – 3040 бюджетных мест для нашего вуза в 2010 году составляет меньшую часть контингента обучающихся, который планируется принять на первый курс. Остальные 60 процентов первокурсников будут составлять «платники». Только бюджетная составляющая в финансировании не позволяет вузу на необходимом качественном уровне вести образовательную деятельность. Отсюда и соответствующее отношение – это очень малая цифра. Государство постепенно выходит из системы финансирования вузов через выделение бюджетных мест, а работодатели, для которых ведется подготовка специалистов, не торопятся занять эту освобождающуюся нишу, очень редко выступают в качестве плательщика за образовательные услуги. Таким образом, граждане остаются перед выбором: или поступать на нежелаемую специальность, но на которую выделены бюджетные места, или поступать на желаемую, но оплачивать из своего кармана. – В вашем вузе или регионе ведется мониторинг потребностей в подготовке и переподготовке кадров? – Для мониторинга качества подготовки специалистов и потребностей в кадрах в настоящее время используются следующие основные направления:
– Как проректор по учебной работе, каким образом вы оцениваете переход вузов на систему образования по болонским принципам? – По моему мнению, переход на болонскую систему должен осуществляться в добровольном порядке с учетом специфики и традиций подготовки специалистов для отечественной экономики. Есть опасность, что в результате лучшие кадры будут поднимать экономику других стран. – Позволят ли содержание и сроки обучения бакалавров подготовить такого специалиста высшего звена, который нужен производству? Не придется ли его доучивать? если да, как вы думаете, за чей счет? – В нашем вузе еще не накоплен достаточный опыт в мониторинге трудовой траектории бакалавров, но то, что это не тот специалист, который нужен производству, уже и так ясно. Парадокс заключается в том, что по причине технического прогресса требования к уровню подготовки выпускников возрастают, а бакалавриат значительно снижает этот уровень. Доучивать уже на рабочих местах выпускников-бакалавров обязательно придется и, как правило, работодателю за свой счет. Магистратура не решит эту проблему. – По вашему мнению, бакалавра признают на производстве как специалиста с высшим образованием? – Отношение к бакалаврам у работодателей настороженное, и этому есть объективные причины. Вернуть доверие к уровню подготовки, каким обладали специалисты, очень сложно. Работодатели будут вынуждены использовать то, что есть. Опыт МГОУ по созданию на больших предприятиях базовых кафедр и учебно-научных центров в некоторой степени позволяет решать проблему проведения практических занятий со студентами непосредственно на технике и оборудовании этих предприятий. К сожалению, не все работодатели понимают, что компенсировать недостаточную подготовку бакалавра можно только за счет обучения студентов старших курсов непосредственно на рабочем месте. – Для подготовки бакалавров потребуются иные учебные планы? – Проблема не только в содержании учебного плана, а в создании условий для его реализации. Мы уже говорили, что за четыре года вывести на должный уровень качества подготовки выпускника без активного участия профильных предприятий и организаций в учебном процессе невозможно. Однако каких-либо реальных стимулов у руководителей предприятий участвовать в образовательном процессе пока нет. – Как можно организовать подготовку кадров высшей квалификации в условиях болонской системы, на ваш взгляд? – Организация подготовки кадров высшей квалификации в условиях болонской системы подразумевает переход на одноуровневую подготовку – докторантуру PhD. При этом аспирантура как образовательный институт не предусматривается. Для перехода на докторантуру PhD необходимо кардинальное изменение законодательства. До его корректировки, возможно, целесообразно существование двух систем: экспериментально – докторантура PhD и аспирантура и докторантура в нынешнем виде от трех до пяти лет. – Болонская система предполагает мобильность студентов и преподавателей, а значит, знание иностранного языка. учитывается ли это в учебном плане? – Конечно, в учебных планах предусмотрена возможность изучения иностранного языка. Но нужно смотреть правде в глаза: за время, предусмотренное в расписании, изучить иностранный язык невозможно. Только активная самостоятельная работа и дополнительные занятия у студентов с высокой мотивацией на продолжение обучения за рубежом может способствовать освоению иностранного языка. Как правило, английского. – Какие вопросы лицензирования и аккредитации образовательных программ вы считаете недоработанными? – Подход к показателям и критериям деятельности вузов для их лицензирования и государственной аккредитации должен соответствовать реалиям сегодняшнего дня. А они диктуют необходимость введения системы профессионально-общественной оценки деятельности вузов, в том числе профессиональной аттестации выпускников на предмет их допуска к отдельным видам деятельности. Такая система ограничит возможности недоучек выполнять работы, для которых необходим высокий профессионализм. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|